Лекции по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.

Файлы: 1 файл

Лекции ТУ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

   Госаппарат нельзя политизировать (тогда будет авторитарный или  тоталитарный режим). Госслужащие должны быть связаны с политическими руководителями только служебными нормами. При демократических режимах должна быть политическая нейтральность, которая обеспечивается правовыми и служебными нормами, среди которых определение правового статуса госслужащих, их экономические и административные гарантии, конкурсный набор на работу, дисциплинарные санкции. На высших административных должностях происходит совмещение политики и госслужбы. Госаппарат может лишь предлагать варианты решений, а выбор в силу своей конституционной компетенции осуществляют политические руководители, т.к. они представляют органы государственной власти и поэтому несут ответственность за принимаемые ими решения перед общественным мнением и историей.

   Положение госаппарата всегда  двойственно: 1. он должен подчиняться  политической (конституционной) власти, 2. он должен располагать значительной степенью независимости от политической власти Можно выделить три формы независимости: 1. предоставление гарантий против произвола и вмешательства политической власти за счет создания правовой и экономической независимости),2. выработка служебного кодекса чести и профессиональной этики (воспитывается нравственная и профессиональная независимость - высказывать свое мнение перед лицом политической власти),3.в деятельности госадминистрации складывается определенная внутренняя логика и преемственность, которые обеспечивают социальную независимость. Это позволяет госаппарату и его служащим оставаться в рабочем состоянии практически при любой политической неустойчивости и неопределенности.

   Госслужащие, так же как  и политические руководители, обязательно  участвуют в государственной власти, т.к. эта власть имеет политическую природу, то и деятельность госслужбы не может быть свободна от политики. Причастность к формированию и проведению государственной политики позволяет госслужащим не только соучаствовать в принятии политических решений, взаимодействуя с политической властью, но и выступать в качестве самостоятельной политической силы, проводить в госуправлении вторичную, но собственную политическую линию.

   Ограничения госслужащего: 1. запрещается заниматься другой  оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и другой творческой деятельностью, 2. быть депутатом законодательного органа любого уровня, 3. заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации, 4. использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию, 5. получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей и т.д.

   В число квалификационных  требований к должностям гражданской  службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

   Приоритетными направлениями  формирования кадрового состава  госслужбы являются: 1. профессиональная  подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка,2. содействие должностному росту на конкурсной основе,3. ротация, 4. формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование, 5. оценка результатов профессиональной служебной деятельности посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена, 6. применение современных кадровых технологий при поступлении на службу и её прохождении.

   Таким образом, в РФ законодательно  закреплен принцип непрерывности  обучения государственных служащих. В РФ принцип непрерывности обучения реализуется путем применения разнообразных видов обучения: профессиональная подготовка кадров, дополнительное профессиональное образование.

   Системы оценки исполнения  включают постановку целей и  утверждение запланированных параметров на индивидуальном и командном уровне, при этом используются параметры, как достижение стратегических целей правительства. Идентификация навыков, планы индивидуального развития.

ВОПРОСЫ.

  1. Что такое государственный орган.
  2. На что структурно подразделяется государственный орган.
  3. В чем состоит двойственность положения государственного аппарата.
  4. Назовите ограничения государственного служащего.
  5. Назовите приоритетные направления формирования кадрового состава государственной службы.

  

Тема 27 Понятие, сущность и содержание эффективности менеджмента.

27.1.      Понятие эффективности  менеджмента.

27.2. Психологические и непсихологические  показатели оценки эффективности  управления.

27.3.      Значение и  необходимость повышения эффективности  менеджмента.

  

   Эффективность менеджмента - результативность управленческой  деятельности, оцениваемая по степени  достижения цели организации.

   Эффективность менеджмента  проявляется через эффективность  основной деятельности. Эффективность управления представляет собой соотношение потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. При определении эффективности менеджмента используются следующие показатели: 1. количественную сторону получаемого результата обозначают как показатель эффективности; 2. качественную сторону обозначают как критерии эффективности, которые находятся в тесной связи с целями фирмы. Используются такие критерии, как управленческая эффективность, которая проявляется в достигнутых показателях результатов всей деятельности предприятия.

   Организация существует  для реализации определенных  целей и если эти цели достигнуты, то организация может считаться успешной, а её руководители – эффективными менеджерами. Можно выделить общий показатель управленческой эффективности, экономическую эффективность и социальную эффективность.

   Общий показатель управленческой  эффективности: соотношение результата  к цели и умноженное на 100%.

   Эффективность системы управления  определяется как эффективность  от принятия управленческих решений. Эффективность управления определяется эффективностью функционирования и использования каждого элемента системы управления в т.ч.: рациональностью структуры, применением научных передовых методов управления, скоростью и полнотой информационного обслуживания, квалификацией управленческих кадров, их умением творчески подходить к решению конкретных проблем управления.

   Экономическая эффективность  характеризуется соотношением результата  к затратам, умноженным на 100 %. Важной количественной характеристикой экономической эффективности является производительность.

Производительность- соотношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Этот показатель отражает комплексный результат использования всех видов ресурсов организации.

  К экономическим показателям эффективности относятся: стабильность (производства, положения на рынке), рост (темпы роста производства, численности занятых, число нововведений), способность организации приспосабливаться к изменениям внешней среды. Экономические показатели эффективности необходимо анализировать в динамике, т.е. в соответствии с

предыдущими периодами. Динамика показателей позволяет судить о повышении или понижении эффективности менеджмента.

   Эффективность организации  во многом зависит от способности планировать свою деятельность, что позволяет минимизировать риск. Эффективность управления и эффективность производства часто объединяют воедино, т.к. в качестве эффективности производства и управления используют обобщенные показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность).

   Количественные критерии  оценки: доля рынка, уровень затрат  и эффективность сбыта, рост объема  продаж, текучесть кадров, чистая  прибыль, курс акций, доход в расчете  на акцию, выплаты пол ценным бумагам, уровень затрат и эффективность производства. Количественные показатели деятельности системы управления: комплекс трудовых показателей (численность, сокращение трудоемкости процессов управления), финансовые показатели (сокращение расходов на управление), показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий и организационных процедур).

   Качественные показатели: способность  привлечь высококвалифицированных  менеджеров, удовлетворенность работников, расширение объема услуг клиентам, снижение количества опасностей, использование возможностей.

   Социальная эффективность  отражает степень достижения  социальных параметров управления. Она проявляется в : развитии потенциала персонала, возможности реализации этого потенциала. В понятие социальной эффективности организации включается: требования гармоничного развития личности каждого работника, повышение его квалификации, формирование благоприятного социального климата в коллективе, усиление социальной активности и совершенствование всего образа жизни. Все это является проявлением качества трудовой жизни. При несоблюдении всех составляющих социальной эффективности происходит снижение темпов роста производительности труда. К показателям социальной эффективности также относятся:  удовлетворенность членством в коллективе и трудом, мотивация членов коллектива, авторитет руководителя и самооценка коллектива, состояние корпоративной культуры, социальной ответственностью, управляемостью организацией.

    Устойчивый успех фирмы  в значительной степени определяется  её экономической эффективностью и действенностью (результативностью). Экономическая эффективность выражает количество затрат, которые используются, чтобы произвести единицу продукции. Действенность (результативность) характеризует успешное достижение организационных целей. В целом под эффективностью менеджмента понимается такое управление, которое обеспечивает функционирование и развитие организации как целостной системы.

    Социальная ответственность - обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса, т.е. отчисление части прибыли на решение социальных проблем общества. Общественное восприятие  социальной ответственности прошло через три исторические фазы: управление, направленное на максимизацию прибыли (начиная с начала 20 века и до 30-х годов), попечительское управление (30-60 годы, активное движение рабочего класса в защиту своих интересов), социальное управление ( начиная с 60-х годов до настоящего времени, когда социальная ответственность определяется как необходимый элемент любой организации). Этим этапам соответствуют три философии: традиционная (участие в решении социальных проблем через прибыль, т.е. через налоги), философия заинтересованных людей (социальная ответственность рассматривается как ответственность перед определенными группами, которые связаны с интересами самой организации), утвердительная (предпринимательство ответственно перед обществом за решение социальных проблем и участвует в их решении).

   Сфера социальной ответственности: экономическая (обязательная), правовая ( обязательная), этическая ( желательная), этическое поведение соответствует поведению организации с учетом определенных норм.

 ВОПРОСЫ

  1. Что такое эффективность менеджмента.
  2. Какие показатели используются при определении эффективности менеджмента.
  3. Что включает в себя экономическая эффективность.
  4. Чем характеризуется социальная эффективность.
  5. Раскройте сущность социальной ответственности менеджмента. 

 

Тема 28. Затраты на управление

28.1 Специфика затрат на управление, виды затрат, процедуры расчета  и эффективность затрат на управление.

 

    Эффективность управления - эффективное руководство, понимаемое  как умение руководителя заставить, побудить, заинтересовать подчиненных трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей.

    Результативность управления - целевая направленность на создание  нужных, полезных вещей, способных  удовлетворить определенные потребности, обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленным целям управления.

    Качество управления - характеризуется  результатом, эффектом, достигаемым  субъектом управления при воздействии  на объект управления.

    Эффект- это итог, результат  деятельности

    Эффективность  характеризуется отношением эффекта к затратам ресурсов, обеспечивающим получение эффекта, достижение нужного результата.

   Эффективность- эффект, приходящийся  на единицу затрат ресурсов, истраченных для получения достигнутого результата.

   Эффективность управления – отношение результативности управления к затратам на управление.

    Расходы на управление-это  часть издержек, которые не связаны  непосредственным образом с производством товаров и их обращением. Но эта часть издержек обусловлена этими процессами, т.е. производством товаров и их обращением.

    Эта часть издержек  дополняет издержки по производству  и обороту товаров. Они представляют  оформительскую сторону таких  процессов. Результатами управляемых  экономических процессов являются  итог управленческой, экономической и производственной деятельности.

    Эффективность в экономике  измеряется отношением получаемого  эффекта (результата) к полным затратам, обусловившим его получение. Эффективность-это отношение результата к затратам на получение данного результата.

Информация о работе Лекции по "Теория управления"