Лекции по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.

Файлы: 1 файл

Лекции ТУ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

   Если переход к рынку происходит постепенно, по ходу производственного цикла - от торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и жилищного строительства вверх - к производству средств производства, производству сырья и материальных ресурсов, то можно избежать шокового удара. Рынок есть цепь, в которой спрос рождает предложения, наложение рынков, включая кредитные, на производственный цикл, обеспечивает перестройку экономики без гиперинфляции, депрессии и безработицы. Установление же прямых горизонтальных связей между производителями и потребителями привело не к созданию рынка, а к натуральному товарообмену, вследствие чего возникает ситуация, когда при относительной насыщенности отдельных региональных рынков и их секторов одними товарами отсутствует удовлетворение спроса по другим. При этом торговля выступает основным элементом при формировании рыночной экономики страны. Рынок любой продукции,  в конечном счете, замыкается на конкретном потребителе. Переход на коммерческое кредитование позволяет создать частные кредитные рынки, которые связывают свободные денежные средства населения. В этом случае денежные сбережения сохраняют ценность и превращаются в потенциальный капитал.

   К особенностям переходного  периода при создании  рыночной  экономики в России можно отнести: отсутствие классических рыночных условий ( 75% экономики монополизировано, коррупция, местничество); несовершенство законодательного регулирования рынка ( структура себестоимости заставляет бизнесменов скрывать свои доходы- неполнота налоговых поступлений); отсутствие категории образованных менеджеров как таковой, не владение современными концепциями и технологиями управления; недопонимание роли потребностей клиентов; неготовность к изменениям и самоизменениям; отсутствие у менеджеров среднего звена мотивов к зарабатыванию денег, решения принимаются исходя из краткосрочных, субъективных целей.

ВОПРОСЫ

  1. Какова цель перехода к рынку.
  2. Что включает в себя ИРЧП.
  3. Что относится к основным предпосылкам эффективного перехода к рынку.
  4. Что такое рынок.
  5. Назовите особенности бизнеса в России в переходный период.

 

Тема 6 Цели и функции теории управления

6.1 Цели и задачи управления

6.2 Основные (общие) функции управления  и взаимосвязь между ними

6.3 Функции руководства

6.4 Функции аппарата управления 

 

   Цели теории управления:1. изучение наиболее важных, типичных  форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых; определение основных тенденций развития управленческих процессов; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем; формулирование научно- обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

   Цель- это вариант потребности, выбранный из множества альтернатив, сформулированных на основе знаний, опыта. Результат- это мера достижения конкретной цели, т.е. мера удовлетворения потребности. Потребность-это 1. то, что объективно связывает человека с внешней средой и является условием жизнедеятельности и существования человека, 2. объективно присущие живому организму требования условий, нужных для его сохранения и развития. Потребность для людей является движущей силой поведения, определенной зависимостью человека от внешнего мира. Цель- это представление о модели будущего результата, способного удовлетворить потребность при имеющихся возможностях. Виды формального задания цели: требуемый порядок смены состояний - общее направление системы;

требуемое конечное состояние системы; требуемое направление движения системы без фиксации конкретной конечной точки.

   Ключевые определения цели  управления:1. состояние объекта  управления, которое удовлетворяет потребности управляющей системы;2.субъективное представление лица, отвечающего за выбор управления, о тех мотивах, которыми следует руководствоваться при выборе управляющих воздействий; 3. желаемое состояние или движение объекта или системы управления.

   Требования к цели управления:1. формирование цели в понятиях, терминах реально достижимого состояния;2. всесторонняя научная и практическая обоснованность цели; 3. четкая определенность цели; 4. ясная формулировка необходимых и достаточных условий реализации цели (сроки выполнения, исполнители, необходимые ресурсы).

   Виды управления в зависимости  от характера поставленной цели: 1. программное управление- цель формируется в программе действий (программно-целевое управление).2. ситуационное управление- управление осуществляется по отклонениям, т.е. система управления реагирует на отклонения, 3. целевое управление - при особом значении цели.

   Формирование целей управления - процесс, зависящий от внешних и внутренних факторов окружающей среды, оно тесно связано с процессом выбора показателей и критериев эффективности управления.

   Основные (общие) функции управления  универсальны и выполняются в  любом подразделении аппарата управления, конкретные функции связаны с управлением персоналом, финансами, материальным обеспечением и т.д.

Функции управления - специфические виды управленческой деятельности, сложившиеся в процессе разделения управленческого труда, формулирующие его содержании в действии и устремленные на достижение поставленных целей.

   Классификация функций управления  предусматривает три группы : 1. общие  функции - формирование целей, планирование, организация и контроль),2. социально-психологические- связаны с характером производственных отношений в коллективе( делегирование полномочий и мотивация),3. технологические функции- виды деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера( принятие решений, коммуникации). Все функции имеют две общие характеристики: требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация.

 Функция планирования - процесс  по разработке системы мер, направленных  на достижение определенных целей. Совмещает в себе функции принятия  решений, целеполагания, прогнозирования.

   Функция управления - организация, направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей, она направлена на обеспечение упорядочения процесса управления в целом.

   Функция мотивации процесс  побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздействия стимулов, мотивов и  ожидаемых результатов, она позволяет раскрыть потенциальные возможности персонала управления и увеличить степень их использования.

   Функция контроля - управленческая  деятельность, направленная на выявление, исправление и предупреждение отклонений, достигнутых результатов от намеченных установок, параметров, целей.

   Функции руководства: основная - административная, подфункции: 1. организационная, кадровая, мотивационная, коммуникационная, инновационная, контрольная, социальная. Во всех случаях руководитель- это должностное лицо, сосредоточие реальной власти. Руководитель решает что делать, как делать и несет за это соразмерную ответственность.

   Функции аппарата управления. Труд работников управления – составная часть трудовой деятельности людей. Рациональная организация управленческого труда обеспечивает оптимальное функционирование всей системы управления организацией и является одним из важных направлений повышения эффективности производства и управления, улучшения качества всей работы. Содержание и характер управленческого труда определяется комплексом процессов, протекающих в организационной системе при выполнении функций управления. Исходя из требований разделения управленческого труда, на каждого работника аппарата управления возлагается выполнение определенных функций.

   Специфика управленческого  труда:1. он направлен на организацию  и координацию хозяйственной деятельности коллектива предприятия и

одновременно на организацию труда работников коллектива; 2. он является специфически сложным трудом, что определяется сложностью самих управленческих функций и степенью самостоятельности их выполнения,3.

непосредственным предметом труда работников управления выступают не материально- вещественные элементы, а информация о социально- экономических, организационно- технических и других процессах; 4. управленческий труд, в основном, является творческим, умственным. Специфические особенности управленческого труда вытекают из задач и сущности отрасли. Высшая форма управленческого труда - НОУТ.

ВОПРОСЫ

1.Назовите цели теории управления.

2.Что такое цель.

3.Назовите общие функции управления.

4. Раскройте понятия общих функций  управления

5. Назовите функции руководства.

 

Тема 7 Функциональное разделение управленческого труда

     7.1 Общее, частное и  единичное виды разделения труда  в организации

  • 7.2 Классификация форм разделения труда в организации
  • 7.3 Границы разделения управленческого труда.
  •  

  •     Труд с широком смысле - это целесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

       Труд в узком понимании - это обозначение любой оплачиваемой  человеческой деятельности. Труд  есть элемент общественно необходимой товарной деятельности людей. Продавая труд в качестве товара, люди стремятся получить за него такое материальное вознаграждение, за счет которого можно было бы прожить.

       В условиях рыночных отношений  труд, как и всякий товар, имеет  двойственный характер: 1. выступает как потребительская стоимость, т.е. в своей конкретной форме (труд машиностроителя, учителя и т.д.) в ней реализуется качество труда; 2. труд является носителем меновой стоимости или товарной стоимости, т. к. в нем заключен абстрактный человеческий труд, при этом величина стоимости труда определяется количеством рабочего времени, общественно необходимого для его формирования (воспроизводства рабочей силы). Следовательно, потребительская стоимость труда характеризует качество труда, который затрачен на производство рабочей силы, а стоимость труда - количество использованного для этих целей труда. Труд как товар, создается путем потребления разнообразных благ, производимым другим трудом. В качестве оплачиваемой общественной деятельности труд ориентируется на производство товаров и услуг для других.

       Организация труда –  это рациональная взаимосвязь  между тремя элементами трудового  процесса: орудиями труда, предметами  труда, рабочей силой. Высшей формой  организации труда является научная организация труда - НОТ, которая позволяет получать наилучшие результаты при минимальных трудовых и материальных затратах. Высшей формой управленческого труда является НОУТ. В решении вопросов НОУТ должен быть дифференцированный подход, т.к. труд различных работников аппарата управления неодинаков по своему содержанию и роду решаемых задач.

       В отношении каждого работника  управления НОУТ должна: 1. способствовать  достижению максимальных результатов  работы при высоком её качестве,2. обеспечивать постоянную согласованность его деятельности с деятельностью других работников; 3. создавать и поддерживать оптимальные условия в работе,4. заинтересовать сотрудника в своевременном и качественном выполнении служебных обязанностей.

      Основные принципы НОУТ: 1. специализация управленческого труда - четкое распределение функций, прав и обязанностей каждого работника; 2.

       Пропорциональность - оптимальное  соотношение работников в соответствии  с объемами и трудностью выполняемых  задач; 3.синхронизация- выполнение  каждой отдельной управленческой работы в четко установленной последовательности и объемах, строгой согласованности в деятельности работников по видам, объемам и времени выполнения ими управленческих

    работ,4. прямоточность - устранение всех излишних управленческих звеньев управления,5. непрерывность выполнения работ - бесперебойное выполнение каждой управленческой функции,6. экономичность выполнения работ- минимальные материальные затраты и рабочего времени при минимальных затратах физической и нервной энергии работников, 7. гуманизация труда- учет человеческого фактора и создание на этой основе оптимального психологического климата в коллективе.  Данные принципы НОУТ должны обеспечить для управления6 экономичность, оперативность, оптимальность.

       Разделение управленческого труда представляет собой расчленение всего объема управленческих работ на отдельные составные части (функции), каждая из которых выполняется отдельным работником (или группой работников).

       Целостность и эффективность  деятельности аппарата управления обеспечивается кооперацией управленческого труда, согласованием функций отдельных работников, благодаря которому обособленные элементы сливаются в единый управленческий процесс.

       Рациональное сочетание  разделения и кооперации управленческого  труда является основой деятельности всех участников процесса управления.

       Организация управленческого  труда на предприятиях, в организациях  включает следующие основные  формы разделения труда: функциональную (закрепление конкретных функций за подразделениями или отдельными работниками), технологическую ( специализация сотрудников по однотипным видам работ или отраслям деятельности), квалификационную ( разделение работ внутри подразделений аппарата управления между сотрудниками в соответствии с их квалификацией и с учетом опыта работы). Такого рода разделение управленческого труда ведет к специализации труда аппарата управления.

    Информация о работе Лекции по "Теория управления"