Лекции по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.

Файлы: 1 файл

Лекции ТУ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

    Высший уровень эффективности  управления - это результат при  наименьших затратах на управление.

    Если же расходы на  управление ограничены заданной  величиной, то следует установить, какой максимальный результат мог быть достигнут при данном (установленном) уровне расходов.

    Главный ресурс управления - труд работников сферы управления  экономикой, т.е. управленческий труд.

    Информационная производительность  управленческого труда определяется  количеством  управленческой информации требуемого качества и назначения (или количеством управленческой документации), производимой работником за определенное время.

  Показатель производительности  труда управленцев - это экономический  эффект, достигаемый в результате  деятельности определенного органа управления. Особенностью является то, что проблема определения и количественного измерения эффективности управления остается предметом исследования науки управления.

    Эффективность социального  управления во многом зависит  от успешного соединения высокого профессионализма специалистов-управленцев, высокого уровня общественной управленческой самодеятельности населения. Это два краеугольных камня, которые способны обеспечить успех всякого социального управления.

    Критерием оптимизации  этой пропорции служит:

1.результативность управления, т.е. решение управленческих задач  с наименьшими затратами общественного труда и времени, с наибольшими конечными результатами;

2.демократизация- т.е. участие граждан  в управлении и повышение их  управленческой сознательности компетентности, привития им навыков самостоятельного решения вопросов общественного значения.

    В качестве затрат  на управление учитываются:

1. текущие расходы на содержание  аппарата управления – заработанная  плата, которая включает в себя оклад, надбавки за выслугу лет, надбавку за чин, надбавку за ненормированный рабочий день, премии и т.д.

2. расходы на эксплуатацию технических  средств - компьютеры, копировальная  техника, факс, телефон, ксерокс и  т.д.

3. расходы денежных средств на  содержание зданий и помещений- аренда, тепло- и электроэнергия, ремонт и т.д.

4. расходы на  подготовку и  переподготовку кадров управления.

ВОПРОСЫ

  1. Что такое эффективность управления.
  2. Что такое результативность управления.
  3. Что такое высший уровень эффективности управления.
  4. Что является показателем производительности труда управленцев.
  5. Чем характеризуется эффективность социального управления.
  6. Чем определяется информационная производительность управленческого труда.
  7. Что входит в состав затрат на управление.

 

Тема 29. Управление нововведениями и развитием теории управления

29.1 Тенденции и разновидности  развития, управление развитием; нововведения как объект инновационного управления.

29.2 Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.

29.3   Организация инновационного менеджмента, разработка программ и проектов нововведений, создание благоприятных условий нововведений.

29.4   Формы инновационного  менеджмента, инновационные игры.

29.5 Прогнозирование в инновационном  менеджменте, инновационный менеджмент и стратегическое управление.

29.6 Становление концепции организационного  развития (ОР), её содержательные характеристики, аспект изменений - практики ОР.

29.7 Руководство кА системный  аналитик и интегратор процессов  самоорганизации и самоуправления в коллективе.

29.8 Основные направления организационных  изменений и тенденции развития  организаций в современном мире.

 

    Инновационный менеджмент- управление нововведениями и  инновациями.

    Нововведение - прогрессивное новшество, элемент, который является новым для системы, принимающей и использующий его.

    Инновация- процесс создания, распространения и использования  новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы организации в условиях удовлетворения определенных потребностей. Оно применимо к продукту или услуге, способу производства; к любому усовершенствованию, обеспечивающему экономию затрат или создающему условия для такой экономии.

   Инновационный  процесс- совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, совершающихся в процессе реализации нововведений.

   Инновационный процесс- процесс  преобразования научного знания  в инновацию, определенный порядок действий, в ходе которых инновация проходит путь от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги                    Внедрение- первое появление на рынке нового товара, услуги.

    Новшество постоянно  совершенствуется, приобретает новые  потребительские свойства. В результате  этого у нового товара появляются  новые области использования, новые рынки, новые потребители.

    Назначение инновационных  процессов: охватывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность  производителей и ориентируют  на удовлетворение потребностей рынка. Этапы инновационного процесса материального производства: 1. генерирование новой идеи, 2. экспериментальная реализация новой идеи, 3. освоение в производстве, 4. массовый выпуск, 5. потребление.

    Причины появления инноваций: 1. глобализация финансовых операций, 2. опасность появления новых конкурентов. 3. сокращение средних размеров производства, 4. постижение новых информационных технологий и новые возможности современных электронных средств труда.

    Основные установки лидера-новатора: 1. расширение производства для  создания новых продуктов и услуг, новых рыночных сегментов, 2. направленность на достижение высокого качества, высокая ответственность перед потребителем, 3. выбор наукоемкого типа накоплений, при котором средства на развитие производства вкладываются в НИОКР, 4. применение методов стратегического управления, персонифицированного маркетинга, участие сотрудников в обновлении и управлении производством, в присвоении прибыли и т.д. 5. организация малых творческих групп, формирование условий для коллективного принятия решений, 6. уменьшение уровней иерархии в управлении, 7. международный характер деятельности.        Экономическое развитие и управление на современном этапе должно включать следующие действия: произвести, продать, опередить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и действовать в рамках более острой конкурентной борьбы со стороны государства и общества.

   Типичная черта современного  производства - наличие компонента  знаний в каждом продукте и услуге.

    Основные факторы конкурентного  преимущества на современном  этапе: 1. изучение рынка, 2. приобретение нового опыта, 3. наличие высококвалифицированных специалистов, 4. инновационные возможности, 5. существование баз данных, систем распределения информации, т.е. интеллектуальных услуг.

   Основные тенденции менеджмента  на современном этапе: 1. перестройка  организационных форм предприятия для их более эффективного функционирования, 2. тщательный анализ внешней и внутренней среды организации, 3. управление рисками с целью минимизации возможных негативных последствий, 4. применение современных методов управления, обмен опытом в области менеджмента, 5. использование передовых информационных технологий.

   Инновации отражают механизм  развития социальных систем любого типа. Основными свойствами социальных инноваций являются: 1. целенаправленность изменений (цель инноваций - повышение эффективности организации), качественный характер изменений особенность в том, что затрагиваются механизмы кооперации человеческого поведения.

   Причина применения управленческих  инноваций - низкая результативность  деятельности системы. Применение управленческих инноваций позволяет решить организационные проблемы, которые препятствуют достижению нормативного (желаемого) состояния социальной системы.

   Область применения управленческих  инноваций - различные виды социальных  систем. Повышение научного уровня  административно-управленческой деятельности зависит от систематического применения управленческих инноваций. Объективные факторы, сдерживающие управленческие инновации: 1. противоречие старого и нового (нарушаются сложившаяся система отношений в организации, и требуется трансформация организационной структуры); сложность и комплексность (сбор и анализ информации по различным качественным показателям приводит к изменениям большого числа организационных связей), ограниченность развития органов государственного и муниципального управления (стратегические цели деятельности административных учреждений формируются на вышестоящем уровне управления, а для реализации инноваций необходима децентрализация).

    Субъективные факторы, сдерживающие  управленческие инновации: недостаточная компетентность государственных и муниципальных служащих, низкий уровень интеграции теории и практики административной деятельности.

   Организация управленческих  инноваций - деятельность по устранению параметров инновационного процесса и регулированию разработки и реализации управленческих нововведений в соответствии с целью организационных изменений в учреждении.

   Принципы организации управленческих инноваций - сформированные теорией и практикой установки, которые необходимо учитывать в процессе управления инновациями, их использование позволяет повысить результативность подготовки и реализации управленческих нововведений, усилить результативность административной деятельности.. К общим принципам относятся: 1. принцип актуальности нововведений (тесно связан с потребностью в улучшении структуры и методов руководства), 2. принцип управляемости инновационного процесса (соответствие фактического состояния инновационного процесса желаемому, намеченному состоянию), 3. принцип системности инноваций (связанность этапов разработки, внедрения, реализации нововведений).

    Инновационный процесс  необходимо согласовывать с процессом исполнения основных функций организации, т.к. осуществление полномочий органов государственного и муниципального управления не может быть прекращено во время внедрения новшеств.

    Особенность управленческих  инноваций: они не могут быть  узкоспециализированными, т.к. имеют множество характеристик, которые должны изучаться и учитываться в ходе управления инновациями в органах управления. Эффективность управленческих нововведений зависит от организационных, финансовых, информационных, психологических факторов, должен быть общий для всех подразделений план изменений структуры руководства, установлены одинаковые для всех задачи организационного развития.

    Результативность управленческих  нововведений находится в прямой  зависимости от участия руководства в инновационном процессе.

    Субъект инноваций - специализированный  орган управления инновационным  процессом. Условия успешного выполнения  функции организации управленческих  инноваций: 1. официальное утверждении  лиц, ответственных за управление инновационным процессом, что позволяет, централизовано распространять управленческие нововведения, 2. образование специального органа управления разработкой и реализацией нововведений  показывает, что соответствующая функция содержится в системе разделения управленческого труда, 3. концентрация усилий специалистов и ресурсов для решения управленческих проблем.

    Полномочия, позволяющие  субъекту инноваций работать  эффективно: 1. координация деятельности структурных подразделений в ходе внедрения новшества, 2. возможность самостоятельно подготавливать решении в пределах компетенции, 3. право контролировать выполнение принятых решений. Проводится экспертная оценка проектов решений.

   Объекты инноваций - компоненты  управленческой системы, подверженные  целенаправленному изменению. Их выбор всегда основывается на оценке фактического состояния управленческой системы. От конкретного объекта инновации зависит содержание предполагаемых организационных изменений.

   Виды объектов инноваций: цели, задачи, структура, технология, персонал. Цели и задачи органов государственного и муниципального управления не изменяются произвольно, а фиксируются и регулируются нормативно-правовыми актами или решениями вышестоящих органов.

    Методы организации управленческих  инноваций представляют собой разработанные и проверенные способы воздействия на объект инноваций с целью получения инновационного эффекта, их определяет субъект инноваций в соответствии с задачами организационного развития административной деятельности.

   Пути формирования методов инновационной деятельности: 1. в результате специальных научных исследований, 2. применяя набор подтвержденных опытом правил. Диагностическое обследование помогает установить уровень фактического расхождения между реальной готовностью административного учреждения к улучшению управленческой деятельности и нормативным состоянием.

   Показатели оценки инновационного  потенциала административной деятельности: 1. наличие или отсутствие способов стимулирования и координации участия коллектива в инновационном процессе, 2. уровень централизации полномочий принятия управленческих решений, 3. уровень осведомленности персонала в области подготовки и реализации управленческих нововведений. Проводится анализ документов, что дает количественные и качественные сведения о состоянии инновационного климата организации. Как метод диагностики используется наблюдение, когда события фиксируются в дневнике наблюдения.

Информация о работе Лекции по "Теория управления"