Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:54, лекция
В условиях оперативного управления необходимо понять характер организационно-управленческих механизмов подчинения производства потреблению и удовлетворения рыночного спроса. Эти закономерности современных бизнес процессов строятся на системном и ситуационном подходах.
Современная организация должна рассматриваться как социально-экономическая система.
В условиях оперативного управления необходимо понять характер организационно-управленческих механизмов подчинения производства потреблению и удовлетворения рыночного спроса. Эти закономерности современных бизнес процессов строятся на системном и ситуационном подходах.
Современная организация должна рассматриваться
как социально-экономическая
Предполагает управление организацией, как единую совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Система – это некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
В зависимости от принадлежности системы делятся на открытые и закрытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, её действия не зависят от действий внешней среды и она является самообеспечивающейся.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и состоящая из трех компонентов: входа, преобразования и выхода.
Олицетворением организации
К «входу» системы относится все, что получает организация для производства товаров, новшеств, и оказания услуг сторонним организациям.
На входе организация получает информацию, капитал, документы, материалы, человеческие ресурсы.
Задача органов управления сводится
к обеспечению
Другими словами – гнилое дерево лазерным инструментом не отшлифуешь.
Вывод: сначала необходимо обеспечить конкурентоспособность «входа», потом конкурентоспособный процесс, тогда и «выход» системы будет конкурентоспособным.
В процессе преобразования ресурсы приобретают материально-вещественную форму, готовую к реализации или дальнейшему применению.
На «выходе» система получает товары, работы, услуги, прибыль, рост объема продаж, социальную ответственность, удовлетворение работников и потребителей, рост организации.
Систематизация элементов
в управлении проводится на основе
изучения их взаимосвязи и
Систематизация и анализ позволяют: построить приблизительную модель изучаемого объекта, определить его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы; раскрыть логическую схему анализа, которая соответствует внутренним связям изучаемых показателей.
Системный анализ изучает операции, протекающие по вероятному сценарию – при этом вырабатывается и используется соответствующая система рекомендаций и определенный набор этапов.
Принципы системности предполагают рассмотрение современной организации, в первую очередь, как социально-экономической системы.
• целостность, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед организацией в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);
• сложность, которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;
• большая инерционность, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организаций в будущем;
• высокая степень надежности функционирования, обусловлена взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;
• параллельное рассмотрение натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности организации, системы управления и реализации ее стратегии.
Ситуационный подход в управлении это моментное, разовое принятие решений, вызванное возникающими потребностями, изменениями внутренних или внешних условий, требующих адекватного реагирования со стороны руководства.
В рамках данного подхода, решения принимаются на основе ситуационного анализа, предполагающего подготовку резервного арсенала аналитических методов, приемов и механизмов управления на случай изменения условий в перспективе, возникновения новых, отличающихся от основного прогноза ситуаций, для того чтобы иметь инструмент их решения в соответствующий момент.
Посредством ситуационного подхода реализуется принцип адаптивности. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные построения (организационная культура, структура, система планирования) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.
Управление здесь связано
с применением методов научного
исследования проблем организации,
после исследования разрабатывается
модель ситуации, которая близка к
реальной, но упрощена и в ней
создаются различные
Основоположниками данного подхода были сформированы различные направления управления, связанные с управлением ресурсами, запасами, кадрами, социумом.
Согласно данному
подходу была сформирована теор
Ситуационный подход пытается увязать конкретную ситуацию с поставленными целями организации и определить какие переменные наиболее сильно влияют на эффективность организации.
Внешние переменные организации представляют собой её фоновое и деловое окружение (см п.1.3.).
Внутренние переменные организации:
- Цели;
- Структура;
- Задачи;
- Технологии;
- Люди.
Цели – это конечные, конкретные состояния или желаемый результат, который стремится достичь группа, работая вместе. У организации может быть множество целей, но они не должны вступать в противоречие, а работать в одном направлении.
Структура (организации) – логическое взаимодействие уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволит наиболее эффективно достигать целей организации.
При этом структура имеет две составляющие:
1.Разделение труда – связано с закреплением работы за специалистами, которое подразделяется по горизонтали (связано с профессиональным разделением) и по вертикали (строгая подчиненность и соблюдение иерархии управления).
2.Сфера контроля осуществляет нормирование и учет фактических отклонений от запланированных результатов в качественных и количественных показателях.
Задачи – это предписанная работа или серия работ, которая должна быть выполнена в заранее установленные и оговоренные сроки и разделена на три составляющие:
1. Работа с людьми;
2. Работа с информацией;
3. Работа с предметами.
Самым важным моментом работы является частота повторения задач и время для её выполнения. Время выполнения задач увеличивается по мере перехода от нижнего уровня управления к верхнему.
Технологии – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, знаний для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и отношениях между людьми.
Задачи и технологии тесно взаимосвязаны и влияние данных переменных привело к стандартизации и механизации процессов.
Люди – центральный фактор любой модели управления, который связан с тремя основными аспектами человеческой переменной:
Следствием поведения людей в организации, является сочетание мотивационных установок, индивидуальных характеристик в зависимости от внешней и внутренней среды.
В организации всегда присутствуют процессы, среди которых можно выделить управляемые, неуправляемые и управляемые частично. Например, процесс, изображенный на рисунке 3.1, обладает следующими особенностями: запаздыванием обратной связи, наличием порога нечувствительности, ограничением на переменные, схождением на намеченный уровень или расхождением от него.
Вход
Рис. 3.1. Схема управленческих процессов в организации
Так и на входе в организацию поступают ресурсы, которые трансформируются в продукцию, поступающую на выходе из организации во внешнюю среду. Входные воздействия и результаты на выходе связаны между собой. Указанная связь выражается графически, словесно, в виде формулы, в виде инструкций, правил и так далее.
Например, зависимость производительности труда от количества работников с высшим образованием можно представить так, как это изображено на рисунке 3.2.
Зависимость – это связь между переменными входа и выхода. Зависимости могут быть:
Птр.
100%
Примечание: Птр. – производительность труда;
Краб. - количество работников с высшим образованием
Рис. 2.2. Пример графической зависимости
Из категории «зависимость» вытекает понятие закона.
Закон – это зависимость, которая либо: зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах и т.д.); является общепризнанной нормой для большой группы людей и организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых.
Между этими категориями «закон» и «закономерность» существует взаимозависимость: вновь открытые законы и закономерности, в свою очередь, служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов.
Развитие и функционирование сложных систем подчиняются ряду закономерностей.
К таким закономерностях следует отнести: закономерности целостности, интегративности, коммуникативности и иерархичности1.
Таким образом, закономерность является частью закона. С позиций управления закон или закономерность можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Законы имеют механизм действия и механизм использования. Механизм действия представляет собой формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования – это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.
Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти, как за счет анализа большого 157 количества конкретных систем, та и за счет переноса закономерностей, известных в других областях развития на базе принципа универсальности развития сложных систем.
Чаще всего специалисты выделяют две категории законов: законы природы, в том числе природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми. Законы природы объективны, непротиворечивы и нерушимы. А законы, придуманные людьми, переменчивы, непоследовательны и противоречивы.