Лекции по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.

Файлы: 1 файл

Лекции ТУ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

  

     Тема 25. Государственная служба, управление и этика.

25.1 Место и значение государственной  службы в условиях перехода  к рыночной  экономике.

25.2 Этика делового общения (основные понятия, мораль, нравственность).

25.3 Профессиональная этика.

25.4 Управленческая этика.

 

    Любое общество не  может существовать, не регулируя  свою жизнедеятельность. Стержнем  управления является власть. Власть  есть возможность одних социальных групп оказывать управляющее воздействие на деятельность других. Основная задача всякой власти - поддержание в оптимальном состоянии данной общественной системы или её частей, обеспечение их экономической, политической и духовной стабильности, целостности и независимости. Власть, обеспечивающая привилегированное положение одних социальных групп и подавляющая сопротивление других - стала именоваться государством. Публичная власть складывается из определенной системы учреждений и специальных организаций, называемых органами власти государства (правительство, чиновничий аппарат, представительные учреждения, армия, карательные органы, разведка и контрразведка, учетно-регистрационные органы, т.ч. статистические, налоговые, финансовые и др. Государство располагает средствами идеологического воздействия- школа, церковь, кино, телевидение, радио и т.д. В государстве вводятся территориальные единицы, которые управляются государственными должностными лицами. Государство собирает налоги для содержания государственного аппарата и армии. Государство обладает всей полнотой власти и носит суверенный характер - только органы государственной власти наделены полномочиями, издавать законы, осуществлять правосудие, применять меры государственного принуждения, проводить государственную политику в международных отношениях и т.д. Важнейшая внутренняя функция государства - удержание в равновесии всех классов, наций, влиятельных социальных групп. Важнейшая внешняя функция государства - проведение внешнеполитической деятельности, отвечающей интересам страны. Тип государства определяется типом социальной структуры, т.е. тем, какая общественная группировка осуществляет политическое господство.

     Государственная власть структурируется по вертикали (между различными уровнями государственного управления - центральный, областной, районный) и по горизонтали (три ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная). Разделение необходимо, чтобы 1. четко определить их функции, компетенцию и ответственность,2. гармонично соединить такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и права личности, государство и общество.     

Основные способы государственного властвования: демократический, либеральный, конституционный, авторитарный, тоталитарный, деспотический.

   Государственная служба  именуется административно- государственным управлением. Госслужба как вид профессиональной деятельности возможна только в системе государственного. Управления и использует не только правовые, но и нравственные регуляторы. Политика определяет то главное и значительное, что имеется в госслужбе и госуправлении в целом. Госслужба - это прежде всего политический инструмент, используемый политической властью для обеспечения исполнения и исполнения полномочий государственных органов. Политика расставляет те ориентиры, на которые должна выходить госслужба. Госслужащие должны подчиняться политическим руководителям госорганов на основе правовых установлений (законов и подзаконов возведенной в закон воли общества).

    Государство выполняет  две базовые функции - политическую (выработка для страны общих направлений развития и общих законов) и административную (является приложением этих двух направлений и законов к конкретным людям и конкретным ситуациям). Государство функционирует благодаря согласию этих двух властей - политической и административной. Политико-административная власть- это госслужащие всех ветвей и уровней госуправления.

    Государственная служба- это 1. профессиональная деятельность, т.к. это профессия для госслужащих и требует определенной подготовки и постоянного занятия этим видом социальной деятельности, 2. содержание данной профессиональной деятельности (она направлена на обеспечение  исполнения и на исполнение полномочий федеральных госорганов и госорганов субъектов РФ). Профессиональная деятельность госслужащих связана не с прямым исполнением полномочий госорганов, а лишь с обеспечением такого исполнения соответствующих полномочий, которые исполняют политические руководители, находящиеся на государственных должностях. Однако, в составе госорганов есть должности, на которых госслужащие непосредственно участвуют в исполнении полномочий (во всех сферах госуправления на высших (иногда и главных) должностях госслужбы, совмещающих политическую и административную деятельность, а также в ряде административных органов, имеющих по преимуществу административный характер (налоговая служба, милиция, ГИБДД). Госслужба является деятельностью аппарата госуправления или административной властью, она выступает как профессиональная деятельность по подготовке, обеспечению процедур принятия и выполнения решений, принимаемых политическими руководителями всех ветвей и уровней государственной власти. Формирование политического курса страны, регионов, районов - задача политических руководителей, а обеспечение всем необходимым для выработки и реализации этого курса- задача госслужаших. Особенность госслужбы - сервисность, безличность, субординационный характер, стабильность.

    Управление в госслужбе  реализуется через основные функции: планирование. Организация, координация, мотивация, контроль. При управлении, определяются и выявляются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается организационная структура. Особенностью управления в госслужбе является то, что оно распадается на ряд других более специфических разновидностей: министерское управление, военное управление, управление чрезвычайными ситуациями, региональное и местное управление и т.д. Особенности основных функций управления в госслужбе: 1. планирование и прогноз формируется в соответствии с целями, установленными вышестоящими органами,2. организация службы имеет иерархическую структуру и административно-бюрократический стиль управления,3. мотивация основывается не только на материальном вознаграждении, но и на престиже, стабильности, возможности карьерного роста,4.контрлоль и оценка результатов осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми (с помощью СМИ). Основные характеристики управления в госслужбе: 1. административный контроль, 2. разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет,3. следование инструкциям, 4. концентрация власти и политической воли, 5. авторитарный стиль управления. Тенденции управления в госслужбе: 1. формирование временных рабочих групп, 2.стратегическое планировании, 3. делегирование полномочий, 4. постепенный переход от модели следования инструкциям к модели управления, в которой системообразующим элементом является ориентация на достижение результата. Современное направление развития государственного сектора: 1. управленческие и финансовые нововведения, 2. разгосударствление, приватизация, 3.новые информационные технологии, 4. маркетизация (проникновение рыночных моделей взаимодействия в госсектор), контрактная основа выполнения государственных функций.

   Технологии современного управления в госслужбе: 1. перенесение управленческих методов, технологий и приемов из области коммерческой деятельности в государственную, 2. в связи с потребностью принятия нестандартных решений на место авторитарного управления приходит демократическое управление, 3. переход части государственных услуг на частую основу (строительство дорог, эксплуатация жилищного фонда, уборка мусора, оказание услуг связи), 4. человек рассматривается как клиент и потребитель услуг.

    Характеристики успешного управления: инновационность, инвестиции в человеческий капитал, адаптивность, предоставление самостоятельности небольшим коллективам, неизменное следование правилам и процедурам. Ориентация на цели и миссию, контроль со стороны потребителей, маркетинг и стратегическое планирование.

    Этика делового общения - это совокупность принципов, отделяющих  правильное поведение от неправильного. Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей в трудовой сфере. Структурообразующими компонентами являются: 1. честность и порядочность в деловых отношениях, 2.  терпимость, которая рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, 3. такт и деликатность,

справедливость, требовательность и самоотдача в работе и т.д. Этика сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и

управляемых.  В фокусе её внимания – и цели, и средства, используемые для их достижения и теми и другими.

   Мораль- это совокупность  стихийно сформировавшихся норм  и правил деятельности людей, которые поддерживаются силой общественного мнения. Моральные требования обычно принимают форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем, ни от кого конкретно не исходящего. Эти требования имеют относительно устойчивый характер и регулируют человеческие отношения в любой сфере. Мораль опирается на совесть и долг.

    Этика государственного  служащего- это, прежде всего, кодекс  поведения, включающий этические принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, с обществом, « слугой» которого он является. Это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на госслужбе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности. В указе Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г. « Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих  подчеркивается, что госслужащий призван: добросовестно выполнять должностные обязанности, соблюдать и защищать права и свободы человека, осуществлять свою деятельность в соответствии с компетентностью госоргана, не оказывать предпочтения, исключать личные и имущественные  интересы, соблюдать ограничения для госслужащих, соблюдать политическую нейтральность, соблюдать нормы служебной и профессиональной этики и правила делового общения, проявлять внимательность к людям, проявлять терпимость и уважение, не использовать свое служебное положение в личных целях и т.д.

   Профессиональная этика  руководителя: демократизм общения  с подчиненными и коллегами, доступность, внимательность. Умение создать  товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в обращении, точность и ответственное отношение к данному слову, а также, подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя.

ВОПРОСЫ

  1. Что такое государственная власть и как она структурируется.
  2. Что такое государственная служба.
  3. Что такое мораль.
  4. Что такое этика государственного служащего.
  5. Что такое профессиональная этика руководителя.

 

Тема 26. Специфические требования к государственному аппарату и его сотрудникам

26.1 Место и значение государственного аппарата в управлении.

26.2 Основные требования к аппарату  управления

26.3 Подготовка и подбор кадров  государственного аппарата и  их оценка.

 

   Государственный орган- это  самостоятельная часть какой-либо  государственной организации, т.е. устойчивой группы людей, объединяемых совместной целенаправленной деятельностью. Государственный орган – это часть государства, как политико-управленческой организации, поэтому осуществляет какие-либо функции государства, для чего наделяется государственными полномочиями, нормативно закрепленными правами и обязанностями. Государственный орган имеет статус юридического лица.

   Структурно всякий государственный  орган подразделяется на политических  руководителей и подчиненных  им госслужащих, которые объединяются в госаппарат.

   Следовательно - госаппарат (госадминистрация) – это одна из двух необходимых частей любого государственного органа. Если в госоргане численность политических должностных лиц значительна, то они обычно делятся в соответствии с  исполнительными функциями по подразделениям (например, в Государственной Думе РФ депутаты разделены по политическим фракциям, а также по отраслевым комитетам и комиссиям). Соответственно для каждой депутатской фракции, комитета и комиссии создан свой аппарат госслужащих. В федеральном министерстве госслужащие делятся по департаментам, затем - по управлениям, по отделам, но они не имеют юридического лица.

   Любой госаппарат, состоящий  из госслужащих, не может выступать  в качестве самостоятельного госоргана. Госаппарат придается каким-либо политическим руководителям для обеспечения ими полномочий соответствующих госорганов.

   На федеральном уровне  госуправления аппарат может  приобретать некоторую самостоятельность, включая право юридического лица (Администрация и Управление делами Президента). Это связано с тем, что Президент и Правительство являются в соответствии с Конституцией юридическими лицами, а также из-за загруженности государственной деятельностью (исполнение полномочий), они не могут (по времени) решать текущие аппаратные вопросы.

Информация о работе Лекции по "Теория управления"