Лекции по "Теории экономческого анализа"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:30, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит 7 основных тем по "Теории экономческого анализа".

Файлы: 1 файл

Конспект по ТЭА.doc

— 858.00 Кб (Скачать)

 

4.4.1. Функционально-экономический анализ

Непосредственным объектом его выступают функции (потребительские свойства) изделий и процессов, т.е. потребительная стоимость (ПС) и затраты живого и овеществленного труда (стоимость) на создание этих функций, а непосредственным предметом – причинно-следственные связи между потребительной стоимостью и стоимостью конкретных продуктов труда (изделий и процессов).

Основная цель ФЭА – нахождение оптимального соотношения между их потребительной стоимостью и стоимостью. Она достигается следующими путями:

потребительная стоимость изделий повышается, а затраты живого и овеществленного труда на ее создание снижаются;

потребительная стоимость возрастает, а затраты на нее не изменяются;

потребительная стоимость увеличивается быстрее, чем затраты на нее;

потребительная стоимость не изменяется, а затраты на нее снижаются;

потребительная стоимость снижается до функционально допустимого уровня медленнее, чем снижаются затраты.

В ФЭА объединены два его вида: функциональный и экономический. Присущие им характерные признаки (черты) нашли отражение и в ФЭА. Так, функциональный подход позволяет исследовать состав функций изделий или процессов: главные, основные, вспомогательные, ненужные (в том числе вредные); их структуру по значимости обеспечения главной функции; возможности обеспечения главной функции; возможности ликвидации ненужных функций, сокращения или объединения вспомогательных; необходимость введения новых функций для подъема уровня главной функции.

Экономический подход дает возможность находить источники экономии живого и общественного труда на создание потребительных стоимостей посредством изучения формирования затрат по отдельным функциям.

Объединение этих подходов в ФЭА как системе порождает новое интегрированное эффективное их свойство. Например, благодаря этому одновременно решаются взаимно исключающие, на первый взгляд, задачи: повышение качества продукции и снижение затрат на ее выпуск.

Методика ФЭА включает семь этапов, или стадий его проведения. Так, на первом – подготовительном – выбирается объект анализа, определяются его цели, составляется рабочий план, оформляется решение о проведении анализа.

На втором этапе – информационном – собирается и систематизируется информация об объекте и его аналогах, изучаются технические и стоимостные характеристики объекта, патентная информация и рационализаторские предложения.

На третьем этапе – аналитическом – формулируются и группируются функции (главные, основные, вспомогательные, ненужные), оценивается их значимость, определяются затраты по функциям и их удельный вес по сумме затрат на главную функцию, выделяются дорогостоящие функции или функциональные зоны объекта, составляются задачи по совершенствованию объекта (изделия или процесса).

На четвертом этапе – творческом – вырабатываются предложения по решению задач, сформулированных на предыдущем этапе, ликвидируются ненужные функции, совмещения, упрощения или отдельные вспомогательные и даже основные функции (без снижения потребительной стоимости объекта), сокращаются затраты на некоторые функции и объект в целом. На этом этапе широко применяются методы активизации коллективного труда.

На пятом этапе – исследовательском – ведутся обсуждения, исследование, комплексная оценка и отбор выработанных на творческом этапе предложений, оформляются лучшие их варианты для реализации.

На шестом этапе – рекомендательном – принимается окончательное решение после рассмотрения органами ФЭА заключений служб по отобранным на предыдущем этапе предложениям, обсуждаются и оформляются рекомендации по результатам ФЭА и подготавливается план (график) их внедрения.

На седьмом этапе – заключительном – утверждается проект плана-графика внедрения рекомендаций, ведутся работы по его выполнению.

Практика применения ФЭА в промышленности показала, что наиболее высокую эффективность он дает на предпроектной стадии. На остальных стадиях его эффективность меньше, но выше по сравнению с технико-экономическим анализом. Вопросы использования методики ФЭА рассмотрены в специальной главе.

 

4.4.2. Технико-экономический анализ (ТЭА)

Его объектом служат технические (точнее, натуральные) процессы создания потребительных стоимостей с заданными функциями и связанные с этими процессами затраты живого и овеществленного труда, а непосредственным его предметом – причинно-следственные связи технико-экономических процессов, формирующих соответственные результаты.

Основная цель ТЭА выражается в изыскании оптимальных форм и способов создания заданных потребительных стоимостей с наименьшими затратами живого и овеществленного труда. Это достижение обеспечивается соответствующими методиками технико-экономического анализа, которые представляют собой не простое соединение технического и экономического видов анализа, а причинно-следственные связи, выражающие влияние технических или натуральных процессов на экономические результаты.

Например, они позволяют определить влияние внедрения в производство новых материалов, оборудования, технологии на себестоимость изготавливаемых изделий, производительность труда, прибыль. Методики включают соответствующие факторные системы и методы или приемы измерения влияния факторов. В них все шире применяются экономико-математические методы наряду с традиционным прямым аналитическим расчетом.

Если ФЭА изучает сущность и содержание объекта (т.е. функции и его стоимость), то ТЭА – форму и способы создания объекта как носителя функций и затраты живого и овеществленного труда на осуществление этих способов. Это обусловливает и объясняет тесную связь этих видов анализа, целесообразность их совместного логически-последо вательного использования при решении соответствующих задач повышения эффективности производства, его интенсификации, совершенствования системы управления хозяйственной деятельностью на разных уровнях.

 

4.4.3. Социально-экономический анализ (СЭА)

Его объектом являются социальные процессы хозяйственной деятельности и связанные с ними затраты и экономия живого и овеществленного труда, а непосредственным предметом – причинно-следствен ные связи, определяющие результаты социально-экономического развития трудового коллектива.

Основная цель СЭА – изыскание резервов ускорения социально-экономического развития и содействие повышению экономической эффективности управления социальной сферой. Эта цель достигается посредством совместного изучения социальных и экономических процессов. Так, строительство жилья, детских дошкольных учреждений, детских оздоровительных лагерей, санаториев-профилакториев, домов и баз отдыха и т.п. и справедливое обеспечение ими работников своего коллектива требует трудовых и материальных затрат, источником которых служит прибыль от производственно-экономической деятельности данного коллектива. Увеличение затрат на улучшение условий труда, отдыха, быта, сохранение здоровья и духовного роста, с одной стороны, положительно влияет на экономические показатели, в частности на рост производительности труда, качество продукции, снижение ее себестоимости и увеличение прибыли. С другой стороны, увеличение этих расходов сокращает долю прибыли, идущую на реконструкцию и обновление производства, отстранение которого отрицательно сказывается на тех же экономических показателях.

Экономия на социальных расходах, вызывающая отставание социальной сферы от производственной, ведет к ухудшению экономических показателей. Повышается текучесть кадров, снижаются производительность труда и качество продукции, ее себестоимость. Кроме того, неудовлетворенность условиями работы, отдыха или другими элементами социальной сферы порождает недовольство, снижает общественную активность трудящихся и в конечном счете ведет к замедлению социально-экономического развития нашего общества, достижения его коммунистических целей. Поэтому СЭА играет большую роль в обосновании оптимального плана, социально-экономического подъема его выполнения и выявления внутрихозяйственных резервов ускорения социально-экономического роста коллектива.

Для полного выполнения этой роли необходимы совершенные методики СЭА, отвечающие требованиям стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. В них должны найти отражение на только социально-экономические и экономико-социаль ные связи, но и взаимные связи с технико-экономическими, функционально-экономическими и экономико-экологическими процессами хозяйственной деятельности.

 

 

4.4.4. Экономико-экологический анализ (ЭЭКА)

Объект ЭЭКА – экологические и экономические процессы, связанные с сохранением или улучшением взаимоотношений природы и общества с затратами овеществленного и живого труда на улучшение или сохранение баланса отношений человека и природы.

Непосредственным предметом ЭЭКА являются причинно-след ственные связи, определяющие результаты взаимодействия экономических и экологических процессов и изменения результатов за рассматриваемый период.

Цель ЭЭКА – сохранение нормального состояния взаимоотношений природы и человека или его улучшение с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов (в денежной форме).

Объединение всех видов анализа, различающихся объектами, создает систему комплексного анализа хозяйственной деятельности как составной части общего объекта управления.

 

 

5. МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА

 

5.1. Сущность и задачи

Существует старый, но очень поучительный психологический тест: нужно соединить четыре угла квадрата тремя простыми линиями так, чтобы карандаш, не отрываясь от бумаги, вернулся в первоначальную точку. В большинстве случаев первые способы решения этой задачи приводят, казалось бы, к очевидному выводу: задача не имеет решения. Но это не так. Просто традиционность нашего мышления определена догмами, в рамках которых мы и пробуем решить задачу. Отбросив все это, придём к очень простому выводу. Оказывается, решение мы искали в пределах пространства, ограниченного этими четырьмя точками. Оно же может быть найдено только когда мы выйдем за пределы квадрата.

Нужно сказать, что влияние такого психологического эффекта очень часто встречается в разных отраслях знаний. Если окинуть взглядом историю становления науки и техники и в общем становление цивилизации, то легко заметить, что именно нетрадиционные подходы к решению тех или иных задач, к объяснению разнообразных явлений дали мощные толчки развитию цивилизации.

Так, например, можно вспомнить закон всемирного притяжения, который возник в результате качественного отождествления “ яблока” и земного шара, нелинейные пространства Лобачевского и др.

В экономическом анализе также существовали подобные идеи. Об одной из них в дальнейшем пойдёт разговор. Имеется в виду функционально-стоимостный анализ (ФСА), который первоначально разрабатывался как поиск резервов сокращения затрат на производство.

Чтобы понять его сущность, попробуем прочитать сокращённое название ФСА в обратном порядке: анализ стоимости функций. Возникает вопрос: о каких функциях идёт речь? Здесь и проявляется инертность нашего мышления. Обычно последовательность поиска резервов сокращения затрат или снижения себестоимости для аналитика не вызывает сомнений. Это, во-первых, группировка фактических сумм затрат по определённым статьям и элементам. Затем сравнение этих сумм с запланированными или, ещё лучше, с нормативными. Полученные таким образом положительные отклонения соответственно обычной логике и считают резервами. Такой подход на практике даёт определённые плоды. В результате ставится преграда расточительству, выбираются более дешевые материалы, сберегаются трудовые ресурсы. Однако описанный подход серьёзно ограничен статичностью самого продукта и технологией его производства.

ФСА же основывается на следующем утверждении: каждый продукт, объект и т. д. вырабатывается, существует для того, чтобы удовлетворять определенные потребности (выполнять свои функции). Например, часы – чтобы показывать время, телевизор – чтобы принимать видеосигнал и преобразовывать его в изображение, карандаш – чтобы писать или рисовать. Известно, что для создания этих функций в продукте или товаре нужно затрачивать определённое количество живого и овеществлённого труда.

При более детальном рассмотрении любого объекта можно увидеть, что он выполняет не одну, а всегда много функций. Например, те же часы, кроме текущего времени в часах и минутах, могут показывать и календарные данные (день недели, дату, месяц), быть секундомером, будильником или детской игрушкой вроде известной игры “Электрони ка”. Наконец, это украшение. Таким образом, выявляется наличие в объекте многочисленных полезных функций, создание которых потребовало от производителя определённых затрат.

Проанализируем эти функции ещё раз. Оказывается, некоторые из них можно отнести к основным (ради этого и создавался объект),другие выполняют дополнительную роль. Без них невозможно осуществить главные целевые функции. И наконец, найдутся вообще ненужные (лишние, а другой раз и вредные) функции. Например, те же часы могут быть излишне тяжёлыми и громоздкими, телевизор является источником вредного для человека излучения и т. д.

Однако в любом случае для создания в предмете этих функций были затрачены какие-то средства. Тогда очевидным становится вывод о том, что если функции не нужны, то и затраты на их создание также лишние. Поэтому ФСА все затраты подразделяет на функционально-необходимые для выполнения объектом его функционального назначения и на излишние затраты, порождённые неправильным выбором или несовершенством конструкторских решений. Теперь можно понять и ещё одно название этого метода (оно больше распространено за пределами СНГ): анализ стоимости на основе потребительских качеств.

Далее необходимо отметить и ещё одно обстоятельство. Каждая из функций, характерная для объекта, может выполняться разными способами. К примеру, текущее время может отражаться часами при помощи стрелок, цифр, которые светятся на циферблате, или каким-либо другим способом. Очевидно, что разные способы осуществления функции достигаются разными технологиями и техническими путями и соответственно требуют разных объёмов затрат. Это значит, что, выбирая тот или иной способ осуществления определённой функции, мы заранее закладываем и определённую минимальную сумму затрат на её создание. Таким образом, заменив существующий способ выполнения функции более дешевым, мы тем самым уменьшим стоимость изделия.

Из-за того, что процесс ФСА любого объекта имеет очень большой объём и требует подробных обоснований, в целях экономии места ограничимся абстрактным примером. Пусть нам необходимо провести анализ какого-то объекта А с целью сокращения затрат на его производство.

На первый взгляд, чтобы выполнить поставленную задачу (снизить стоимость анализируемого объекта), достаточно просто внести в объект конструктивные изменения, в результате которых исчезли бы ненужные и дополнительные функции.

Однако на практике все не так просто. В результате анализа выясняется, что ненужные дополнительные функции действительно можно сократить. Вместе с тем сокращение дополнительной функции невозможно, потому что она является результатом технологического несовершенства объекта, что обусловлено сегодняшним положением науки. Кроме того, выяснилось, что главная функция может выполняться другим способом (новое техническое решение). Стоимость в этом случае несколько больше, но при реализации отпадает потребность в ряде функций. И наконец, две главные функции можно объединить. Назовём это объединение функцией. При этом отпадает потребность в одной из дополнительных функций и возникает необходимость создания другой дополнительной функции.

В результате изменений в конструкции получаем новый усовершенствованный вариант объекта.

Таким образом, ФСА представляет собой эффективный способ выявления резервов сокращения затрат, который основывается на поиске более дешёвых способов выполнения главных функций (путём организационных, технических, технологических и др. изменений производства) при одновременном исключении лишних функций.

Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных, с точки зрения потребителя и производителя, вариантов того или иного практического решения. Для достижения этой цели с помощью анализа должны решаться следующие задачи:

общая характеристика объекта исследования;

детализация объекта на функции;

группировка выделенных функций на главные, дополнительные и ненужные;

определение и группировка затрат соответственно выделенным функциям;

исчисление суммы затрат на изготовление изделий при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений;

разработка предложений по технологическому и организационному усовершенствованию производства.

Объектами ФСА могут быть как отдельные виды изделий, так и технологические процессы.

 

 

5.2. Принципы организации

С целью обеспечения наибольшей отдачи от выполнения работ по ФСА необходимо соблюдать ряд основных правил при проведении аналитического исследования. Наиболее важными являются следующие.

Принцип ранней диагностики. Сущность его состоит в том, что величина выявленных резервов зависит от того, на какой стадии жизненного цикла изделия проводится ФСА: предпроизводственной, производственной, эксплуатации, утилизации. Как правило, излишние затраты в основном закладываются на этапе проектирования. Следовательно, наибольший эффект от проведения анализа может быть получен на этом этапе, когда можно предупредить излишние затраты не только на изготовление изделия, но и на подготовку его производства. На стадии промышленного выпуска продукции размер эффекта снижается за счёт того, что уже проведены работы по обеспечению его функционирования (создание производственных мощностей, изготовление оснастки, приобретение оборудования и т.д.), налажен производственный процесс. Вмешательство в этот процесс не обойдётся без потерь. Ещё большие потери будут при внесении изменений в конструкцию изделия на стадии его эксплуатации. Поэтому наиболее целесообразно проводить ФСА при конструкторской разработке изделий. К примеру, ликвидировать ошибку при разработке изделия в 10 раз дешевле, чем в процессе производства, и в 100 раз дешевле, чем в процессе эксплуатации изделия потребителями.

Принцип приоритета. Так как метод ФСА не имеет пока широкого распространения и не охватывает всевозможные объекты (виды продукции, технологии и т.д.), а количество специалистов, которые владеют методикой, ограничено, в каждом случае необходимо учитывать следующее требование. В первую очередь ФСА должны подлежать изделия и процессы, которые находятся на стадии конструкторской разработки и будут производиться в больших масштабах. Это позволит, с одной стороны, максимизировать эффект ФСА при минимально возможных затратах на его проведение. Кроме того, значительный эффект, полученный в этом случае, будет способствовать более широкому признанию ФСА.

Принцип оптимальной детализации. Главный смысл ФСА – выделение потребительских функций, свойственных объекту. Но если исследуемый объект достаточно сложный, то в результате его деления на функции последних может образоваться очень много (десятки, а то и сотни). Такая узкая детализация делает очень громоздкой, малопонятной программу анализа и вряд ли будет способствовать быстроте и результативности его выполнения. Если на практике встречается проблема исследования сложных объектов, то её лучше решить в два этапа:

деление объекта на крупные части (отдельные узлы машин или приспособления, более или менее обособленные группы технологических операций);

выполнение ФСА каждого из выделенных более мелких объектов.

В отдельных случаях при предварительной детализации может выясниться, что наиболее интересной для анализа является какая-либо одна часть объекта. Выделение же остальных нецелесообразно с точки зрения эффективности анализа.

Принцип последовательности. Выполнение комплекса работ по ФСА требует определённой последовательности в исследовании, прежде всего предварительного изучения будущего объекта и всех обстоятельств, которые связаны с его производством и использованием. При этом необходимо пользоваться логической схемой детализации – от общего к частому (объект – узел – функция). Следует иметь в виду, что при выполнении ФСА результаты его проведения на каждом этапе зависят от полноты и качества выполненных работ на предыдущих этапах.

Принцип выделения ведущего звена (ликвидации узких мест). Почти всегда при анализе выясняется, что или в хозяйственном комплексе, или в отдельно взятом изделии существует какая-то часть, которая требует больших затрат на обеспечение жизнеспособности этого объекта или сдерживает получение эффекта от его функционирования (использования). Очевидно, что с точки зрения анализа исследование наиболее целесообразно направить на ликвидацию этих сдерживающих обстоятельств или направлений. Благодаря такому выбору ФСА приведет к активизации всей анализируемой системы и значительно повысит общий эффект от её функционирования.

Использование изложенных принципов может существенно повысить эффективность работ по ФСА.

 

5.3. Последовательность проведения

В различных литературных источниках при описании последовательности проведения ФСА выделяют различное количество этапов. Правда, независимо от количества этапов сама программа анализа не меняется. Поэтому мы при изложении этого вопроса будем основываться на требованиях методики, которая являлась официальным документом в бывшем СССР и содержала семь этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, разработка информации и внедрение.

Остановимся подробнее на работах, которые выполняются на каждом из перечисленных этапов.

Подготовительный этап. Одной из задач, которая должна решаться на этом этапе, является популяризация метода, в результате чего создаются благоприятные условия для выполнения определённых исследований. Тут же выбирается объект будущего исследования, создаётся временная исследовательская группа из специалистов разного направления для более полного охвата всех инженерно-экономических и технологических особенностей объекта. При отсутствии у этих специалистов знаний по ФСА их направляют на курсы по изучению методики. На этом этапе разрабатывается подробный календарный план выполнения исследования. Кроме того, на подготовительном этапе оформляются все нормативные документы, которые связаны с проведением ФСА (приказ руководителя о проведении анализа определённого объекта, привлечении работников к выполнению этой работы, материальной заинтересованности работников по результатам анализа и т.д.).

Информационный этап. Главная задача, которая решается на этом этапе, – сбор, изучение и обобщение разнообразных данных об исследуемом объекте. Они должны отражать условия производства, реализации и потребления изделия, новейшие достижения в отраслях науки и техники, так или иначе связанных с этим объектом, удерживать всю без исключения экономическую информацию, имеющую отношение к анализируемому объекту. Данный этап нередко называют фундаментом ФСА, потому что от полноты достоверности собираемой информации во многом зависит успех последующих этапов ФСА.

Аналитический этап. На данном этапе прежде всего проводится детализация изучаемого объекта на функции, их классификация, определение стоимости каждой из них. Практически это означает создание функционально-стоимостной модели объекта. В результате проведённых исследований должны быть выявлены зоны наибольшей концентрации затрат (в том числе и ненужных), т.е. наиболее перспективные зоны с точки зрения задач ФСА. На основании этого формулируются задачи по усовершенствованию объекта с целью сокращения затрат на его производство, выбираются направления дальнейшего исследования.

Творческий этап. На этом этапе осуществляется разработка вариантов упрощения и удешевления конструкции изделия или технологии. Здесь решаются задачи по совмещению функций, возможности ликвидации ненужных функций, удешевления элементов конструкции, устанавливаются разные варианты выполнения основных функций, производится обсуждение и отбор наиболее реальных вариантов с точки зрения их реализации.

В разборе предложений участвует весь творческий коллектив. Внесённые предложения регистрируются в специальном журнале, доступном всем желающим. После сокращения или прекращения поступления предложений начинается их обсуждение и обоснование всеми участками творческого коллектива. В качестве экспертов могут привлекаться и другие специалисты. Обсуждение ведётся обычно в форме круглого стола. Для обоснования эффективности каждого предложения используются методы “мозговой атаки”, “мозгового штурма”, синектический, морфологический, “Дельфы” и т. д.

Метод “мозговой атаки”, или конференции идей, предусматривает генерирование идей членами экспертной группы в творческом споре при личном контакте специалистов. Продолжительность каждого заседания не более 45 мин, длительность генерирования – 1-2 мин, не допускается на первом этапе критика выносимых предложений.

Разновидностью этого метода является “мозговой штурм”, суть которого в том, что одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует.

Синектический метод предполагает при генерировании идеи использование аналогий из других областей знаний и фантастики.

Метод “Дельфы” предусматривает анонимный опрос специально подобранной группы экспертов по заранее подготовленным анкетам с последующей статистической обработкой материала. После обобщения результатов опроса запрашивается мнение экспертов по спорным вопросам. В результате обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным.

Морфологический метод основан на использовании морфологических матриц, с помощью которых обеспечивается системный поиск взаимосвязей между всеми её элементами в рамках изучаемой проблемы. В левой части матриц приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой – всевозможные способы их осуществления.

На заключительном этапе из общего количества предложений должно остаться 2-3 наиболее привлекательных и перспективных, по мнению специалистов, варианта усовершенствования объекта. К тому же эти предложения требуют более детального исследования, а иной раз и экспериментальной проверки.

Творческий этап является решающим, так как именно в ходе его начинается зарождение нового, усовершенствованного объекта, очерчиваются его контуры.

Исследовательский этап. Экспериментальная проверка выдвинутых предложений – главная задача исследовательского этапа. Для её решения обычно проводятся все необходимые технические, технологические и экономические расчёты, проверяется соответствие нового варианта продукции условиям его использования потребителями. Иной раз расчётов недостаточно. Тогда создаются исследуемые образцы объекта и проводится их испытание как с точки зрения приспособленности к существующему производственному оборудованию, так и с точки зрения условий доставки до потребителя и эксплуатации.

Рекомендательный этап. На этом этапе должен быть сделан окончательный выбор вариантов изменений исследуемого объекта, который бы не снижал его потребительских качеств. При этом оформляется вся необходимая документация по выбранному варианту усовершенствованного объекта. Согласуются все вносимые в него изменения с потребителями и поставщиками. Для того чтобы организовать производство нового вида продукции или хотя бы новой модели того же самого вида продукции, следует согласовать много разных вопросов с органами Госстандарта, пожарными, санитарными, экологическими и другими службами. Здесь же разрабатываются планы-графики внедрения результатов анализа в производство. Необходимая документация производственного характера передаётся технологическим, экономическим и другим заинтересованным службам.

Этап внедрения. Это последний этап по всему циклу ФСА. После его окончания должны быть решены все вопросы, связанные с организацией производства нового варианта анализируемого изделия. Для специалистов, занятых непосредственно в производстве, должны быть проведены консультации, а при необходимости – курсы повышения их квалификации. На протяжении всего срока освоения нового варианта должен осуществляться контроль со стороны специалистов временного творческого коллектива. На этом же этапе подводятся результаты проведения работы, определяется экономический эффект от её проведения, оформляется отчёт о результатах анализа, решаются вопросы материальной заинтересованности участников разработки и внедрения результатов ФСА.

В зависимости от особенностей конкретного объекта, технологии его производства и других причин методика выполнения ФСА может существенно отличаться. Но в любом случае общие принципы методологии должны сохраняться и выполняться.

Информация о работе Лекции по "Теории экономческого анализа"