Лекции по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.

Файлы: 1 файл

Лекции ТУ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

ВОПРОСЫ

  1. Структура управления.
  2. Что понимается под подразделением организации.
  3. Что рекомендуется принимать во внимание при проектировании организационных структур.
  4. Как увязаны организационные структуры со стадиями жизненного цикла организаций.
  5. Назовите типы организационных структур управления.

 

Тема 10 Общенаучные методы теории управления

10.1. Понятие, система и классификация  методов менеджмента.

10.2. Методы управления, их общая  характеристика и место в менеджменте.

10.3. Общенаучная методология как  основа системы методов, используемых  в менеджменте.

10.4. Содержание, направленность и  организационная форма методов  управленческого воздействия.

10.5. Организационно-административные, экономические, социально-психологические, правовые методы управления.

10.6. Самоуправление, направленность, содержание, организационная форма, взаимосвязь и взаимодействие методов управления.

 

   Методология управления - это  схема управленческой деятельности, предполагающее взаимосвязанное осознание целей и ориентиров, а также средств и способов их достижения. Компоненты методологии управления: подходы, ориентиры, парадигмы, приоритеты, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления, а также ограничения.  Подход- компонент методологии, определяющий выбор и использование остальных её компонентов.

   Разновидности подходов  в управлении: системный, программно-целевой, проектный, маркетинговый (ориентированный на потребителя), кибернетический, информационный, гуманистический, интеграционный, сетевой.

   Ориентиры в различных  сферах управления трактуются как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объекты, которые позволяют определиться относительно цели деятельности и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой как стратегические или оперативные.

   Парадигма - исходная концептуальная  схема, система понятий, воссоздающая  осмысление значительных черт  действительности, модель постановки  проблем и их решения, доминирующая  в научном сообществе на протяжении  конкретного исторического периода  и подтверждающая собой определенный этап в развитии теории. Современная парадигма управления акцентирует свое внимание на человеческой личности с упором на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия.

   Приоритеты в управлении  характеризуют акценты на те, или иные сферы, с которыми могут быть сопоставлены результаты управляемой деятельности,- сферы экономики, социальной жизни общества. Приоритеты- последовательность решения проблемы, акцентирование внимания и ресурсов на различных объектах управления, изменение которых может быть наиболее важным для функционирования и перспективного развития управляемой системы в целом.

   Критерии в методологии  управления – меры оценки. Наиболее  важными являются комплексные показатели, позволяющие установить,

классифицировать, оценить различные аспекты управленческой деятельности. Критерии характеризуют качество управления. Критерии тесно связаны с подходами.

   Альтернативы - возможные (обычно  взаимоисключающие, противопоставленные  друг другу) варианты будущих ситуаций, ролей, целей, действий организации, механизмов и процедур управления.

   Процедуры выбора- методики  и технологии оценки альтернатив. Методология определяет (в том  числе на базе применяемых  подходов, критериев и т.д.), какие  именно процедуры целесообразно задействовать. При этом могут использоваться математические, логические, интуитивные процедуры, привлекаться внутриорганизационные или внешние, в том числе независимые эксперты. Существует бальная процедура, ранжирование и т.д.

   Средства управления- инструменты, рычаги управления. Это материализованные аспекты компоненты функций управления, предполагающие применение конкретных методов управления.

   Ограничения- средства государственной  защиты интересов национальных  товаропроизводителей и потребителей, а также обеспечения государственных интересов и выполнения международных обязательств.

   Методы управления (путь  исследования, способ достижения  какой-либо цели, способ решения  задач, совокупность приемов или  операций теоретического или  практического познания и освоения действительности)- являются составной частью методологии, а более конкретно - механизма управления.

   Средства управления - это  все то, с помощью чего можно  управлять ( в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования).

   Методы управления: 1. способы  использования средств и приведения  в действие всего механизма  управления,2. способы реализации  функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или  недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей. Методы управления используются в зависимости от сочетания функций управления и выбора его инструментов.

   Выбор методов управления  зависит от масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.

   Классификация методов управления: 1. по масштабам применения- общие ( относятся ко всей системе), особенные ( обращенные к отдельным составным частям системы или к внешней среде и её субъектам); 2. по роли на различных этапах жизнедеятельности организации ( методы исследования организации) - стабилизирующие, формирующие, упорядочивающие, развивающие, включая методы ликвидации и банкротства; 3. по отраслям и сферам применения (в бизнесе, в государственном управлении, торговле, промышленности и. т.д.); 4. по степени опосредованности воздействия (прямые и косвенные);5. по управленческим функциям ( методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т.д.); 6. по уровню обобщения

управленческих знаний (методы теории и практики управления); 7. по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить и другие.

   Основу системы методов, применяемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение методов моделирования, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, экономико-математических и социологических измерений.

   Классификация методов управления  по характеру воздействия: экономические, административные, социально-психологические.

Они тесно связаны между собой и имеют много общих черт. В то же время они имеют различия, что позволяет рассматривать каждый из них в отдельности.

   Самоуправление и саморегулирование  в организациях. В теории управления  различают внутреннее и внешнее управление. При внешнем управлении управляющие воздействия поступают в управляемую систему снаружи. Управляющая система не входит в состав управляемой системы  и выделена в самостоятельный внешний орган. Внутреннее управление - управляющие воздействия создаются в самой управляемой системе, внутри нее. Орган управления образует с управляемой системой единый хозяйственный комплекс. Органы и лица управления входят в состав управляемой организации, в её штат. Самоуправление- разновидность внутреннего управления регионом, предприятием, организацией, фирмой, компанией, осуществляемое их органами управления и играющие основную роль в управлении. При  самоуправлении внешнее управление ограничивается узким кругом проблем общего характера и воплощается в виде законов, указов, правительственных постановлений, национальных программ, обязательного для обширного круга организаций и лиц, требующих обязательного исполнения всеми, на кого распространяется действие законодательных и других нормативных актов. Самоуправляемые организации могут самостоятельно принимать и осуществлять управленческие решения, опираясь на собственное, внутреннее управление. При этом внутреннее управление преобладает над внешним управлением.

   Саморегулирование - частный  случай самоуправления. Ему отводится  роль осуществления части функций самоуправления( текущее и оперативное управление, контроль) , дополняющих стратегическое управление.

ВОПРОСЫ

1.Методология управления.

2 Что такое метод.

3. Классификация методов управления.

4. Что такое самоуправление.

5. Что такое внешнее и внутреннее  управление.

 

Тема 11 Методы управленческого воздействия

11.1 Система и классификация методов  управления

11.2 Административно-организационные  методы управления

11.3 Экономические методы управления

11.4 Социально-психологические методы  управления.

 

   Методы управления –  это: 1. способы использования средств  и приведения в действии всего  механизма управления, 2. способы  реализации функций менеджмента. Выбор методов управления зависит от масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления. Классификация методов управления осуществляется по масштабам применения, по роли на различных этапах жизнедеятельности организации, по отраслям и сферам применения, по степени опосредованности применения, по управленческим функциям, по уровню обобщения управленческих знаний, по конкретным объектам и характеру проблем и ситуаций, которые необходимо разрешить. По характеру воздействия методы управления классифицируются на: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические. По характеру воздействия они тесно связаны между собой и имеют много общих черт. В тоже время они имеют различия в способах воздействия на объекты управления.

   Организационно-административные  методы управления включают приемы  и способы воздействия субъекта  управления на объект управления  на основе силы и авторитета  власти. Их основа - организационные отношения, существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе, на основе которых формируются многообразные отношения управления, т.к. любые организационные отношения- это субъектно-объектные отношения, включающие в себя отношения прав и ответственности вдоль всей иерархической системы организационных отношений. Организационно-административные методы управления выражают прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы. Невыполнение данного директивного воздействия рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой определенные санкции. Данные методы управления базируются на системе: 1. законодательных актов государства (законы, указы, постановления, распоряжения, госстандарты, положения, инструкции и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами: президентом, парламентом, правительством), для обязательного применения на территории страны,2. нормативных документов вышестоящих структур управления (стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов и действующие во всех организациях и учреждениях, объединяемых данным министерством или ведомством),3. планов, программ, заданий, разрабатываемых в организации (имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед ней целей и задач, и направлена на повышение эффективности её функционирования),4. оперативного управления (распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу по полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице). Организационно-административное управление осуществляется в следующих основных видах: прямое административное указание, установление правил, разработка и внедрение рекомендаций. Формы проявления данных методов: обязательное предписание-приказ, договорные методы-консультации, разрешение конфликта, рекомендации и пожелания, совет, разъяснения, предложения. По воздействию--- стабилизирующие (организационного регламентирования, нормирования, инструктирования) и распорядительные (приказ, указание, установка, предписание, решение).

   Экономические методы основаны на экономических стимулах. Они опираются на экономические механизмы мотивации и стимулирования активной производственной деятельности, на учет экономических интересов ( государства, организации, личности). Между этими интересами всегда существуют противоречия, поэтому проблема их сочетания относится к числу наиболее сложных. Метод экономического стимулирования - его основу составляет формирование доходов организации и работников в зависимости от личного вклада, он опирается на такие принципы, как 1. взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации; 2. дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства,3.сочетание с другими методами мотивации,4. сочетание с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников. На уровне страны - система экономических методов включает такие рычаги хозяйствования, как налоговая система и кредитно-финансовый механизм.

   Социально-психологические  методы управления представляют  собой совокупность способов воздействия на общественное и индивидуальное сознание, социальную активность в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают специфические приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива и на процессы, протекающие внутри коллектива. Данные методы основаны на использовании социально-экономического механизма, действующего в коллективе на формирование формальных и неформальных  групп, роль, статус личности, систему взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты. Данные методы больше искусство, чем наука. К важнейшим мотивационным методам относятся: метод убеждения, метод побуждения, личный пример руководителя, методы поощрения, метод информирования. Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем

оптимального подбора и расстановки кадров. Это методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профотбора, обучения и т.д.

   Конкретные методы управления  можно выделить в зависимости  от: 1. этапов и элементов процесса  управления (воздействия на управляемый  объект, организации самой управляющей  системы, информационного обеспечения управления, выработки и принятия решений, контроля и оценки). В рамках этой классификации существуют специфические методы управления (проблемно-организующие, функциональные, программно-целевые, организационного анализа, организационного регламентирования, организационного нормирования, организационного проектирования).

Информация о работе Лекции по "Теория управления"