Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:28, курсовая работа
Цель данной работы — исследовать особенности и проблемы регулирования макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг в Республике Беларусь. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать спрос и совокупное предложение на товарном рынке, факторы влияния;
Рассмотреть классическую и кейнсианскую модели равновесия на товарном рынке;
Исследовать особенности и проблемы регулирования макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.
Источник :разработка на основании данных министерства статистики и анализа Республики Беларусь[21].
Объемы производства валового внутреннего продукта, продукции промышленности, инвестиций в основной капитал, продукции сельского хозяйства, розничного товарооборота и платных услуг приведены в текущих ценах, индексы – в сопоставимых ценах.
Темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) за январь 2009 г. составил 104,2 % к уровню января 2008 г., при прогнозе на год –110-112 %.
Удельный
вес в ВВП добавленной
В промышленности республики за январь текущего года произведено продукции на 1,2 % больше, чем за аналогичный период 2008 г. (по прогнозу прирост за 2009 г. – на 10-12 %).
Производство
потребительских товаров в
В январе 2009 г. в хозяйствах всех категорий объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился к уровню января 2008 г. на 8,4 % при прогнозируемом росте за год – на 8,5-9,5 %. При этом в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах объем валовой продукция по сравнению с январем 2008 г. возрос на 11 %, в хозяйствах населения - уменьшился на 7,4 %, что связано, главным образом, с сокращением численности скота в личных подворьях.
В сельскохозяйственных и других организациях в январе 2009 г. реализация скота и птицы на убой по сравнению с январем 2008 г. увеличилась на 9,1 %, производство молока – на 11,4 %. Яиц получено больше на 5,4 %.
Текущий зимний стойловый период содержания скота проходит в условиях лучшей обеспеченности кормами. Если на 1 февраля 2008 г. в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, учитываемых в текущем порядке, наличие кормов всех видов составляло 4,6 млн. тонн кормовых единиц, или в среднем по 11,3 центнера в расчете на условную голову скота, то на 1 февраля 2009 г. их имелось соответственно 5,6 млн. тонн (на 23,2 % больше), или по 13,3 центнера кормовых единиц (на 17,7 % больше).
В январе 2009 г. на развитие экономики использовано 2,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 124,9 % к уровню января 2008 г. при прогнозе на 2009 год – 123-125 %.
Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе 2009 г. составили 123,8 % к уровню января 2008 г. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 40,6 %.
На
объекты производственного
На строительство жилых домов в январе 2009 г. использовано 21,8 % от общего объема инвестиций.
Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь в 2009 году предусматривается ввести в эксплуатацию 6000 тыс. кв. метров общей площади жилых домов.
В январе 2009 г. введено в эксплуатацию 294,5 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что составляет 4,9 % к предусмотренному заданию на год. По сравнению с январем 2008 г. ввод в действие жилья увеличился на 17 тыс. квадратных метров, или на 6,1 %. Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 127 тыс. квадратных метров общей площади, из них в многоквартирных жилых домах в городах – 62,5 тыс. квадратных метров. Удельный вес жилья, построенного для этой категории граждан в многоквартирных жилых домах в городах, составил 81,3 % от объема введенного жилья в таких домах при задании – 78 %.
В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 117,4 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 39,9 % от общего ввода по республике (в январе 2008г. – 47,4 %).
Увеличение объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации за январь месяц 2009 г. составило 12,3 % по сравнению с уровнем января 2008 г. при прогнозе его роста на год – на 16-17 %.
Прогнозные
параметры по темпам роста розничного
товарооборота выполняются
Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе 2009 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,2 %, в январе-феврале соответственно – на 14, 8 % и составил в январе - 408,3 тыс. рублей, в январе-феврале – 408,6, в том числе в феврале – 408,9 тыс. рублей.
Среднемесячный
размер минимальной пенсии по возрасту
увеличился по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года в январе 2009
г. на 19,3 %, в январе-феврале
Финансирование выплат пенсий и пособий произведено в истекшем периоде текущего года в полном объеме и в установленные сроки.
Основным фактором роста индекса потребительских цен в январе 2009г. явилась девальвация курса белорусского рубля, вследствие чего возросли цены на ряд продовольственных и непродовольственных товаров иностранного происхождения в белорусских рублях.
Анализ
социально-экономической
Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в предстоящей пятилетке необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека[13,с.15].
Цели и задачи экономического развития Республики Беларусь на 2010 годы определены на основании анализа ее экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств – основных торговых партнеров Беларуси, и прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.
Главная цель экономического развития Республики Беларусь на 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
национальную безопасность страны.
Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
жилищное строительство.
В
Республике Беларусь созданы условия
для формирования институтов рынка
(коммерческие банки, биржи и т. п.).
Однако развитие рыночных отношений
сдерживается противоречивостью и слабой
системной согласованностью экономических
и административных инструментов и механизмов.
В ближайшей перспективе (до 2010 г.) предполагается
завершить создание законодательно-правовой
базы для формирования эффективной социально
ориентированной экономики, дающей возможность
обеспечить достойный уровень жизни людей,
экологическую чистоту и конкурентоспособность
продукции, адаптацию производства к изменениям
рыночной конъюнктуры. Институциональное
строительство должно вестись в направлении:
· реализации прав собственности и контрактных
обязательств; защиты инвесторов; формирования
крупных интегрированных структур, способных
производить высококачественную продукцию
с наименьшими издержками и содействующих
мобилизации внутренних ресурсов, расширяющих
возможности привлечения внешних инвестиций
и выхода на мировой рынок; реструктуризации
в среднем звене (на мезоуровне); совершенствование
организационно-правовых условий для
осуществления корпоративного управления;
процедуры несостоятельности (банкротства);
· формирования и развития системы финансовых
рынков и институтов, включая банковский
сектор и сеть небанковских финансовых
организаций (портфельные фонды, фонды
венчурного (рискового) капитала, лизинговые
и факторинговые компании, страховые компании);
расширения возможностей финансирование
предприятий;
· повышения эффективности законодательства
путем реформирования политических институтов
(судебной и правоохранительных систем,
государственного управления);[13,с.20].
· создания и совершенствования компетентной
и надежной системы судопроизводства
и специализированных органов, занимающихся
ценными бумагами и антимонопольной деятельностью;
повышения правовых знаний населения
и эффективного использования законов.
В 2011–2020 гг. потребуется формирование
институциональной поддержки экологизации
производственной и непроизводственной
деятельности (законодательно-правовая
база, аудит, страхование, сертификация,
экспертиза, мониторинг и стратегическая
экологическая оценка).
В системе институциональных рыночных
преобразований определяющая роль принадлежит
отношениям собственности. Ее трансформация
направлена на создание многоукладной
социально ориентированной рыночной экономики,
развитие частной инициативы и предпринимательства,
стимулирование инвестиционных процессов
и, в конечном счете, на создание устойчивых
предпосылок для динамичного роста и повышения
эффективности экономики.
Ориентировочное соотношение частного
и государственного секторов должно составить
70:30, что соответствует эволюционно достигнутому
уровню в экономически развитых странах
мир Приватизация небольших объектов государственной
собственности будет осуществляться путем
их продажи по конкурсу или на аукционах
за денежные средства. Реформировать средние
предприятия предполагается путем преобразования
в открытые акционерные общества с последующей
продажей акций, принадлежащих государству,
отечественным и иностранным инвесторам.
В отношении крупных предприятий будет
преобладать приватизация посредством
акционирования на основе эффективных
индивидуальных инвестиционных проектов
(допуская передачу в установленном порядке
новым собственникам земельных участков)
с последующей продажей акций, находящихся
в государственной собственности. При
реформировании крупных имущественных
комплексов следует рассматривать целесообразность
их реструктуризации и проведения аукционов
и конкурсов по продаже (либо по передаче
в коммунальную собственность) выделяемых
структурных подразделений.
Четкая регламентация работ по реформированию
собственности потребует составления
и утверждения долгосрочных региональных
программ приватизации в каждом административно-
Система индикаторов включает общесистемные
индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности
и процессы устойчивого развития социальной,
экономической и экологической сфер, которые
являются основными звеньями системы
«человек–окружающая среда–экономика».
Общесистемные индикаторы характеризуют
процессы устойчивого развития всех сфер
в целом, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Они количественно измеримы и сопоставимы
в динамике, обеспечивают возможность
сравнения аналогичных процессов с другими
странами и, кроме того, дополняются и
конкретизируются индикаторами, характеризующими
развитие основных компонентов системы
устойчивого развития.
В Основных положениях Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006 –
2010 годы дана оценка достигнутого уровня
социально-экономического развития в
прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено
положение Республики Беларусь в мире,
определены цели, задачи и приоритеты
социально-экономического развития страны
на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации,
пути совершенствования макроэкономических
условий, формирования эффективных экономических
институтов и ожидаемые результаты выполнения
Программы.
Согласно
прогнозу международных организаций
ожидается ускорение
Для предотвращения возможности появления на белорусском рынке банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, должен быть сохранен разрешительный принцип доступа иностранного капитала в банковскую систему Беларуси.
Присоединение
Беларуси к ВТО рассматривается
как важнейший шаг в
с точки зрения предприятий как экспортеров товаров и услуг;
1.Преимущества для экспортеров товаров и услуг. Гарантия доступа
В торговле товарами почти все импортные таможенные тарифы развитых стран и значительная доля тарифов развивающихся стран и стран с переходной экономикой связаны во избежание дальнейших повышений. Такое "замораживание" гарантирует, что облегченный доступ на рынок, достигнутый в результате снижения тарифов, не будет нарушен внезапным их ростом или введением других ограничений странами-импортерами. В торговле услугами обязательства не ограничивать доступ иностранных услуг и их поставщиков на рынок "связываются" тем, что они не должны выходить за пределы условий и ограничений, которые зафиксированы в национальном перечне обязательств.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие рынка товаров и услуг