ВОПРОСЫ
- Структура управления.
- Что понимается под подразделением организации.
- Что рекомендуется принимать во внимание
при проектировании организационных структур.
- Как увязаны организационные структуры
со стадиями жизненного цикла организаций.
- Назовите типы организационных структур
управления.
Тема 10 Общенаучные методы
теории управления
10.1. Понятие, система и классификация
методов менеджмента.
10.2. Методы управления, их общая
характеристика и место в менеджменте.
10.3. Общенаучная методология как
основа системы методов, используемых
в менеджменте.
10.4. Содержание, направленность и
организационная форма методов
управленческого воздействия.
10.5. Организационно-административные,
экономические, социально-психологические,
правовые методы управления.
10.6. Самоуправление, направленность,
содержание, организационная форма, взаимосвязь
и взаимодействие методов управления.
Методология управления - это
схема управленческой деятельности,
предполагающее взаимосвязанное осознание целей
и ориентиров, а также средств и способов
их достижения. Компоненты методологии
управления: подходы, ориентиры, парадигмы,
приоритеты, критерии, альтернативы, процедуры
выбора, средства и методы управления,
а также ограничения. Подход- компонент
методологии, определяющий выбор и использование
остальных её компонентов.
Разновидности подходов
в управлении: системный, программно-целевой,
проектный, маркетинговый (ориентированный
на потребителя), кибернетический, информационный,
гуманистический, интеграционный, сетевой.
Ориентиры в различных
сферах управления трактуются как хорошо воспринимаемые (качественно
определенные и количественно измеряемые)
объекты, которые позволяют определиться
относительно цели деятельности и могут
быть квалифицированы по степени соотнесения
с перспективой как стратегические или
оперативные.
Парадигма - исходная концептуальная
схема, система понятий, воссоздающая
осмысление значительных черт
действительности, модель постановки
проблем и их решения, доминирующая
в научном сообществе на протяжении
конкретного исторического периода
и подтверждающая собой определенный этап в
развитии теории. Современная парадигма
управления акцентирует свое внимание
на человеческой личности с упором на
управление знаниями, на сетевые, партнерские
принципы взаимодействия.
Приоритеты в управлении
характеризуют акценты на те, или иные сферы, с которыми
могут быть сопоставлены результаты управляемой
деятельности,- сферы экономики, социальной
жизни общества. Приоритеты- последовательность
решения проблемы, акцентирование внимания
и ресурсов на различных объектах управления,
изменение которых может быть наиболее
важным для функционирования и перспективного
развития управляемой системы в целом.
Критерии в методологии
управления – меры оценки. Наиболее
важными являются комплексные показатели, позволяющие
установить,
классифицировать, оценить различные
аспекты управленческой деятельности.
Критерии характеризуют качество управления.
Критерии тесно связаны с подходами.
Альтернативы - возможные (обычно
взаимоисключающие, противопоставленные
друг другу) варианты будущих ситуаций, ролей, целей, действий
организации, механизмов и процедур управления.
Процедуры выбора- методики
и технологии оценки альтернатив.
Методология определяет (в том
числе на базе применяемых
подходов, критериев и т.д.), какие
именно процедуры целесообразно задействовать. При
этом могут использоваться математические,
логические, интуитивные процедуры, привлекаться
внутриорганизационные или внешние, в
том числе независимые эксперты. Существует
бальная процедура, ранжирование и т.д.
Средства управления- инструменты, рычаги управления.
Это материализованные аспекты компоненты
функций управления, предполагающие применение
конкретных методов управления.
Ограничения- средства государственной
защиты интересов национальных
товаропроизводителей и потребителей, а
также обеспечения государственных интересов
и выполнения международных обязательств.
Методы управления (путь
исследования, способ достижения
какой-либо цели, способ решения
задач, совокупность приемов или
операций теоретического или
практического познания и освоения действительности)-
являются составной частью методологии,
а более конкретно - механизма управления.
Средства управления - это
все то, с помощью чего можно
управлять ( в том числе ориентиры, предполагаемые последствия,
критерии выбора и оценки, ограничения,
требования).
Методы управления: 1. способы
использования средств и приведения
в действие всего механизма
управления,2. способы реализации
функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность,
санкции за невыполнение или недостаточно
эффективное выполнение функций и обязанностей.
Методы управления используются в зависимости
от сочетания функций управления и выбора
его инструментов.
Выбор методов управления
зависит от масштаба управления,
целей, окружающей социально-экономической среды,
качества персонала и реального наличия
тех или иных средств (инструментов) управления.
Классификация методов управления:
1. по масштабам применения- общие
( относятся ко всей системе), особенные
( обращенные к отдельным составным частям
системы или к внешней среде и её субъектам);
2. по роли на различных этапах жизнедеятельности
организации ( методы исследования организации)
- стабилизирующие, формирующие, упорядочивающие,
развивающие, включая методы ликвидации
и банкротства; 3. по отраслям и сферам
применения (в бизнесе, в государственном
управлении, торговле, промышленности
и. т.д.); 4. по степени опосредованности
воздействия (прямые и косвенные);5. по
управленческим функциям ( методы анализа,
планирования, мотивации, контроля и т.д.);
6. по уровню обобщения
управленческих знаний (методы теории
и практики управления); 7. по конкретным
объектам управления и характеру ситуации,
проблеме, которую необходимо решить и другие.
Основу системы методов,
применяемых в управлении, составляет общенаучная методология,
предусматривающая системный, комплексный
подход к решению проблем, а также применение
методов моделирования, экспериментирования,
конкретно-исторического подхода, экономико-математических
и социологических измерений.
Классификация методов управления
по характеру воздействия: экономические,
административные, социально-психологические.
Они тесно связаны между собой и имеют
много общих черт. В то же время они имеют
различия, что позволяет рассматривать
каждый из них в отдельности.
Самоуправление и саморегулирование
в организациях. В теории управления
различают внутреннее и внешнее управление.
При внешнем управлении управляющие воздействия
поступают в управляемую систему снаружи.
Управляющая система не входит в состав
управляемой системы и выделена в самостоятельный
внешний орган. Внутреннее управление
- управляющие воздействия создаются в
самой управляемой системе, внутри нее.
Орган управления образует с управляемой
системой единый хозяйственный комплекс.
Органы и лица управления входят в состав
управляемой организации, в её штат. Самоуправление-
разновидность внутреннего управления
регионом, предприятием, организацией,
фирмой, компанией, осуществляемое их
органами управления и играющие основную
роль в управлении. При самоуправлении
внешнее управление ограничивается узким
кругом проблем общего характера и воплощается
в виде законов, указов, правительственных
постановлений, национальных программ,
обязательного для обширного круга организаций
и лиц, требующих обязательного исполнения
всеми, на кого распространяется действие
законодательных и других нормативных
актов. Самоуправляемые организации могут
самостоятельно принимать и осуществлять
управленческие решения, опираясь на собственное,
внутреннее управление. При этом внутреннее
управление преобладает над внешним управлением.
Саморегулирование - частный
случай самоуправления. Ему отводится
роль осуществления части функций самоуправления(
текущее и оперативное управление, контроль)
, дополняющих стратегическое управление.
ВОПРОСЫ
1.Методология управления.
2 Что такое метод.
3. Классификация методов управления.
4. Что такое самоуправление.
5. Что такое внешнее и внутреннее
управление.
Тема 11 Методы управленческого
воздействия
11.1 Система и классификация методов
управления
11.2 Административно-организационные
методы управления
11.3 Экономические методы управления
11.4 Социально-психологические методы
управления.
Методы управления –
это: 1. способы использования средств
и приведения в действии всего
механизма управления, 2. способы
реализации функций менеджмента. Выбор методов управления зависит
от масштаба управления, целей, окружающей
социально-экономической среды, качества
персонала и реального наличия тех или
иных средств (инструментов) управления.
Классификация методов управления осуществляется
по масштабам применения, по роли на различных
этапах жизнедеятельности организации,
по отраслям и сферам применения, по степени
опосредованности применения, по управленческим
функциям, по уровню обобщения управленческих
знаний, по конкретным объектам и характеру
проблем и ситуаций, которые необходимо
разрешить. По характеру воздействия методы
управления классифицируются на: административные
(организационно-распорядительные), экономические,
социально-психологические. По характеру
воздействия они тесно связаны между собой
и имеют много общих черт. В тоже время
они имеют различия в способах воздействия
на объекты управления.
Организационно-административные
методы управления включают приемы
и способы воздействия субъекта
управления на объект управления
на основе силы и авторитета
власти. Их основа - организационные отношения,
существующие в любом обществе, любой
социально-экономической системе, на основе
которых формируются многообразные отношения
управления, т.к. любые организационные
отношения- это субъектно-объектные отношения,
включающие в себя отношения прав и ответственности
вдоль всей иерархической системы организационных
отношений. Организационно-административные
методы управления выражают прямое директивное
воздействие органов власти на управляемые
системы. Невыполнение данного директивного
воздействия рассматривается как прямое
нарушение исполнительной дисциплины
и влечет за собой определенные санкции.
Данные методы управления базируются
на системе: 1. законодательных актов государства
(законы, указы, постановления, распоряжения,
госстандарты, положения, инструкции и
другие документы, утвержденные высшими
управленческими структурами: президентом,
парламентом, правительством), для обязательного
применения на территории страны,2. нормативных
документов вышестоящих структур управления
(стандарты, положения, инструкции, методики,
постановления коллегий министерств и
ведомств, а также распоряжения, утвержденные
руководством этих государственных органов
и действующие во всех организациях и
учреждениях, объединяемых данным министерством
или ведомством),3. планов, программ, заданий,
разрабатываемых в организации (имеет
нормативно-распорядительный характер
для всех звеньев и работников данной
организации, регламентирует их деятельность,
направленную на достижение стоящих перед
ней целей и задач, и направлена на повышение
эффективности её функционирования),4.
оперативного управления (распоряжения,
поощрения, санкции, участие в управлении
и передачу по полномочий и ответственности
сверху вниз по служебной лестнице). Организационно-административное
управление осуществляется в следующих
основных видах: прямое административное
указание, установление правил, разработка
и внедрение рекомендаций. Формы проявления
данных методов: обязательное предписание-приказ,
договорные методы-консультации, разрешение
конфликта, рекомендации и пожелания,
совет, разъяснения, предложения. По воздействию---
стабилизирующие (организационного регламентирования,
нормирования, инструктирования) и распорядительные
(приказ, указание, установка, предписание,
решение).
Экономические методы основаны на экономических
стимулах. Они опираются на экономические
механизмы мотивации и стимулирования
активной производственной деятельности,
на учет экономических интересов ( государства,
организации, личности). Между этими интересами
всегда существуют противоречия, поэтому
проблема их сочетания относится к числу
наиболее сложных. Метод экономического
стимулирования - его основу составляет
формирование доходов организации и работников
в зависимости от личного вклада, он опирается
на такие принципы, как 1. взаимосвязь и
согласованность целей экономического
стимулирования с целями развития организации;
2. дифференциация экономического стимулирования,
направленная на реализацию необходимых
изменений в структуре производства,3.сочетание
с другими методами мотивации,4. сочетание
с экономическими санкциями, предусматривающими
материальную ответственность организаций
и отдельных работников. На уровне страны
- система экономических методов включает
такие рычаги хозяйствования, как налоговая
система и кредитно-финансовый механизм.
Социально-психологические
методы управления представляют
собой совокупность способов воздействия на общественное
и индивидуальное сознание, социальную
активность в целях повышения эффективности
деятельности управляемого объекта. Они
включают специфические приемы воздействия
на процесс формирования и развития коллектива
и на процессы, протекающие внутри коллектива.
Данные методы основаны на использовании
социально-экономического механизма,
действующего в коллективе на формирование
формальных и неформальных групп, роль,
статус личности, систему взаимоотношений,
социальные потребности и другие социально-психологические
аспекты. Данные методы больше искусство,
чем наука. К важнейшим мотивационным
методам относятся: метод убеждения, метод
побуждения, личный пример руководителя,
методы поощрения, метод информирования.
Психологические методы управления направлены
на регулирование отношений между людьми
путем
оптимального подбора и расстановки
кадров. Это методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профотбора,
обучения и т.д.
Конкретные методы управления
можно выделить в зависимости
от: 1. этапов и элементов процесса
управления (воздействия на управляемый
объект, организации самой управляющей
системы, информационного обеспечения управления, выработки
и принятия решений, контроля и оценки).
В рамках этой классификации существуют
специфические методы управления (проблемно-организующие,
функциональные, программно-целевые, организационного
анализа, организационного регламентирования,
организационного нормирования, организационного
проектирования).