Макроэкономическое равновесие рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — исследовать особенности и проблемы регулирования макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг в Республике Беларусь. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать спрос и совокупное предложение на товарном рынке, факторы влияния;
Рассмотреть классическую и кейнсианскую модели равновесия на товарном рынке;
Исследовать особенности и проблемы регулирования макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по совокупному предложению и спросу 2010 год.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

   Система ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны применять на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях (в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров на предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или выданным импортным лицензиям и т.п.). Наличие таких единых правил помогает экспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых к экспортерам на разных рынках.

   Такой гарантированный доступ к рынкам, который обеспечивается связыванием обязательств, дает возможность экспортным отраслям формировать инвестиционные и производственные планы в условиях большей определенности[22].

2.Права  предприятий-экспортеров

   Примером  прав, предоставляемых Соглашениями в пользу экспортирующих предприятий, является право предъявлять в ходе расследований в странах-импортерах свои доказательства по поводу введения антидемпинговых или компенсационных пошлин. Когда власти импортирующих стран игнорируют их права, предприятия-экспортеры не могут обратиться к ним за разъяснениями напрямую. Они должны поставить этот вопрос перед своим правительством и предоставить ему возможность на двусторонней основе решать его с правительством страны-импортера и, если необходимо, обратиться к процедуре разрешения споров, установленной ВТО.

3.Преимущества  для импортеров сырья, других  товаров и услуг

   Предприятия и организации импортируют сырье, товары и услуги не только для производства товаров на экспорт. Основное правило, требующее выдавать разрешение на ввоз импортируемых товаров без дальнейших ограничений после уплаты таможенных пошлин, и гарантии того, что применяемые на границе меры внутреннего регулирования соответствуют единым правилам соглашений, облегчают процесс импорта. Они предоставляют экспортным отраслям индустрии определенную гарантию продажи своих товаров без задержки и по приемлемым ценам. Для импортеров же связывание таможенных тарифов, предусмотренных соглашениями, является индикатором того, что их затраты на импорт не будут подвержены инфляции из-за введения более высоких таможенных пошлин.

4.Права  импортеров

   Ряд соглашений требует, чтобы законодательства стран-членов ВТО обеспечивали определенные права импортерам. Правительства  обязаны некоторым из этих прав придавать  юридическую силу через свою правовую систему. В отношении других прав правительствам просто надлежит прилагать максимум усилий с тем, чтобы заинтересованные стороны могли получить от них полную выгоду. Придание законодательной силы таким правам предусмотрено в частности Соглашением по таможенной стоимости, обязывающим правительства законодательно подтверждать право импортеров:

  • представлять обоснование объявленной стоимости в случаях, когда таможенные власти выражают сомнение в отношении правдивости и точности этой стоимости;
  • требовать от таможенных властей предоставления им в письменном виде причины, по которым объявленная стоимость не принимается, с тем, чтобы они имели возможность обратиться к руководству более высокого уровня и опротестовать это решение.

   К правам, требующим от правительственных органов просто содействовать импортерам, относятся права, вытекающие из Соглашения по лицензированию импорта, предусматривающего выдачу лицензии на импорт в течение определенного периода времени после получения заявления. В данном случае, если иное не предусмотрено национальным законодательством, импортер имеет право только ожидать выдачи лицензии в установленный срок.

   Реализация  таких прав часто зависит от условий, которые должны выполнить отрасль  либо предприятие. Например, как отмечалось ранее, отрасль имеет право обратиться в правительственный орган с просьбой ввести защитные меры, антидемпинговые или компенсационные пошлины только в том случае, если может доказать расследующим ситуацию инстанциям, что ее просьба затрагивает интересы производителей, на долю которых приходится значительная часть товара, производимого в данной отрасли. Изучающие ситуацию инстанции обязаны, в свою очередь, перед тем, как приступить к расследованию, выяснить, соответствуют ли действительности факты, содержащиеся в заявлении.

   В системе ВТО предусмотрен механизм по разрешению споров для случаев, когда  одна из стран считает, что другая не соблюдает установленные правила, и достичь удовлетворительного  разрешения конфликта через двухсторонние  консультации не удается. Спорные ситуации, рассматриваемые ВТО, как правило, основываются на информации, предоставляемой производителями или их ассоциациями своим правительствам по проблемам, с которыми они сталкиваются при маркетинге своих товаров на внешних рынках. Несмотря на то, что во всем процессе разбирательства конфликтной ситуации – двусторонних консультациях, в процессе изучения вопроса группой экспертов по урегулированию спора и, позднее, Апелляционным органом – участвуют именно представители правительства, они в процессе своей работы опираются по всем вопросам на совет и поддержку соответствующей отрасли и ассоциации, которые заинтересованы в разрешении конфликтной ситуации.

   Таким образом, знание юридической системы  ВТО деловым сообществом помогает правительствам в вопросе полного использования механизма ВТО для наблюдения за выполнением Соглашений и урегулирования разногласий и споров. Правительства смогут предпринять необходимые меры для их разрешения в соответствующих комитетах ВТО только в случаях, если предприятия-экспортеры поставят их в известность о возникших перед ними проблемах в результате нарушения соглашений. Более того, правительства могут возбудить процедуру по разрешению споров в ВТО только в том случае, если «пострадавшая» отрасль индустрии подаст соответствующую жалобу и представит всю требуемую информацию.

   Ответственность производителей и экспортеров не должна ограничиваться обращением в  свои правительственные организации  с практическими проблемами, с  которыми они сталкиваются. Они сами либо их национальные ассоциации должны постоянно интересоваться и тщательно следить за деятельностью ВТО. Важно отметить, что переговоры не прекращаются и после достижения соглашений. Дальнейшие переговоры, имеющие важные последствия для торговли, часто начинаются уже на стадии исполнения Соглашения, в особенности в ходе периодических проверок, проводимых с целью контроля хода исполнения Соглашений и выявления необходимости внесения изменений. Поступающая со стороны делового сообщества информация о возникающих реальных проблемах могла бы оказать правительствам существенную помощь при внесении соответствующих изменений в Соглашения.

   Другими словами, система ВТО исходит  из того, что правительственные чиновники  являются наемными работниками всего  общества и призваны защищать на международной арене исключительно его интересы, прямым выражением которых является то, что данное общество может предложить на мировом рынке.

   Предоставляя  преимущества национальным импортерам и экспортерам система ВТО  может серьезно отражаться на интересах всех отечественных производителей. Поскольку доступ на внутренний рынок становится открытым, производители аналогичных товаров (работ, услуг) из разных стран попадают в более жесткую конкурентную среду, причем национальные правительства зачастую не в силах ограничить такую конкуренцию в пользу национальных производителей, если иностранные поставщики действуют добросовестно. Единственное средство для сохранения внутреннего рынка для своих товаров (работ, услуг) – это повышение их качества.

   Однако, привилегия участия в нормотворчестве в рамках ВТО сохраняется исключительно за странами-членами этой организации. Поэтому вновь вступающая страна, каковой на сегодня является Республика Беларусь, вынуждена придерживаться уже существующих норм, хотя бы таковые и были для неё в определенной степени невыгодны, – это собственно и есть плата за получение привилегии нормотворчества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    И в заключение выделим самое основное из всего сказанного.

    Объем предложения - это количество товара, которое продавцы хотят реализовать за некоторый период на данном рынке. Объем предложение зависит от цены  товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства (физический капитал), доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов.

Шкала предложения отражает зависимость  между объемом предложения товара и его ценой при условии  неизменности прочих факторов. Кривая предложения, будучи графическим изображением шкалы предложения, обычно является возрастающей, показывая тем самым, что с ростом цены увеличивается и объем предложения.

Рынок находится в состоянии равновесия, когда цена устанавливается на уровне, при котором объем спроса равен  объему предложения. При ценах ниже равновесной имеет место избыточный спрос (или дефицит), означающий превышение объема спроса над объемом предложения. При ценах выше равновесной существует избыточное предложение (излишек), означающее превышение объема предложения над объемом спроса.

Изменение факторов (отличных от цены товара), определяющих объем спроса, сдвигает кривую спроса, вызывая изменение и равновесной  цены, и равновесного объема. Увеличение цены товара-субститута сдвигает кривую спроса вправо, увеличивая тем самым и цену, и объем. Точно так же увеличение числа потребителей, изменение их вкусов по отношению к данному товару или их ожиданий относительно роста цен в последующем периоде сдвигают кривую спроса вправо. Увеличение цены комплементарного товара сдвигает кривую спроса влево, уменьшая тем самым цену и объем.

Рост  доходов потребителей увеличивает  объем спроса не нормальный товар, сдвигая  кривую спроса вправо и повышая тем  самым цену и объем. Рост доходов  потребителей сдвигает кривую спроса на низший товар влево, уменьшая цену и объем.

Система цен в экономике свободного рынка  помогает в разрешении проблем «что», «как» и «для кого». Что определяется спросом и предложением на рынках различных товаров. Как определяется решениями фирм относительно наилучшего способа производства. Для кого определяется способностью и желанием потребителей оплачивать различные товары, что в свою очередь определяется ценами, по которым они могут продать свой труд, и стоимостью их имущества.

Эластичность  предложения по цене, или эластичность предложения, представляет собой процентное увеличение объема предложения, отнесенное к процентному увеличению цены. Эластичность предложения больше или равна нулю; она равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, и бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна.

   Эластичность  предложения, как правило, выше в  долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Это означает, что сдвиг кривой предложения приводит к большому изменению цены и малому изменению  количества (объема предложения) в краткосрочном периоде и к меньшему изменению цены и большему изменению количества в долгосрочном периоде.

   Макроэкономика  в модельном изображении может  быть представлена в виде единого рынка, состоящего из одного совокупного потребителя и одной совокупной фирмы, производящей единственный продукт, продаваемый по единой совокупной цене.

   Совокупный  спрос AD характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.

   В макроэкономике траектория кривой совокупного спроса определяется совершенно иными эффектами. К ним относятся: 1) эффект богатства; 2) эффект процентной ставки; 3) эффект импортных закупок.

   К неценовым факторам, смещающим кривую совокупного спроса, относятся:

   1. Изменение в потребительских расходах;

   2. Изменения в инвестиционных расходах;

   3. Изменения в государственных  расходах;

   4. Изменения в расходах на чистый  экспорт.

   Совокупное  предложение AS -- это реальный объем выпускаемой продукции всеми производителями в экономике при определенном уровне цен.

   Пересечение кривых AD и AS в макроэкономической модели определяет равновесный объем выпуска и уровень цен. В зависимости от величины совокупного спроса изменяется положение точки равновесия, а следовательно, объем производства и уровень цен.

   На  горизонтальном (кейнсианском) участке (при высокой безработице) увеличение совокупного спроса приведет к росту национального объема производства, однако уровень цен в экономике останется без изменения.

   На  восходящем (промежуточном) участке возрастание совокупного спроса вызывает рост объема производства и занятости, но в меньшей степени, чем на горизонтальном участке, поскольку увеличение расходов натыкается на все меньшее количество свободных ресурсов, издержки использования которых возрастают, вызывая рост общего уровня цен.

   На  вертикальном (классическом) участке кривой AS рост совокупного спроса приводит только к повышению уровня цен, не изменяя общего объема производства, поскольку в экономике достигнута полная занятость ресурсов.

   Уровень экономики Республики Беларусь, как и любой другой страны, характеризуют макроэкономические показатели. Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт и национальный доход. Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включается 16 важнейших параметров.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие рынка товаров и услуг