Лекции по "Теория управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:11, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

1.1 Теоретические основы управления.
1.2 Природа и сущность управления.
1.3 Задача курса «Теория управления».
1.4 Логика, содержание, связь и другими науками.

Файлы: 1 файл

Лекции ТУ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

   Разделение труда неразрывно  связано с кооперацией труда, устанавливающей определенные связи  работников различных специальностей  и должностей внутри отделов и служб, а также между ними. Применение рациональных форм разделения и кооперации управленческого труда обеспечивает наиболее целесообразную специализацию сотрудников, устанавливает более высокий уровень ответственности каждого из них за порученный участок работы, способствует четкому взаимодействию работников.

   Важными направлениями НОУТ  являются: внедрение в трудовой  процесс рациональных методов и приемов работы, планирование личной работы каждым сотрудником, организация рабочих мест и условия труда.

ВОПРОСЫ

  1. Труд в широком и узком понимании.
  2. Что такое НОУТ.
  3. Раскройте специфику управленческого труда.
  4. Назовите основные принципы управленческого труда.
  5. Что представляет собой разделение и кооперация управленческого труда.

 

Тема 8 Внутренняя и внешняя среда в управлении

8.1 Основные переменные внутренней  среды в управлении

8.2 Основные переменные внешней  среды прямого и косвенного  воздействия

8.3 Подвижность и неопределенность  внешней среды.

 

   Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

   Внутренняя среда имеет  несколько срезов, каждый из которых  включает набор ключевых процессов  и элементов организации. Состояние этих ключевых процессов и элементов в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

   Внутренняя среда включает  следующие срезы: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый.

   Внутренняя среда полностью  пронизывается организационной  культурой, которая может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе, или ослаблять может ослаблять организацию, не давая ей успешно развиваться даже при наличии высокого технико-технологического и финансового потенциала.

   Внутренняя среда организации  формируется в зависимости от  её миссии и целей, которые, в  свою очередь, во многом определяются  внешней средой.

   Внутренняя среда включает:

-цели организации;

-структуру организации

- людей, работающих в организации;

-используемые технологии как  способы обработки сырья и  получения конкретных продуктов;

-задачи управления;

-организационную структуру.

   Все внутренние процессы  в организации протекают в рамках организационной структуры, которая отражает внутреннее строение организации, сложившиеся разделение труда, связи и взаимодействие её подразделений. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым подразделением. Внешняя среда является источником, питающим организацию. Ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

   Внешняя среда рассматривается  как совокупность двух относительно  самостоятельных подсистем:

-макроокружение;

-непосредственное окружение.

   Макроокружение создаёт  общие условия среды нахождения  организации.

   Непосредственное окружение – это составляющие внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При

этом, сама организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Для определения степени влияния непосредственного окружения на организацию необходимо проводить анализ потребителей, анализ поставщиков, изучать конкурентов, анализировать рынок рабочей силы, знать действующее законодательство.

   Основными характеристиками  внешней среды являются:

-взаимосвязанность факторов (уровень  силы, с которой изменение одного  фактора воздействует на другие  факторы)

-сложность (число факторов, на которые  организация обязана реагировать, а также уровень вариативности  каждого фактора)

-подвижность (скорость с которой происходят изменения в окружении организации).

-неопределённость (функция количества  информации, которой располагает  организация или лицо по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации).

   Таким образом, внутренняя среда включает: цели организации, её миссию, структуру, ресурсы, организационную культуру.

   Внешняя среда прямого (непосредственного) воздействия включает: потребителей, поставщиков, собственников, конкурентов, законодательство и государственные органы.

  Внешняя среда косвенного  воздействия включает экономику, политику, современные технологии, социально- культурные факторы, международное окружение.

ВОПРОСЫ

1.Что входит в кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый  срезы внутренней среды организации.

2.Что влияет на формирование  внутренней среды организации.

3.Что включает в себя макроокружение  организации.

4.Что включает в себя непосредственное  окружение организации.

5.Что является характеристиками  внешней среды, раскройте их.  

  

Тема 9 Организационные формы и структура управления

9.1 Факторы проектирования структуры  организации

9.2 Основные элементы проектирования  организации

9.3 Типы организаций.

 

   Важнейшими признаками организации  являются совместная деятельность людей, объединенных общими интересами, стремящихся как личных, так и общеорганизационных целей. Взаимодействие людей благоприятствует становлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал путем наилучшего использования всех ресурсов.

   Суть организации как  специфической функции управления  состоит в том, чтобы создать  сеть организационных отношений, обеспечивающих целостность управляемой системы, эффективное взаимодействие ее компонентов, целесообразные отношения координации и субординации между ними. Функция организации предполагает формирование управляющей системы, способной направлено воздействовать на управляемую систему с тем, чтобы используя наиболее эффективные методы и средства, добиться выполнения поставленных задач. При этом формируются каналы связи, обеспечивающие беспрепятственную циркуляцию информации от субъекта к объекту и обратно.

   В организациях как структурах  люди осуществляют совместную  деятельность для достижения  коллективных и индивидуальных  целей. В рамках таких образований между индивидами и социальными группами с жестко закрепленными социальными статусами и ролями, разделением труда формируются определенные социальные отношения. При кооперировании потенциал работников возрастает многократно.

   Любая организация может рассматриваться как открытая или закрытая система, она может быть формальной или неформальной, в ней различают внутреннюю и внешнюю среду.

   Важнейшая проблема организации - выбор рациональной организационной структуры (системы) управления. Структура управления - это состав подразделений аппарата управления, формы их специализации и взаимосвязи, определяющие отношения соподчиненности, как по вертикали, так и по горизонтали. Основные элементы организационной структуры- подразделение (звено) управления, ступень управления, связь между органами и работниками управления, наделенными определенными функциями.

   Организационную структуру  управления можно определить  как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой управления осуществляется путем выполнения соответствующих функций, ориентированных на достижение намеченных целей. При разработке структуры управления необходимо:1. определить задачи организации,2.увязать эти задачи с системой функций, полномочии и ответственности по вертикали иерархии управления,3.организационно оформить связи по горизонтали управления для обеспечения координации деятельности подразделений,4.информационное обеспечение подразделений организации,5.решить проблемы рационального соотношения централизации и децентрализации в иерархии управления.

   Подразделением организации  являются: отделы, отделения, филиалы  и другие типы структурных  образований с числом работников 8-15 человек. В рамках подразделения, как правило, не существует четкого разделения труда и его работники взаимозаменяемы. Таким образом, функции аппарата управления персонифицируются на основе соответствующего распределения полномочий и ответственности, сообразно с квалификацией и способностями работников.

Некоторые характеристики организационной структуры управления: 1. звенность управления ( число уровней служит отражением структуры управления), 2. норма минимальной численности работников, при которой допускается создание структурных подразделений ( бюро - от4 до 7 чел., отдел от 7 до 10 чел., управление- не менее трех отделов).3. диапазон управления ( каким количеством подчиненных может успешно управлять один руководитель). 4. диапазон управления обусловливается делегированием полномочий ( передача некоторой части управленческих функций руководителю более низкого уровня при сохранении полноты ответственности)

   Проектирование организационных  структур. При разработке структуры  организации необходимо принимать во внимание: 1. отраслевую принадлежность,2. сложность обрабатываемых продуктов,3. объем производства,4. характер и особенности производственного процесса,5 специфику отношений с другими предприятиями,6.район и место сосредоточия производства, состояние внешней среды, 7.организационные формы предприятия - самостоятельное или входит в состав объединения.

Одновременно необходимо учитывать уровень подготовки и квалификацию персонала, его способности и возможности.

   Органы управления призваны  организовывать, регулировать, координировать  ход производства, а также процессы  обеспечения социальных, коммунальных и культурных потребностей коллектива .Проектирования структур осуществляется на основе детального анализа и определения целей, выделения организационных подразделений и установления форм их координации. Системный подход в данном случае заключается в том, чтобы:1. определить или уточнить социально-экономическую роль организации в развитии общества,2. выявить и увязать применительно к указанным задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления,3. исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления (координацию деятельности разных звеньев), 4. обеспечить оптимальное для данных условий соотношение централизации и децентрализации. Некоторые методы разработки организационных структур: аналогия, структуризация целей и задач управления, экспертно-аналитическое моделирование, базирующиеся на материалах анализа потоков информации      

   Во всех случаях организационные  структуры управления следует  увязывать со стадиями жизненного цикла организации. На стадии зарождения управляет большей частью сам предприниматель. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости превалирует тенденция к децентрализации. На стадии спада разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. На стадии прекращения деятельности структура управления организацией или полностью разрушается, или реорганизуется. Проектируемая структура в целом должна соответствовать стратегии организации.

   В настоящее время распространено  перспективное планирование организационной структуры, проектирование изменяющихся соотношений централизации и децентрализации в управлении. В рамках этой деятельности разрабатываются краткосрочные и долгосрочные планы, которые детализируются и разъясняются посредством схем, должностных инструкций. Предусматривается периодический пересмотр организационных планов с целью приведения структуры управления в соответствие с меняющимися функциями, осуществляется мониторинг информации о функционировании структуры, отрабатывается организационный механизм, способствующий регулярному совершенствованию структуры управления.

 По материалам проектирования  должна быть обеспечена адекватность организационной структуры целям и задачам организации, а это предполагает: 1. установление состава и объема функций ( на различных уровнях- министерством, объединением, предприятием),2. разработку на основе функций управления отношений субординации, обеспечивающей единство власти,3. подготовку положений о каждом структурном подразделении см четким обозначением его места в общей структуре, с указанием определяющих средств и методов решения стоящих перед ним задач,4.создание единой информационной модели, предусматривающей рациональные схемы информационных потоков и документооборота,5.составление должностных инструкций, расчет численности и определение квалификационного состава работников аппарата управления, распределение их по структурным подразделениям, функциям управления и рабочим местам.

   Типы организационных структур: 1. линейная организация (полномочия прямые, идут от высшего звена управления к нижнему), линейно-функциональное построение организации ( линейное управление подкрепляется специальными функциональными вспомогательными службами, основанными на ресурсной основе - кадры, финансы и т.д.), дивизиональная организация ( планирование и распределение основных ресурсов централизовано, а для подразделений за основу берется какой-то результат: продукт, потребитель или рынок, подразделения принимают решения и несут ответственность за получение прибыли), матричная организация (управления по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы, является комбинацией линейно-функциональной и дивизиональной организаций). Новые типы организаций - эдхократические, многомерные, партисипативная, предпринимательские, ориентированные на рынок. По взаимодействию с человеком - корпоративная, индивидуалистическая.

Информация о работе Лекции по "Теория управления"