Макроэкономическое равновесие рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — исследовать особенности и проблемы регулирования макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг в Республике Беларусь. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать спрос и совокупное предложение на товарном рынке, факторы влияния;
Рассмотреть классическую и кейнсианскую модели равновесия на товарном рынке;
Исследовать особенности и проблемы регулирования макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по совокупному предложению и спросу 2010 год.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

   Источник :разработка на основании данных министерства статистики и анализа Республики Беларусь[21].

   Объемы  производства валового внутреннего  продукта,  продукции промышленности, инвестиций в основной капитал, продукции сельского хозяйства,  розничного товарооборота и платных услуг приведены в текущих ценах, индексы – в сопоставимых ценах.

  Темп  роста валового внутреннего продукта (ВВП) за январь 2009 г. составил 104,2 % к  уровню января 2008 г., при прогнозе на год –110-112 %.

  Удельный  вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 29,7 %, сельского хозяйства – 2,9 %, строительства – 8,4 %, транспорта и связи – 9,7 %, торговли и общественного питания – 11,5 %.

  В промышленности республики за январь текущего года произведено продукции  на 1,2 % больше, чем за аналогичный период 2008 г. (по прогнозу прирост за 2009 г. – на 10-12 %).

  Производство  потребительских товаров в январе 2009 г. к уровню января 2008 г. возросло на 3,5 % (прогноз на год – рост на 12-13 %), в том числе продовольственных  на 11,2 % (по прогнозу на 2009 г. – на 12-13 %), непродовольственных снизилось - на 5,4 п.п. (по прогнозу на 2009 г. – прирост на 11,5-12,5 %).

  В январе 2009 г. в хозяйствах всех категорий  объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился к уровню января 2008 г. на 8,4 % при прогнозируемом росте за год – на 8,5-9,5 %. При этом в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах объем валовой продукция по сравнению с январем 2008 г. возрос на 11 %, в хозяйствах населения - уменьшился на 7,4 %, что связано, главным образом, с сокращением численности скота в личных подворьях.

  В сельскохозяйственных и других организациях в январе 2009 г. реализация скота и  птицы на убой по сравнению с январем 2008 г. увеличилась на 9,1 %, производство молока – на 11,4 %. Яиц получено больше на 5,4 %.

  Текущий зимний стойловый период содержания скота проходит в условиях лучшей обеспеченности кормами. Если на 1 февраля 2008 г. в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, учитываемых в текущем порядке, наличие кормов всех видов составляло 4,6 млн. тонн кормовых единиц, или в среднем по 11,3 центнера в расчете на условную голову скота, то на 1 февраля 2009 г. их имелось соответственно 5,6 млн. тонн (на 23,2 % больше), или по 13,3 центнера кормовых единиц (на 17,7 % больше).

  В январе 2009 г. на развитие экономики  использовано 2,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 124,9 % к уровню января 2008 г. при прогнозе на 2009 год – 123-125 %.

  Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе 2009 г. составили 123,8 % к уровню января 2008 г. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 40,6 %.

  На  объекты производственного назначения направлено 63,3 % (в январе 2008 г. – 62,1 %) общего объема инвестиций, или 128,4 % к уровню января 2008 г.

  На  строительство жилых домов в  январе 2009 г. использовано 21,8 % от общего объема инвестиций.

  Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь в 2009 году предусматривается ввести в эксплуатацию 6000 тыс. кв. метров общей площади жилых домов.

  В январе 2009 г. введено в эксплуатацию 294,5 тыс. квадратных метров общей площади  жилых домов, что составляет 4,9 % к  предусмотренному заданию на год. По сравнению с январем 2008 г. ввод в действие жилья увеличился на 17 тыс. квадратных метров, или на 6,1 %. Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 127 тыс. квадратных метров общей площади, из них в многоквартирных жилых домах в городах – 62,5 тыс. квадратных метров. Удельный вес жилья, построенного для этой категории граждан в многоквартирных жилых домах в городах, составил 81,3 % от объема введенного жилья в таких домах при задании – 78 %.

  В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 117,4 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 39,9 % от общего ввода по республике (в январе 2008г. – 47,4 %).

  Увеличение  объема розничного товарооборота, включая  общественное питание, через все  каналы реализации за январь месяц 2009 г. составило 12,3 % по сравнению с уровнем января 2008 г. при прогнозе его роста на год – на 16-17 %.

  Прогнозные  параметры по темпам роста розничного товарооборота выполняются только организациями г. Минска.

  Среднемесячный  размер пенсии по возрасту в январе 2009 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,2 %, в январе-феврале соответственно – на 14, 8 % и составил в январе - 408,3 тыс. рублей, в январе-феврале – 408,6, в том числе в феврале – 408,9 тыс. рублей.

   Среднемесячный  размер минимальной пенсии по возрасту увеличился по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года в январе 2009 г. на 19,3 %, в январе-феврале соответственно на 16,4 % (по прогнозу – 14,5 %) и составил в январе – 226,5 тыс. рублей, в январе – феврале 228,3 тыс. рублей, в том числе в феврале – 230,1 тыс. рублей.

   Финансирование  выплат пенсий и пособий произведено  в истекшем периоде текущего года в полном объеме и в установленные  сроки.

   Основным  фактором роста индекса потребительских  цен в январе 2009г. явилась девальвация курса белорусского рубля, вследствие чего возросли цены на ряд продовольственных и непродовольственных товаров иностранного происхождения в белорусских рублях.

     Анализ  социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

  • наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
  • слабая инновационная активность;
  • дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
  • недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

     Учитывая, что в реальном секторе экономики  в основном исчерпаны возможности  наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в предстоящей пятилетке необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека[13,с.15].

     Цели и задачи экономического развития Республики Беларусь на 2010 годы определены на основании анализа ее экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств – основных торговых партнеров Беларуси, и прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.

     Главная цель экономического развития Республики Беларусь на 2010 годы – дальнейшее повышение  уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

     Для ее достижения необходимо обеспечить:

  • рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
  • благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;
  • опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
  • внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
  • осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
  • инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
  • расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

     национальную  безопасность страны.

     Для реализации поставленных задач главные  усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

  • всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
  • инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
  • наращивание экспортного потенциала страны;
  • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
  • развитие малых и средних городов;

     жилищное  строительство.

     В Республике Беларусь созданы условия  для формирования институтов рынка (коммерческие банки, биржи и т. п.). Однако развитие рыночных отношений  сдерживается противоречивостью и слабой системной согласованностью экономических и административных инструментов и механизмов.  
 В ближайшей перспективе (до 2010 г.) предполагается завершить создание законодательно-правовой базы для формирования эффективной социально ориентированной экономики, дающей возможность обеспечить достойный уровень жизни людей, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, адаптацию производства к изменениям рыночной конъюнктуры. Институциональное строительство должно вестись в  направлении: 
· реализации прав собственности и контрактных обязательств; защиты инвесторов; формирования крупных интегрированных структур, способных производить высококачественную продукцию с наименьшими издержками и содействующих мобилизации внутренних ресурсов, расширяющих возможности привлечения внешних инвестиций и выхода на мировой рынок; реструктуризации в среднем звене (на мезоуровне); совершенствование организационно-правовых условий для осуществления корпоративного управления; процедуры несостоятельности (банкротства); 
· формирования и развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании); расширения возможностей финансирование  предприятий; 
· повышения эффективности законодательства путем реформирования политических институтов (судебной и правоохранительных систем, государственного  управления);[13,с.20]. 
· создания и совершенствования компетентной и надежной системы судопроизводства и специализированных органов, занимающихся ценными бумагами и антимонопольной деятельностью; повышения правовых знаний населения  и  эффективного  использования  законов.  
 В 2011–2020 гг. потребуется формирование институциональной поддержки экологизации производственной и непроизводственной деятельности (законодательно-правовая база, аудит, страхование, сертификация, экспертиза, мониторинг и стратегическая экологическая оценка). 
 В системе институциональных рыночных преобразований определяющая роль принадлежит отношениям собственности. Ее трансформация направлена на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, развитие частной инициативы и предпринимательства, стимулирование инвестиционных процессов и, в конечном счете, на создание устойчивых предпосылок для динамичного роста и повышения  эффективности  экономики.  
 Ориентировочное соотношение частного и государственного секторов должно составить 70:30, что соответствует эволюционно достигнутому уровню в экономически развитых странах мир Приватизация небольших объектов государственной собственности будет осуществляться путем их продажи по конкурсу или на аукционах за денежные средства. Реформировать средние предприятия предполагается путем преобразования в открытые акционерные общества с последующей продажей акций, принадлежащих государству, отечественным и иностранным  инвесторам. 
 В отношении крупных предприятий будет преобладать приватизация посредством акционирования на основе эффективных индивидуальных инвестиционных проектов (допуская передачу в установленном порядке новым собственникам земельных участков) с последующей продажей акций, находящихся в государственной собственности. При реформировании крупных имущественных комплексов следует рассматривать целесообразность их реструктуризации и проведения аукционов и конкурсов по продаже (либо по передаче в коммунальную собственность) выделяемых структурных  подразделений. 
 Четкая регламентация работ по реформированию собственности потребует составления и утверждения долгосрочных региональных программ приватизации в каждом административно-территориальном образовании страны. 
 Система индикаторов включает общесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, экономической и экологической сфер, которые являются основными звеньями системы «человек–окружающая среда–экономика».  Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устойчивого развития всех сфер в целом, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Они количественно измеримы и сопоставимы в динамике, обеспечивают возможность сравнения аналогичных процессов с другими странами и, кроме того, дополняются и конкретизируются индикаторами, характеризующими развитие основных компонентов системы устойчивого  развития. 
 В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

     Согласно  прогнозу международных организаций  ожидается ускорение глобального  экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).  

   Для предотвращения возможности появления  на белорусском рынке банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, должен быть сохранен разрешительный принцип доступа иностранного капитала в банковскую систему  Беларуси.

   Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается  как важнейший шаг в направлении  интеграции в мировую экономику, который даст республике необходимый инструментарий для защиты и продвижения своих интересов в рамках системы международной торговли. В то же время присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее внешнеэкономического законодательства правилам ВТО. В частности, планируется упростить доступ иностранных инвесторов на рынок страховых и других финансовых услуг республики. Таким образом, преимущества, предлагаемые юридической системой международной торговли и выгоду, которую из нее можно извлечь, следует рассматривать с двух различных точек зрения:

   с точки зрения предприятий как  экспортеров товаров и услуг;

  • с точки зрения предприятий как импортеров сырья, других товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт.

1.Преимущества  для экспортеров товаров и  услуг. Гарантия доступа

   В торговле товарами почти все импортные  таможенные тарифы развитых стран и  значительная доля тарифов развивающихся  стран и стран с переходной экономикой связаны во избежание дальнейших повышений. Такое "замораживание" гарантирует, что облегченный доступ на рынок, достигнутый в результате снижения тарифов, не будет нарушен внезапным их ростом или введением других ограничений странами-импортерами. В торговле услугами обязательства не ограничивать доступ иностранных услуг и их поставщиков на рынок "связываются" тем, что они не должны выходить за пределы условий и ограничений, которые зафиксированы в национальном перечне обязательств.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие рынка товаров и услуг