Лекции по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.

Файлы: 1 файл

Лекции ТУ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

 

    Исследования - это вид  человеческой деятельности. Основными  составляющими исследовательского  процесса является: 1. раскрытие содержания, свойств, закономерностей поведения и развития, 2. изучение проблемных ситуаций и самих проблем, определение их места в системе накопленных знаний, 3. определение средств и возможностей применения новых знаний об изучаемом вопросе в практике его разрешения.

   Основные компоненты исследования: цель, объект и предмет исследования, методология исследования и организация его проведения, результаты и возможности их практической реализации.

   Цель исследования - определение  наиболее результативных вариантов  построения системы управления и организации её развития и функционирования. Основной задачей исследования является – найти решение проблемы. Объект исследования - система управления (в социально-экономических системах основополагающий элемент- человек).

   Особенности системы управления: 1. строится на деятельности человека, 2. не рассматривается в отрыве  от объекта управления (в качестве объекта исследования выступает управляемая социально-экономическая система). Предмет исследования систем управления - конкретная проблема, требующая своего разрешения.

   Методологический подход  к исследованию систем управления- ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка, которая определяет его направленность относительно цели. Виды подходов: 1. эмпирический (опирается на опыт), 2. прагматический (опирается на задачи получения ближайшего результата), 3. научный (научная постановка цели исследования и использование научного аппарата в его проведении), 4. аспектный (выбор одной стороны проблемы по принципу актуальности или по принципу учета  ресурсов, выделенных на исследование), 5. системный ( максимально возможный учет всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, в процессе исследования системы управления раскрывается, из каких составных частей, элементов состоит система управления, анализируется, как они взаимодействуют друг с другом и с окружение). 6. концептуальный (предварительная разработка концепции исследования- комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность исследования).

   Практические результаты  исследования системы управления - это советы по изменению тех или иных сторон ее функционирования, улучшению качества управленческой деятельности. Характер рекомендаций - социально-психологический, экономический, организационный. Рекомендации могут относиться к информационному обеспечению. Мотивации, изменению условий деятельности, учету дополнительных факторов развития фирмы, качеству деятельности, оценке тенденций развития, конкурентоспособности и т.д. Результаты исследования- возможности, которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное развитие организации. Теоретические результаты исследования - осознание проблемы, развитие закономерностей функционирования и развития, концепции управления системой в установленных условиях. Ресурсы обеспечения исследований - человеческие, информационные, финансово-экономические, технические.

   Методы исследования систем  управления: 1. теоретические ( дедукции  и индукции- получение знаний об объекте с помощью логических умозаключений, анализа и синтеза - разделение объекта на отдельные составные части с дальнейшим объединением некоторых из этих частей на основании других группирующих признаков, восхождения от абстрактного к конкретному - установление логической связи между абстрактным рассмотрением особенностей системы управления и целостным суждением об определенной системе, абстрагирования - мысленное отвлечение субъекта исследования от наименее значимых характеристик, моделирования - анализ модели объекта, включающей только те его характеристики, которые наиболее важны для решения проблемы), 2 эмпирические (сравнения - сопоставление с эталоном, наблюдения - фиксирование показателей без вторжения исследователя и инструментов исследования в процессы, полемика - аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения, экспертных оценок - привлечение группы специалистов в рассматриваемой области к решению проблемы и др.).

    Консультация – высокопрофессиональная  форма организации и осуществления  исследований системы управления, т.е. профессиональное объяснение  сущности конкретной ситуации, причин  ее возникновения и вариантов решения проблемы. Один их основных методов – « мозговой штурм».

ВОПРОСЫ

  1. Назовите основные компоненты исследования
  2. Что является целью исследования.
  3. Назовите виды подходов к исследованиям
  4. Что является результатом исследования.
  5. Назовите методы исследования систем управления.

    

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Теория управления"