Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций
Тема 1. Сущность и содержание теории управления.
1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.
Теория управления. Лекции (электронный вариант).
Тема 1. Сущность и содержание теории управления.
1.1 Теоретические основы
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.
Классическое представление
об управлении базируется на
разделении процесса
Управление рассматривается как система, встроенная в механизм регулирования процессов развития общества, обладающая философским основанием, персоналом, ориентированным на сохранение исконных ценностей многонационального государства, организационным и технологическим потенциалом для решения специализированных задач управления. Философия дает возможность понять управление как систему упорядочения процессов жизнедеятельности общества, она ориентирует управление на то, чтобы оно опиралось на базовые ценности народа и государства. Философия управления хозяина-предпринимателя должна основываться на его ментальности, отношении к экологической, социальной и экономической подсистемам, как к полноценной среде обитания человека. Решения в управлении должны соизмеряться с духовными ценностями и ориентирами народа. Человек превращается в объект управления, попадая под влияние капитала, обслуживая его потребность в самовозрастании.
Управление- система, обеспечивающая
успешное целостное
Назначение управления - формирование
эффективной организации, меняющейся
так, чтобы её деятельность
Предметом изучения теории
управления является
Система управления имеет подсистемы. 1. Методология управления - цели и задачи, законы и принципы, методы и функции, технология и практика управления. 2. Процесс управления- коммуникации, схема процесса, разработка и реализация решений, информационное обеспечение. 3. Структура управления - функциональные структуры, схема организационных отношений, организационные структуры, профессионализм персонала. 4. Техника управления - система документооборота, информационные каналы, компьютерная и оргтехника, офисная мебель.
Система управления включает в себя общее (фундаментальное) и прикладное управление (отраслевые и специальные управленческие теории).
Управление - творческий процесс, важно решать две задачи: владеть основой (теорией управления) и владеть искусством управления (творчески применять теорию управления). Владея знаниями и искусством управления организатор должен уметь: выбирать цели, вырабатывать стратегию по определению средств для их достижения, принимать решения, за которые он несет персональную ответственность, осуществлять принятые решения с помощью находящихся в его распоряжении людей, т.е. уметь управлять людьми. Надо создавать систему управления, способную поддерживать постоянное соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации.
Управление (менеджмент) связано с многими науками: кибернетикой - наукой об управлении, связи и переработке информации, в том числе исследовании операций; с теорией информации, которая изучает способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и её передачи; системотехники - научного направления, охватывающего проектирование, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем; психологии, теории принятия решений.
ВОПРОСЫ.
Тема 2. Эволюция управленческой мысли
2.1 Развитие управления как науки.
2.2 Основные школы управления.
2.3 Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
2.4 Синтетические учения об
.
В развитии теории
и практики управления
Основные школы управления. Школа научной организации труда (1885-1920), родоначальник Тейлор Фредерик. Данная школа начала рассматривать управление как определенную специальность, специфическую область профессионального труда, она основывалась на том, что необходимо: четкое разделение функций, иерархичность управления, единство командования, ограниченность числа подчиненных. В рамках этой школы разработаны: метод количественного анализа в применении к управлению, принцип делегирования полномочий, подход к дифференциации управленческих функций с выделением самостоятельной функции планирования, способы исследования трудовых операций.
Классическая (административная) школа (1920-1950 г.г.): развитие принципов управления, описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей организацией. Основоположники - Генри Лоуренс, Ганнт Гаррингтон Эмерсон, Лилиан Гилбрейт, Анри Файоль. Они отмечали ведущую роль человеческого фактора для производства; совершенствовали систему постановки задач и мотивации их исполнения; управление кадрами, их подбор, подготовку и расстановку; сформулировали принципы управления, охарактеризовали управленческий процесс, как состоящий из планирования, организации, координации, отдачи команд, контроля. Файоль сформулировал понятие организационной структуры фирмы, как системы иерархических связей.
Школа человеческих отношений. Перенос акцента с выполнения задач на взаимоотношения между людьми, чтобы каждый работник мог использоваться в соответствии с его потребностями. Данная школа возникла в виду неспособности классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Основатели: Мэри Поркер Фоллет, Гуто Мюнстерберг, А.Маслоу. Хоторнский эксперимент.
Школа поведенческих наук. Уклон на налаживание межличностных отношений - оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, т.е. повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Вклад: применение приемов управления к межличностным отношениям для повышения степени удовлетворенности работников и роста производительности труда; применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Школа науки управления.
Дает углубленное понимание
Процессный подход
ВОПРОСЫ
Тема 3 Новая управленческая парадигма.
3.1 Преобразования экономики и
необходимость новой
3.2. Принципы и механизмы
3.3 Особенности управления в переходный период.
Конец 20 века был ознаменован
переходом от
Основные принципы новой управленческой парадигмы: отказ от управленческого рационализма классических школ, в основе которого представление об организации как о закрытой системе, для которой решающим фактором в управлении является контроль, а цели и задачи рассматриваются как стабильные и неизменные в течение длительного времени; инновационность как важнейший критерий профессионализма управленца; признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Сегодня в бизнесе, государственном управлении особое значение имеет социальная ответственность, предполагающая осознание и учет широких социальных целей при принятии управленческих решений; новой парадигме соответствует понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе; главное внимание стало, поэтому уделяться организационной культуре, обобщающей удовлетворение потребностей высшего уровня, а также проблемам эффективных коммуникаций; соучастие и партнерство, т.е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации в процессе постановки цели, выработке миссии, контроле результата.