Лекции по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.

Файлы: 1 файл

Лекции ТУ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

 


 


  Теория управления. Лекции (электронный вариант).

 

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

 

1.1 Теоретические основы управления.

1.2 Природа и сущность управления.

1.3 Задача курса «Теория управления».

1.4 Логика, содержание, связь и другими  науками.

 

    Классическое представление  об управлении базируется на  разделении процесса управления  по функциям, которые делятся  на общие и объективно-ориентированные. Общие универсальны и образуют  каркас содержания труда каждого управленца. Объективно-ориентированные специализированы по своей природе, назначению и применяются с учетом особенностей объектов управления (они постоянно дополняются, реагируя на изменения объектов управления).

   Управление рассматривается  как система, встроенная в механизм  регулирования процессов развития общества, обладающая философским основанием, персоналом, ориентированным на сохранение исконных ценностей многонационального государства, организационным и технологическим потенциалом для решения специализированных задач управления. Философия дает возможность понять управление как систему упорядочения процессов жизнедеятельности общества, она ориентирует управление на то, чтобы оно опиралось на базовые ценности народа и государства. Философия управления хозяина-предпринимателя должна основываться на его ментальности, отношении к экологической, социальной и экономической подсистемам, как к полноценной среде обитания человека. Решения в управлении должны соизмеряться с духовными ценностями и ориентирами народа. Человек превращается в объект управления, попадая под влияние капитала, обслуживая его потребность в самовозрастании.

   Управление- система, обеспечивающая  успешное целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Это функция любых организованных  систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ. Одновременно, это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

   Назначение управления - формирование  эффективной организации, меняющейся  так, чтобы её деятельность согласовывалась  с задачами и обстоятельствами  внешней и внутренней среды функционирования. Современная теория управления основывается на анализе взаимосвязи между социальными функциями (информации) и уровнем развития социальных субъектов (организации). Управленческая деятельность - выражение сознательного стремления социального субъекта регулировать социальные процессы и явления в нужном для себя направлении.

   Предметом изучения теории  управления является совокупность  взаимосвязанных понятий, принципов, методов, охватывающих вопросы теории, практики и искусства управления, руководства и организации в условиях рыночной экономики. Объект изучения - система управления на различных иерархических уровнях. Предмет изучения - отношения управления, которые складываются в любой организации по поводу преобразования получаемых ею ресурсов в предлагаемый обществу продукт.

  Система управления имеет подсистемы. 1. Методология управления - цели и задачи, законы и принципы, методы и функции, технология и практика управления. 2. Процесс управления- коммуникации, схема процесса, разработка и реализация решений, информационное обеспечение. 3. Структура управления - функциональные структуры, схема организационных отношений, организационные структуры, профессионализм персонала. 4. Техника управления - система документооборота, информационные каналы, компьютерная и оргтехника, офисная мебель.

   Система управления включает  в себя общее (фундаментальное) и  прикладное управление (отраслевые  и специальные управленческие  теории).

   Управление - творческий процесс, важно решать две задачи: владеть  основой (теорией управления) и владеть  искусством управления (творчески применять теорию управления). Владея знаниями и искусством управления организатор должен уметь: выбирать цели, вырабатывать стратегию по определению средств для  их достижения, принимать решения, за которые он несет персональную ответственность, осуществлять принятые решения с помощью находящихся в его распоряжении людей, т.е. уметь управлять людьми. Надо создавать систему управления, способную поддерживать постоянное соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации.

   Управление (менеджмент) связано  с многими науками: кибернетикой - наукой об управлении, связи  и переработке информации, в том  числе исследовании операций; с теорией информации, которая изучает способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и её передачи; системотехники - научного направления, охватывающего проектирование, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем; психологии, теории принятия решений.

 

ВОПРОСЫ.

  1. Назначение управления.
  2. Что является предметом изучения теории управления.
  3. Что является  объектом и предметом изучения теории управления.
  4. Какие подсистемы имеет система управления.
  5. С какими другими науками связана теория управления.

 

Тема 2. Эволюция управленческой мысли

2.1 Развитие управления как науки.

2.2 Основные школы управления.

2.3 Процессный, системный и ситуационный  подходы к управлению.

2.4 Синтетические учения об управлении.

.

    В развитии теории  и практики управления выделяются  периоды. Первый период - с 9-7 тысячелетия до нашей эры до 18 века - возникновение исторических предпосылок формирования основ управления при переходе от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.д.) к принципиально новой форме в виде производства, а также обращение рабовладельцев с рабами через управляющих, нанимаемых рабовладельцами, внесли вклад Сократ, Аристотель, Платон. Второй период - индустриальный (1775-1890) А.Смит сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства, утопист Р.Оуэн привнес идеи гуманизации управления производством, признания необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих. Третий период - систематизации научно-практических знаний (1856-1960), когда формируются новые направления, школы, течения, применяется и совершенствуется новый аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды, ориентир на изучение способов управления. Менеджмент зародился во времена промышленной революции. Фабрика обусловила необходимость введения управленцев, которые представляли интересы владельцев на рабочих местах, т.к. владелец не мог сам наблюдать за деятельностью всех рабочих. В конце 19 - начале 20 вв. – автократическая модель управления; в середине 20 в. – господство экономической системы; к середине 60-х годов 20 века. Появились сложности с использованием этих моделей; в 90-е годы – новая модель управления (сочетание экономических и моральных стимулов, коллективизм и приверженность своей работе, собственному коллективу и организации в целом). Новая модель управления стала больше соответствовать быстрым и непредсказуемым изменениям окружающего мира, она позволяет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

  Основные школы управления. Школа научной организации труда (1885-1920), родоначальник Тейлор Фредерик. Данная школа начала рассматривать управление как определенную специальность, специфическую область профессионального труда, она основывалась на том, что необходимо: четкое разделение функций, иерархичность управления, единство командования, ограниченность числа подчиненных. В рамках этой школы разработаны: метод количественного анализа в применении к управлению, принцип делегирования полномочий, подход к дифференциации управленческих функций с выделением самостоятельной функции планирования, способы исследования трудовых операций.

    Классическая (административная) школа (1920-1950 г.г.): развитие принципов  управления, описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей организацией. Основоположники - Генри Лоуренс, Ганнт Гаррингтон Эмерсон, Лилиан Гилбрейт, Анри Файоль. Они отмечали ведущую роль человеческого фактора для производства; совершенствовали систему постановки задач и мотивации их исполнения; управление кадрами, их подбор, подготовку и расстановку; сформулировали принципы управления, охарактеризовали управленческий процесс, как состоящий из планирования, организации, координации, отдачи команд, контроля. Файоль сформулировал понятие организационной структуры фирмы, как системы иерархических связей.

   Школа человеческих отношений. Перенос акцента с выполнения  задач на взаимоотношения между людьми, чтобы каждый работник мог использоваться в соответствии с его потребностями. Данная школа возникла в виду неспособности классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Основатели: Мэри Поркер Фоллет, Гуто Мюнстерберг, А.Маслоу. Хоторнский эксперимент.

   Школа поведенческих наук. Уклон на налаживание межличностных отношений - оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, т.е. повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Вклад: применение приемов управления к межличностным отношениям для повышения степени удовлетворенности работников и роста производительности труда; применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

   Школа науки управления. Дает углубленное понимание сложных  управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, а также развивает количественные методы  принятия решений в сложных ситуациях. При этом модель - это форма представления реальности, разработанная группой специалистов по исследованию операций проблем организации. Модель облегчает понимание сложностей реальности.

   Процессный подход рассматривает  управление как непрерывное выполнение  серии взаимосвязанных управленческих функций. Системный подход рассматривает управление как взаимосвязанную структуру в единстве составляющих её элементов (целостное представление). Ситуационный подход рассматривает управление как процесс, всецело зависящий от конкретной ситуации, предполагает максимально возможную адаптацию всех элементов управления к условиям изменчивой и мало предсказуемой среды. Синтетические учения об управлении.

ВОПРОСЫ

  1. Какие исторические периоды принято выделять в развитии теории и практики менеджмента.
  2. Какие школы принято выделять в развитии теории и практики менеджмента.
  3. Что представляет собой классическая школа управления.
  4. Что представляет собой школа человеческих отношений.
  5. Что представляет собой школа поведенческих наук.
  6. Какие существуют подходы в управлении.
  7. Дайте краткую характеристику подходов к управлению.

      

Тема 3 Новая управленческая парадигма.

3.1 Преобразования экономики и  необходимость новой управленческой  парадигмы.

3.2. Принципы и механизмы управления.

3.3 Особенности управления в переходный период.

 

   Конец 20 века был ознаменован  переходом от технократического, рационального типа управления, утверждением новой парадигмы  управления. Если для первых лет  второй половины 20 века было характерно  стремление к увеличению управленческого контроля за всеми переменными производства, что обусловило необходимость использования количественных подходов к принятию управленческих решений, системного и ситуационного подходов, разработки стратегического планирования, то сегодня актуальными становятся  новые подходы к управлению, новые принципы управления организацией. Опыт зарубежного управления дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления.

   Основные принципы новой  управленческой парадигмы: отказ  от управленческого рационализма классических школ, в основе которого представление об организации как о закрытой системе, для которой решающим фактором в управлении является контроль, а цели и задачи рассматриваются как стабильные и неизменные в течение длительного времени; инновационность как важнейший критерий профессионализма управленца; признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Сегодня в бизнесе, государственном управлении особое значение имеет социальная ответственность, предполагающая осознание  и учет широких социальных целей при принятии управленческих решений; новой парадигме соответствует понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации  и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе; главное внимание стало, поэтому уделяться организационной культуре, обобщающей удовлетворение потребностей высшего уровня, а также проблемам эффективных коммуникаций; соучастие и партнерство, т.е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации в процессе постановки цели, выработке миссии, контроле результата.

Информация о работе Лекции по "Теория управления"