Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций
Тема 1. Сущность и содержание теории управления.
1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.
Тема 16. Коммуникации в процессе управления
16.1 Понятие коммуникации.
16.2 Основные элементы
16.3 Вербальные и невербальные коммуникации.
16.4 Методы эффективной передачи и восприятия информации.
Коммуникация- это путь сообщения, связь одного места с другим; это общение, передача информации от человека к человеку, т.е. специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Коммуникация является социальным процессом, имеющим важнейшее значение для функционирования любой группы, организации, общества, она образует самую суть социальной системы или организации.
Организационная структура придаёт человеческой коммуникации предсказуемость и устойчивость и тем самым способствует выполнению административных задач. Коммуникации осуществляются в сильно регламентированных условиях, когда на процесс коммуникации воздействует организационная структура. Так, коммуникация между подчиненным и руководителем существенно отличается от коммуникации между людьми с равным статусом в организации. Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, она прекратит свое существование .Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, это важный рабочий инструмент для обеспечения восприятия индивидами своих организационных ролей и для интеграции организационных подразделений .С позиций теории открытых систем организация представляется развитой сетью каналов коммуникации, которые спроектированы для сбора, систематизации и анализа информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно в среду. Коммуникация представляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Коммуникация- это связующие нити, объединяющие взаимозависимые части организации. Как только коммуникация приостанавливается, организационная деятельность прекращается, Вместо нее возникает нескоординированная деятельность индивидов. Коммуникация является обязательным элементом функционирования организации. Коммуникация в организации и между организацией и её средой вместе составляют организационную коммуникацию.
Основные компоненты модели
коммуникации: источник—сообщение—канал—
Источник- создатель сообщения. Сообщение- это сигнал, который источник передает получателю (состоит из символов). Канал- это средство, с помощью которого сообщение передаётся от источника к получателю, т.е. путь физической передачи сообщения (СМИ и межличностные каналы). Получатель сообщения наиболее важный элемент коммуникационного
процесса. Обратная связь (положительная или отрицательная) – это реакция получателя на сообщение источника.
Основные результаты
Коммуникационная сеть полной системы охватывает устойчивые схемы коммуникации всех индивидов в системе. Коммуникационная группа определяется как подсистема, элементы которой взаимодействуют друг с другом относительно чаще, чем с другими элементами коммуникационной системы. Личностная сеть коммуникации определяется как устойчивая схема коммуникационных потоков данного индивида с любыми другими индивидами (радикальная личностная сеть или взаимосвязанная личностная сеть).
Существование большого
разнообразия типов построения
организаций ведет к
Преграды на пути межличностных коммуникаций: обусловленные восприятием; по причине конфликта; обусловленные социальными установками; не позитивный климат в коллективе, семантические барьеры, плохая обратная связь.
Преграды в организационных коммуникациях: искажение сообщений, информационные перегрузки, неудовлетворительная структура организации.
Символы коммуникаций - слова, жесты, интонации. Отправитель кодирует сообщения с помощью вербальных и невербальных символов. Вербальные- с помощью слов могут иметь разные значения для разных людей, то, что источник сообщает, не обязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Невербальные коммуникации- то, как произносятся слова (интонация, модуляция голоса, плавность речи и т. д., а также выражение лица, жесты, мимика и т. д. Невербальная передача информации зачастую происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.
Совершенствование
ВОПРОСЫ.
Тема 17. Управление как процесс
17.1 Содержание, набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления
17.2 Характеристика основных
17.3 Процессный подход школы
Процесс управления - это процесс
превращения цели в
Управление рассматривается как процесс, т.к. это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий (где каждое действие само по себе является процессом), т.е. функций.
Функции управления имеют две общих характеристики: 1. все они требуют принятия решений,2. для выполнения всех функций необходима коммуникация. Эти характеристики называют связующими процессами.
Принятие решений - это управленческая работа, руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации: в данное время и в данном месте. Руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей, выбор одной из альтернатив - это решение.
Процесс управления
Функциональный аспект
Информационный аспект
Экономический аспект процесса
управления выражается в
В различных условиях
процесс управления может быть
построен по-разному при
Процессный подход предложен
приверженцами школы