Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций
Тема 1. Сущность и содержание теории управления.
1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.
Тема 25. Государственная служба, управление и этика.
25.1 Место и значение
25.2 Этика делового общения (основные понятия, мораль, нравственность).
25.3 Профессиональная этика.
25.4 Управленческая этика.
Любое общество не
может существовать, не регулируя
свою жизнедеятельность. Стержнем
управления является власть. Власть
есть возможность одних социаль
Государственная власть структурируется по вертикали (между различными уровнями государственного управления - центральный, областной, районный) и по горизонтали (три ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная). Разделение необходимо, чтобы 1. четко определить их функции, компетенцию и ответственность,2. гармонично соединить такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и права личности, государство и общество.
Основные способы государственного властвования: демократический, либеральный, конституционный, авторитарный, тоталитарный, деспотический.
Государственная служба именуется административно- государственным управлением. Госслужба как вид профессиональной деятельности возможна только в системе государственного. Управления и использует не только правовые, но и нравственные регуляторы. Политика определяет то главное и значительное, что имеется в госслужбе и госуправлении в целом. Госслужба - это прежде всего политический инструмент, используемый политической властью для обеспечения исполнения и исполнения полномочий государственных органов. Политика расставляет те ориентиры, на которые должна выходить госслужба. Госслужащие должны подчиняться политическим руководителям госорганов на основе правовых установлений (законов и подзаконов возведенной в закон воли общества).
Государство выполняет две базовые функции - политическую (выработка для страны общих направлений развития и общих законов) и административную (является приложением этих двух направлений и законов к конкретным людям и конкретным ситуациям). Государство функционирует благодаря согласию этих двух властей - политической и административной. Политико-административная власть- это госслужащие всех ветвей и уровней госуправления.
Государственная служба- это 1. профессиональная деятельность, т.к. это профессия для госслужащих и требует определенной подготовки и постоянного занятия этим видом социальной деятельности, 2. содержание данной профессиональной деятельности (она направлена на обеспечение исполнения и на исполнение полномочий федеральных госорганов и госорганов субъектов РФ). Профессиональная деятельность госслужащих связана не с прямым исполнением полномочий госорганов, а лишь с обеспечением такого исполнения соответствующих полномочий, которые исполняют политические руководители, находящиеся на государственных должностях. Однако, в составе госорганов есть должности, на которых госслужащие непосредственно участвуют в исполнении полномочий (во всех сферах госуправления на высших (иногда и главных) должностях госслужбы, совмещающих политическую и административную деятельность, а также в ряде административных органов, имеющих по преимуществу административный характер (налоговая служба, милиция, ГИБДД). Госслужба является деятельностью аппарата госуправления или административной властью, она выступает как профессиональная деятельность по подготовке, обеспечению процедур принятия и выполнения решений, принимаемых политическими руководителями всех ветвей и уровней государственной власти. Формирование политического курса страны, регионов, районов - задача политических руководителей, а обеспечение всем необходимым для выработки и реализации этого курса- задача госслужаших. Особенность госслужбы - сервисность, безличность, субординационный характер, стабильность.
Управление в госслужбе
реализуется через основные
Технологии современного управления в госслужбе: 1. перенесение управленческих методов, технологий и приемов из области коммерческой деятельности в государственную, 2. в связи с потребностью принятия нестандартных решений на место авторитарного управления приходит демократическое управление, 3. переход части государственных услуг на частую основу (строительство дорог, эксплуатация жилищного фонда, уборка мусора, оказание услуг связи), 4. человек рассматривается как клиент и потребитель услуг.
Характеристики успешного управления: инновационность, инвестиции в человеческий капитал, адаптивность, предоставление самостоятельности небольшим коллективам, неизменное следование правилам и процедурам. Ориентация на цели и миссию, контроль со стороны потребителей, маркетинг и стратегическое планирование.
Этика делового общения - это совокупность принципов, отделяющих правильное поведение от неправильного. Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей в трудовой сфере. Структурообразующими компонентами являются: 1. честность и порядочность в деловых отношениях, 2. терпимость, которая рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, 3. такт и деликатность,
справедливость, требовательность и самоотдача в работе и т.д. Этика сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и
управляемых. В фокусе её внимания – и цели, и средства, используемые для их достижения и теми и другими.
Мораль- это совокупность
стихийно сформировавшихся
Этика государственного служащего- это, прежде всего, кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, с обществом, « слугой» которого он является. Это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на госслужбе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности. В указе Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г. « Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих подчеркивается, что госслужащий призван: добросовестно выполнять должностные обязанности, соблюдать и защищать права и свободы человека, осуществлять свою деятельность в соответствии с компетентностью госоргана, не оказывать предпочтения, исключать личные и имущественные интересы, соблюдать ограничения для госслужащих, соблюдать политическую нейтральность, соблюдать нормы служебной и профессиональной этики и правила делового общения, проявлять внимательность к людям, проявлять терпимость и уважение, не использовать свое служебное положение в личных целях и т.д.
Профессиональная этика руководителя: демократизм общения с подчиненными и коллегами, доступность, внимательность. Умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в обращении, точность и ответственное отношение к данному слову, а также, подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя.
ВОПРОСЫ
Тема 26. Специфические требования к государственному аппарату и его сотрудникам
26.1 Место и значение государственного аппарата в управлении.
26.2 Основные требования к
26.3 Подготовка и подбор кадров государственного аппарата и их оценка.
Государственный орган- это
самостоятельная часть какой-
Структурно всякий
Следовательно - госаппарат (госадминистрация) – это одна из двух необходимых частей любого государственного органа. Если в госоргане численность политических должностных лиц значительна, то они обычно делятся в соответствии с исполнительными функциями по подразделениям (например, в Государственной Думе РФ депутаты разделены по политическим фракциям, а также по отраслевым комитетам и комиссиям). Соответственно для каждой депутатской фракции, комитета и комиссии создан свой аппарат госслужащих. В федеральном министерстве госслужащие делятся по департаментам, затем - по управлениям, по отделам, но они не имеют юридического лица.
Любой госаппарат, состоящий из госслужащих, не может выступать в качестве самостоятельного госоргана. Госаппарат придается каким-либо политическим руководителям для обеспечения ими полномочий соответствующих госорганов.
На федеральном уровне госуправления аппарат может приобретать некоторую самостоятельность, включая право юридического лица (Администрация и Управление делами Президента). Это связано с тем, что Президент и Правительство являются в соответствии с Конституцией юридическими лицами, а также из-за загруженности государственной деятельностью (исполнение полномочий), они не могут (по времени) решать текущие аппаратные вопросы.