Макроэкономическое равновесие рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — исследовать особенности и проблемы регулирования макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг в Республике Беларусь. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать спрос и совокупное предложение на товарном рынке, факторы влияния;
Рассмотреть классическую и кейнсианскую модели равновесия на товарном рынке;
Исследовать особенности и проблемы регулирования макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по совокупному предложению и спросу 2010 год.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

   ИПЦ = IL = (ptq0/p0q0) / 100%

      Дефлятор ВВП, рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Статистически дефлятор ВВП выступает как индекс Пааше, т.е. индекс с весами (объемами) текущего года:

   def ВВП = (ptqt/p0qt) / 100%

   Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП. 
Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВВП), заключаются в следующем:

   ИПЦ рассчитывается на основе только цен  товаров, включаемых в потребительскую  корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары, произведенные экономикой;

  • при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП только товары, произведенные национальной экономикой;
  • для определения общего уровня цен и темпа инфляции могут использоваться и дефлятор ВВП, и ИПЦ, но ИПЦ служит также основой для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности» и разработки на их основе программ  социального  обеспечения; 
    Темп инфляции (равен отношению разницы уровня цен (например, дефлятора ВВП) текущего (t) и предыдущего года (t - 1) к уровню цен предыдущего года, выраженному в процентах: 
    = дефлятор ВВП текущего года – дефлятор ВВП предыдущего года  100%; дефлятор ВВП предыдущего года Темп изменения стоимости жизни (подсчитывается аналогично, но через ИПЦ и равен: ?? = ИПЦ текущего года – ИПЦ предыдущего года 100% ИПЦ предыдущего года
  • в макроэкономических моделях в качестве показателя общего уровня цен обычно используется дефлятор ВВП, который обозначаемый буквой Р и измеряется только в относительных величинах (например, 1.2; 2.5; 3.8);
  • ИПЦ завышает величину общего уровня цен и уровень инфляции, а дефлятор ВВП занижает эти показатели. Это происходит по двум причинам:

   а) ИПЦ недооценивает структурные  сдвиги в потреблении (эффект замещения относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми), поскольку рассчитывается на основе структуры потребительской корзины базового года, т.е. приписывает структуру потребления базового года текущему году (например, если к данному году относительно подорожали апельсины, то потребители увеличат спрос на мандарины, и структура потребительской корзины изменится – доля (вес) апельсинов в ней сократится, а доля (вес) мандаринов увеличится. Между тем, это изменение не будет учтено при подсчете ИПЦ, и текущему году будет приписан вес (количество килограммов относительно подорожавших апельсинов и относительно подешевевших мандаринов, потребляемых за год) базового года, и стоимость потребительской корзины будет искусственно завышена. Дефлятор же ВНП переоценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения), приписывая веса текущего года базовому году[21,с.148].

   б) ИПЦ игнорирует изменение цен  товаров в связи с изменением их качества (рост цен на товары рассматривается  как бы сам по себе, и не учитывается, что более высокая цена на товар может быть связана с изменением его качества. Очевидно, что цена утюга с вертикальной глажкой выше, чем цена обычного утюга, однако в составе потребительской корзины этот товар фигурирует как просто «утюг»). Между тем, дефлятор ВВП переоценивает этот факт и занижает уровень  инфляции. 
В связи с тем, что оба индекса имеют недостатки и не могут точно отразить изменение общего уровня цен, может использоваться так называемый «идеальный» индекс Фишера, который снимает эти недостатки и представляет собой среднее геометрическое из индекса Паше индекса  Ласпейреса:Индекс Фишера используется для более точного расчета темпа роста общего уровня цен, т.е. темпа инфляции. В зависимости от того, повысился или понизился общий уровень цен (Р – price level) (как правило, определяемый с помощью дефлятора) за период времени, прошедший от базового до текущего года, номинальный ВВП может быть как больше, так и меньше реального ВВП. Если за этот период общий уровень цен повысился, т.е. дефлятор ВВП > 1, то реальный ВНП будет меньше номинального. Если же за период от базового года до текущего уровень цен снизился, т.е. дефлятор ВВП < 1, то реальный ВВП будет больше номинального.

       Совокупный  спрос (AD) - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике (рис. 2.1).

 
 
Рисунок 2.1— Совокупный спрос

       Кривая  совокупного спроса показывает нам  количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р). Отметим, что факторы, влияющие на кривую спроса на отдельный товар, не имеют смысла при рассмотрении совокупностей. На макроуровне совокупный спрос определяется следующими ценовыми факторами:

       - эффект процентной ставки, смысл  которой заключается в том,  что при увеличении цены процентная  ставка увеличивается, следовательно,  величина инвестиций, согласно кривой  инвестиционного спроса - уменьшается, отсюда, по основному макроэкономическому уравнению: 

Y=C+I+G+X

       При прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y);

       - эффект богатства или эффект  реальных кассовых остатков. При  росте цен население, имеющее финансовые активы, станет реально беднее и будет вынуждено сократить свои расходы;

       - эффект импортных закупок. Суть  этого эффекта в том, что  изменение цен в одной стране  приводит к изменениям объема  экспорта при неизменных ценах  за рубежом, что в свою очередь влияет на расходы населения внутри страны. Так, например, при росте цен на отечественные товары население станет больше покупать импортные товары, что приведет к уменьшению экспорта, с одной стороны, и сокращению покупок отечественных товаров - с другой;

       - убывающий наклон кривой совокупного  спроса можно объяснить через  количественную теорию денег,  которая выражается равенством:

М х V=Р х Y

       где: М - количество денег,

       V - скорость обращения денег,

       Р - уровень цен,

       Y - реальный объем производства.

       Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево.

       Каковы  причины сдвижки? Совокупный спрос  можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:

Y=C+I+G+Xn

       Изменение любого из четырех компонентов при  P приводит к изменению Y.

 
Рисунок 2.2 —Влияние неценовых факторов на совокупный спрос

       Неценовые факторы совокупного спроса включают в себя:

       1) изменения в потребительских  расходах домашних хозяйств (С) - когда изменяются: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги;

       2) изменения в инвестиционных расходах (I) - когда изменяются: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности;

       3) изменения в государственных  расходах (G);

       4) изменения в расходах на чистый  объем экспорта (Xn): национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.

Рисунок 2.4 —Последствия роста спроса в краткосрочном периоде Рисунок 2.5—Последствия роста спроса в долгосрочном периоде

 

   В краткосрочном периоде рост совокупного  спроса приходит к увеличению выпуска и увеличению занятости, не оказывая влияния на уровень цен (рис. 2.4). Такое воздействие оказала в период кризиса 30-х годов государственная политика стимулирования совокупного спроса. Но если состояние экономики близко к состоянию полной занятости в долгосрочном периоде рост совокупного спроса вызовет не увеличение выпуска, так как возможности уже на пределе, а отразится на уровне цен, т.е. вызовет инфляцию (рис. 2.5).

   К неценовым факторам, смещающим кривую совокупного спроса, относятся:

   1. Изменения в потребительских  расходах. Потребители могут изменять характер закупок товаров, независимо от изменений в уровне цен. В таком случае кривая совокупного спроса сдвинется вправо (если потребители примут решение увеличить объём закупок при данном уровне цен) или влево (если будет принято решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен). Изменение характера расходов потребителей может быть обусловлено рядом причин:

   а) Благосостоянием потребителей, связанным  с тем, что реальные доходы потребителей растут, либо падают. Так, если реальная стоимость материальных ценностей, состоящих из финансовых (акций и облигаций) и материальных (земля, здания) активов, повышается, то потребительские расходы при данном общем уровне цен возрастают, а кривая совокупного спроса смещается вправо (в положение AD1). И, наоборот, с уменьшением реальной стоимости активов кривая сместится влево (в положение AD2).

   Таким образом, с ростом доходов при  тех же ценах спрос на все товары повышается, и наоборот. Здесь не имеется в виду рассмотренный ранее эффект богатства, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений в уровне цен. В данном случае изменения реальной стоимости материальных ценностей не зависит от изменений уровня цен. Это уже неценовой фактор, смещающий всю кривую совокупного спроса.

   Пример. Резкое повышение курса акций  приводит к росту благосостояния держателей акций даже при неизменном уровне цен. Напротив, резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли (недвижимости) приводит к уменьшению благосостояния собственников недвижимости, независимо от изменений в общем, уровне цен.

   б) Ожиданиями потребителей. Если люди ожидают, что в будущем их реальные доходы возрастут, то они могут больше расходовать на покупки товаров и услуг из своего нынешнего дохода, уменьшая, естественно, свои сбережения. Следствием этого явится сдвиг кривой совокупного спроса вправо. И наоборот, неблагоприятные прогнозы на будущие реальные доходы приведут к сокращению потребительских расходов и увеличению сбережений. Следствием этого явится сокращение совокупного спроса и сдвиг кривой спроса влево.

   Такая же ситуация складывается и в связи  с ожиданиями потребителей по поводу инфляции. Если люди ожидают рост цен, то их спрос на товары повысится, они постараются купить товары до повышения цен. И наоборот, ожидание снижения цен в скором будущем приведёт к уменьшению текущего потребления. Люди откажутся от части покупок с целью извлечения выгоды из будущего снижения цен.

   в) Задолженностью потребителей. Если потребители  имеют высокий уровень задолженности, образовавшейся в результате прежних  покупок в кредит, то они уменьшают  потребление, чтобы выплатить свои долги. Это приведёт к снижению совокупного  спроса и, следовательно, к сдвигу кривой спроса влево. И, наоборот, при невысокой (или отсутствии) задолженности потребители смогут увеличить расходы на текущее потребление, что приведёт к сдвигу кривой совокупного спроса вправо.

   г) Изменением личных налогов. Снижение личных налогов, освободив часть дохода, вызовет увеличение потребительских расходов. Следствием этого явится сдвиг кривой совокупного спроса вправо. И наоборот, увеличение налогов снижает располагаемый доход потребителей, что приводит к уменьшению количества покупок и смещению кривой совокупного спроса влево.

   2. Изменения в инвестиционных  расходах. Увеличение инвестиционных расходов, т.е. закупок средств производства, при данном общем уровне цен приведёт к смещению кривой совокупного спроса вправо. И, наоборот, сокращение закупок дополнительных средств производства при постоянном общем уровне цен приведёт к обратному результату, т.е. смещению кривой совокупного спроса влево. На изменение объёмов инвестиционных расходов, в свою очередь, могут оказывать влияние ряд факторов:

   а) Процентные ставки. Увеличение процентных ставок, не связанное с изменением уровня цен (например, вследствие изменения  объёма денежной массы в стране), приведёт к сокращению инвестиционных расходов, а, следовательно, и совокупного  спроса. Кривая совокупного спроса сдвинется влево. Понижение процентных ставок, напротив, увеличит спрос на инвестиционные товары и сдвинет кривую совокупного спроса вправо.

   б) Ожидаемые прибыли от инвестиций. Оптимистические прогнозы на получение  прибыли на вложенный капитал (например, в связи с предполагаемым ростом потребительских расходов) будут способствовать увеличению спроса на инвестиционные товары. Следствием этого явится увеличение совокупного спроса и смещение кривой спроса вправо. И наоборот.

   в) Налоги с предприятий. Рост налогов сокращает прибыль предприятий, что приводит к сокращению инвестиционных расходов, и, следовательно, совокупного спроса. Кривая спроса при этом сдвинется влево. Понижение налогов даёт противоположные результаты и смещает кривую совокупного спроса вправо.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие рынка товаров и услуг