Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций
Тема 1. Сущность и содержание теории управления.
1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.
Ситуационный подход - прямое приложение науки к конкретным ситуациям и условиям (конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время).
Возможности ситуационного подхода: 1. позволяет применять научные методы к конкретным ситуациям и условиям,2. подчеркивает значимость « ситуационного мышления», с помощью которого руководители могут лучше понять, какие приемы и методы управления будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации,3.пытается интегрировать различные частные подходы, 4. сохраняет концепцию процесса управления,5. подчеркивает неразрывную взаимосвязь между функциями управления и не рассматривает их по отдельности. 6. ориентирует руководителей на разработку специфических приемов, которые могут сильно отличаться для разных организаций и разных ситуаций в пределах одной и той же организации.
Важно ситуационное мышление, т.к. ситуационный подход помогает руководителям понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению цели в конкретной ситуации. При этом руководитель должен: анализировать обстановку и определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой эффект может возникнуть из-за изменения одного или группы факторов. Например, руководитель должен решать, как следует поменять организационную структуру: по уровню управления; доли участия высшего, среднего, низшего звена; определить ответственность и т.д. Менеджеры должны определять, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Методология ситуационного процесса: 1. руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (это требует понимания процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений),2. руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные от принятия конкретной методики ( например, можно увеличить зарплату и вырастет мотивация, но получим прирост затрат, что превысит выгоду и фирме будет нанесен урон), 3. необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данный момент и какой вероятностный эффект может повлечь за собой изменение донной или нескольких переменных, 4. необходимо увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков с конкретными ситуациями, чтобы обеспечить достижение целей организации наиболее эффективным образом в существующих условиях.
Переменные ситуационного подхода: 1. внешние - отражают влияние внешней среды, содействуя удачному решению задач организации ( полезные факторы) или противодействуя целям организации ( вредные факторы), т.е. среда, в которой функционирует система ( экономика, политика, технология, поставщики, потребители, конкуренты и т.д.). 2. внутренние - характеризуют взаимовлияние внутренних переменных и движущих сил внутри организации на процесс, к ним относятся: структура, культура, ресурсы, цели, задачи, технология и т.д., так они все взаимосвязаны. Внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений, внутренние переменные - это то, что руководитель должен преодолевать в своей работе. 3. Человеческая переменная рассматривается относительно отдельных людей, группы людей, руководителей и одновременно выступает как внешняя среда относительно отдельного работника.
К факторам, влияющим
на успех организации
При ситуационном подходе
важно6 правильно интерпретировать
ситуацию, знать управленческие
концепции и методики, учесть
опыт управленческой деятельнос
ВОПРОСЫ
Тема 21. Основы кадровой подготовки на предприятии
21.1 Место значение персонала в управлении предприятия
21.2 Кадровая политика предприятия
21.3 Факторы повышения роли
Персонал- личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам технический, медицинский, обслуживающий, женский и т.д.). Он характеризуется структурой - квалификационной, половозрастной, а также дифференцируется по категориям - рабочие (основные и вспомогательные, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал (МОП), ученики, административно-управленческий персонал (АУП).
Кадры - основной (штатный) состав квалифицированных работников предприятий, учреждений, общественных организаций.
Для описания персонала
предприятия используются
Списочная численность - по штату, среднесписочная численность- сумма списочного числа работников каждого календарного дня месяца, отнесенное к числу календарных дней месяца, явочная численность- используется для ежедневного контроля, оборот рабочей силы- изменение численности работников как вследствие приема их на работу, так и в связи с их выбытием, интенсивность оборота- оборот относительно среднесписочной численности за исследуемый период, необходимый оборот рабочей силы- прием в связи с расширением производства и увольнение по сокращению производства, текучесть рабочей силы - оборот вследствие выбытия по собственному желанию и увольнение за нарушение трудовой дисциплины относительно среднесписочной численности работников за исследуемый период.
Система управления персоналом дифференцируется по трем блокам: 1. вход- подбор персонала, переговоры, заключение контрактов, 2. процесс- обучение, повышение квалификации, тренировка, переаттестация, организация условий труда и отдыха, предотвращение и разрешение конфликтов, перевод, увольнение, 3. выход- исполнение работы в заданные сроки, в нужном количестве и с необходимым качеством.
Основа системы управления кадрами: 1.юридическое обеспечение- законодательные акты всех уровней, внутрифирменные документы: устав, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, положения о подразделениях, должностные инструкции, организационная схема управления и т.д., 2. материальное обеспечение, 3. программное обеспечение. Каждый менеджер несет на себе функцию управления кадрами.
Управление персоналом требует разработки политики по пяти поднаправлениям: занятость, обучение, оплата труда, производственные отношения, охрана здоровья и благосостояние. Чтобы решать эти проблемы в менеджменте наметилась тенденция к организации кадровых служб взамен отделов кадров. Кадровая политика направлена на наем эффективной рабочей силы, увеличение эффективности посредством создания лучших условий работы, улучшение отношений рабочих и руководства.
Принципы кадровой политики: 1.демократизация управления,2. знание отдельных людей и их потребностей, 3. справедливость, 4. соблюдение равенства, 5. последовательность.
Исходные положения политики в области кадров: 1. политика занятости, 2. политика обучения, 3. политика оплаты труда, 4. политика производственных отношений, 5. политика благосостояния.
Функции кадровой службы: наем, обучение и подготовка, оплата труда, производственные отношения, охрана здоровья и социальные вопросы. Управление кадрами как специальная функция решает следующие задачи: разумное удовлетворение человеческих потребностей, достижение эффективности и справедливости.
Основные этапы управления кадрами: анализ ситуации и определение потребности в рабочей силе, постановка целей (цели кадровой политики должны соответствовать целям организации), контроль, коллективная ответственность за управление кадрами. Реализация кадровой политики должна быть направлена на: определение потребности в рабочей силе, рациональное использование рабочей силы, развитие трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки кадров.
Кадровая политика в
современных условиях
Типы кадровой политики: она делится на 1. в соответствии с правилами и нормами, степенью влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию (пассивная, реактивная, превентивная, активная) и 2. по ориентации на собственный и внешний персонал, степени открытости по отношению к внешней среде (открытая, закрытая). Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией, что ведет к росту производительности труда, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.
ВОПРОСЫ
1.Расскройте понятие «
2.По каким блокам
3.Что составляет основу
4.Назовите основные функции кадровой политики.
5.Охарактеризуйте типы
Тема 22. Активизация человеческого ресурса
22.1 Человек в организации
22.2 Потенциал сотрудника
22.3 Взаимодействие человека с организационным окружением
Основой любой организации и её главным богатством являются люди. Сотрудники становятся собственниками значительной части так называемого « неосязаемого» капитала фирмы. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи, получаемой от сотрудников на работе, и для интенсивного развития их потенциала - это одна сторона взаимодействия человека и организации. Другая сторона - отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1. с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (человек в центре модели, он получает от организационного окружения, побуждающие к действию стимулирующие воздействия, и под их воздействием осуществляет определенные действия, которые приводят к выполнению определенных видов работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение) и с позиции организации, включающей в себя индивидов (исходной точкой рассмотрения является организация). Организационное окружение это те часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в данной организации. Работник, исходя из определенного представления о себе, вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу, получать определенное вознаграждение. Организация, в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификацией и содержанием работы предполагает взять работника, обладающего необходимыми квалификационными и личностными характеристиками, она ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Если человек успешно выполняет эту роль и удовлетворен своей деятельностью и взаимодействием с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации. Требования к роли - ясность и приемлемость.
Активность - общая характеристика человека, способность производить общественно значимые преобразования окружающей среды на основе присвоения богатств духовной, материальной и корпоративной культуры организации.