В зависимости от применяемых
функций - методы управления функциональными подсистемами, методы выполнения
функций управления, методы принятия управленческих
решений.
ВОПРОСЫ
- Методы управления.
- Классификация методов управления
по характеру воздействия.
- Раскройте суть организационно-административных
методов управления.
- Раскройте суть экономических методов
управления
- Раскройте суть социально-психологических
методов управления.
Тема 12 Методы решения управленческих
проблем и реализации функций менеджмента
12.1 Характеристика функций менеджмента
как основы управленческой деятельности
12.2 Взаимосвязь функций, задач аппарата
управления и методов решения
управленческих проблем.
Управление рассматривается
не как единовременное действие,
а как серия непрерывных взаимосвязанных действий,
как процесс (процессный подход был предложен
А.Файолем). Он выделил пять функций управления:
управлять, означает предсказывать и планировать,
организовывать, распоряжаться, координировать
и контролировать.
Выделение функций имеет
большое значение: 1. функции управления
организацией, их распределение по исполнителям
определяют структуру и штаты, закрепляет
вертикальное разделение труда. Любое
воздействие на управляемую систему может
быть реализовано только через функции
управления. Таким образом, выявляется
тесная взаимосвязь и взаимообусловленность
структуры и функций управления; 2. выделение
функций управления помогает совершенствованию
управленческого процесса, обобщению
и передаче управленческого опыта; 3. изучение
функций управления дает понимание содержания
управленческой деятельности. Эффективная
управленческая деятельность во многом
зависит от правильного понимания функций
управления, их места, состава, содержания.
Управление необходимо рассматривать
как циклический процесс, состоящий
из конкретных видов управленческих
работ, называемых функциями управления.
Функция менеджмента как возможная
область формирования управляющего
воздействия предполагает осуществление
непрерывных взаимосвязанных между собой
действий по выработке средств и методов
воздействия и их реализации применительно
к решению конкретной проблемы. Поэтому
функции рассматриваются как объективно
необходимая область процесса управления,
имеющего временную и пространственную
определенность и конечную результативность.
В содержательном аспекте
управление состоит из определенного
набора функций, а во временном - из совокупности
стадий процесса.
1. Возникновение функций
управления - результат разделения и специализации
управленческого труда, дифференциации
целенаправленных воздействий.2. Образования
системы функций - необходимый процесс,
порождаемый сложностью и разнообразием
производства и управления им.3. Функции
управления - это особые, конкретные виды
управленческой деятельности, осуществляемые
специальными приемами и способами.4. Функции
управления определяют устойчивый состав
специфических видов управленческой деятельности,
характеризующихся однородностью целей
действий или объектов их приложения.
Функции управления классифицируются
как основные (общие) и конкретные (специфические).
Основные функции менеджмента и средства
воздействия. 1. целеполагание (потребности,
миссии, цели, потенциал, ресурсы, результаты,
информация),2. стратегополагание (стратегия,
тактика, инновация, потенциал, ресурсы,
организация, информация), 3. планирование
(гипотеза, концепция, прогноз, программа,
план), 4. регулирование (закон, регламент,
стандарт, норматив, налог, льготы), 5. организация
(процесс, система, структура, технология,
ресурсы, коммуникации, информация, метод),
6. координация согласование, сбалансированность,
равновесие, согласование, резервирование,
управляемость), 7. мотивация и активизация
(потребность, интересы, мотивы, методы,
ожидания, установки, власть, лидерство,
стиль), 8. Стимулирование (мотивы, стимулы,
методы, рычаги, механизм, льготы, штрафы,
карьера), 9. гуманизация (этика, культура,
традиции, образованность, правовое сознание,
профессионализм), 10. обеспечение корпоративности
(ценности, атмосфера, лидерство, убеждения,
климат, совместимость, карьера), 11. контроль
(нормы, правила, инструкции, технология,
анализ), 12. оценка (показатели, критерии,
процедуры, экспертиза).
Взаимосвязь функций управления
с управленческими процедурами и операциями.
1. Планирование (выполнить прогнозирование,
определить цели, разработать стратегию,
наметить программу действий, рассчитать
сроки и стандарты, определить источники
финансирования, разработать политику
и процедуры). 2. Организация (разработать
организационную структуру, передать
полномочия, определить отношения к работе,
разработать процесс принятия решения,
определить коммуникации). 3. Мотивация
и стимулирование труда (выяснить потребности
персонала, определить способы стимулирования,
позволяющие удовлетворить потребности
каждого сотрудника). 4. Контроль (определить
стандарты результатов, обеспечить их
измерение, провести оценку результатов,
осуществить регулирование и корректировку,
учесть поведенческую сторону контроля).
5. Маркетинговая деятельность (определить
миссию и социальную ответственность
организации изучать и формировать потребности
в товарах и услугах, обеспечить продвижение
и реализацию). 6. Инновационная деятельность
(обеспечить гибкую организационную структуру,
создать аналитический отдел, способный
улавливать слабые сигналы из внешней
среды, формировать предпринимательский
тип организационного поведения, создать
систему поддержки новаторов, овладеть
стратегическим менеджментом). 7. Развитие
человеческих ресурсов (обеспечить набор
и конкурсный отбор персонала, разработать
философию фирмы, в том числе кодекс делового
поведения персонала, осуществить планирование
карьеры, ежегодно проводить аттестацию
персонала, разработать программу обучения
развития).8. Управленческое консультирование
(обеспечить диагноз организационных
патологий и дисфункций управления, разработать
план мер по их преодолению, научиться
взаимодействию с внутренними и внешними
консультантами по управлению).
Координация рассматривается
как отдельная функция и как итог выполнения
всех функций. Координация- это согласование,
приведение в соответствие функций и действий,
т.е. деятельность, направленная на согласование
поведения двух или нескольких субъектов
для достижения какой-либо цели. Она обеспечивает
объединение в единое целое усилий каждого
элемента организации и является совокупным
итогом выполнения всех функций управления,
т.е. сущностью управления.
Конкретные функции управления
связаны со спецификой объекта
управления. Выделение конкретных функций управления необходимо
для организации управления, формирования
организационной структуры и соответствующих
штатов. Они возникают в результате наложения
общих функций управления на специфику
объектов управления, их перечень зависит
от перечня объектов управления и уровня
декомпозиции самих функций. В качестве
объектов могут выступать ресурсы, процессы
и результаты. Эта классификация представляет
организацию как совокупность входов,
выходов и процессов преобразования ресурсов
на входе в результаты на выходе.
Наложение общих функций
управления на функциональные
области менеджмента дает представление о совокупности
конкретных функций управления: на стратегическое
управления, маркетинг, инновационный
менеджмент, управления персоналом, финансовый
менеджмент, управления производством,
которые выделились в процессе разделения
труда в управлении в качестве самостоятельных
участков работ.
Применительно к первой классификации
конкретных функций управления
можно выделить функции управления ресурсами
(запасами, финансами, персоналом и т.п.),
функции управления процессами (материально-техническим
снабжением, основным производством, вспомогательным
производством, обслуживающим производством,
сбытом, маркетингом, совершенствование
управления), функции управления результатами
(качеством, производительностью, затратами).
Функции управления взаимосвязаны
между собой, занимают определенное
рабочее время работников аппарата управления,
в зависимости от уровня управления, при
этом используются те методы управления,
которые наиболее актуальны в определенный
промежуток времени.
ВОПРОСЫ
- Какие основные функции выделил А. Файоль.
- Классификация функций управления.
- Раскройте взаимосвязь функций управления
с управленческими процедурами.
- Что такое координация.
- Назовите конкретные функции управления.
Тема 13 Методология и организация
процесса разработки управленческих решений.
13.1 Методология процесса разработки
решений.
13.2 Организация разработки решений
13.3 Демократизация разработки решений.
Принятие решения – важный этап управления, состоящий в определении
наиболее целесообразного пути для достижения
поставленной цели. Управленческое решение-
это концентрированное выражение процесса
решения: 1. принимается при существовании
цели управления, установленного критерия
эффективности процесса управления и
большого числа альтернативных способов
достижения цели или вариантов управляющих
воздействий, обеспечивающих достижение
установленной цели; 2. представляет собой
результат выполнения одного из этапов
процесса управления и включает в выбранный
рациональный способ достижения цели
или вариант управляющих воздействий
на объект управления для достижения установленной
цели;3. может периодически корректироваться
при изменении цели управления и возникновения
новых обстоятельств в обстановке окружающей
среды.
Управленческое решение
на предприятии - это действия
субъекта управления (индивидуума
или группы) определяющие программу
деятельности коллектива по эффективному
разрешению назревшей проблемы
на основе знания объективных законов функционирования управляемой
системы и анализа данных о её состоянии.
Сущность деятельности по
выработке управленческого решения
- разработка наилучшего варианта
действий для достижения поставленных
целей . Это вид управленческой деятельности, которая должна быть спланирована,
организована, а также должен осуществляться
контроль хода и качеством. В целом
должна создаваться управляющая подсистема,
призванная осуществлять процессы выполнения
задач управления, и целевые управленческие
организации, призванные координировать
эти процессы.
Основные этапы процесса
выработки решения. 1. Осознание задачи
и разработка предварительного
решения на создание процесса
выработки решения. 2.Уточнение решения
на создание процесса выработки
решения, планирование работы, создание системы контроля
процесса и качества разработки решения.
3. Уточнение и детализация задач, определение
мероприятий обеспечивающих достижение
цели. 4. Анализ факторов внешней и внутренней
среды, влияющих на достижение цели. 5.
Прогнозное моделирование деятельности
по достижению цели. 6. Согласование проекта
решения с исполнителями. 7. Выбор одного
из вариантов решения и доведение его
до исполнителей. При этом, содержание
решения - это краткое изложение принятого
варианта по достижению цели. Решение
должно предусматривать организацию взаимодействия,
обеспечения и оперативного контроля
процессов реализации решения. Оно должно
включать задачи, которые необходимо выполнить
исполнителям: на низших уровнях иерархии
- это задачи по осуществлению, реализации
самого решения, на более высоких уровнях
- задачи по осуществлению планирования,
организации, мотивации, коммуникации
и контроля.
Импульсом управленческого
решения является наличие проблемы.
При подготовке решения необходимо выявить ограничения
(внутренние и внешние), ранжировать проблемы
(по актуальности, масштабности, степени
риска), учесть классификацию решений
по функциональному содержанию, по характеру
решаемых задач, по иерархии управления,
по характеру организации разработки,
по целям, по причинам возникновения, по
методам формализации, по сложности, по
способу передачи), проанализировать ситуацию
( уверенности, риска, неуверенности).,
определить к какому уровню относится
принимаемое решение (рутинный, селективный,
адаптационный, инновационный), определить
на что сделать упор при принятии решения
(интуиция, здравый смысл, рациональность),
разработать процесс принятия решения
(наличие сознательного выбора, ориентация
на одну или несколько целей, наличие завершающего
действия- решения) определить основную
причину, в связи с которой возникла необходимость
подготовки новых управленческих решений
(неполадки в управляемой подсистеме,
указания вышестоящих органов, истечение
срока действия предыдущего решения, необходимость
корректировки ране принятого решения,
новое состояние управляющей подсистемы).
Деятельность по подготовке
управленческого решения в социальной
системе: 1. выявление актуальной
социальной проблемы,2. прогнозирование
возможных вариантов решения,3. разработка на основе
приоритетных вариантов решения проблемы
возможных целей деятельности, 4. разработка
на основе приоритетных целей проектов
нормативных актов для решения проблемы,
5. представление оптимального проекта
нормативного акта для принятия решения.
Оптимальный проект нормативного акта
представляется государственному или
иному органу, политическому или административному
должностному лицу, с которым согласуется
процедура принятия этого решения. В дальнейшем,
если принимается политическое или экономическое
решение, управленческий аппарат обеспечивает,
лишь процедуру принятия данного решения.
Если принимается административное решение,
то осуществляется это непосредственно
административным должностным лицом.
ВОПРОСЫ
- Назовите признаки управленческого решения
- В чем заключается сущность деятельности по выработке управленческого
решения
- Назовите основные этапы процесса выработки
решения
- Что является импульсом для разработки
и принятия решения
- Из каких этапов состоит деятельность
по подготовке управленческого решения в социальной системе.
Тема 14. Целевая ориентация управленческих
решений