Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:54, лекция
В условиях оперативного управления необходимо понять характер организационно-управленческих механизмов подчинения производства потреблению и удовлетворения рыночного спроса. Эти закономерности современных бизнес процессов строятся на системном и ситуационном подходах.
Современная организация должна рассматриваться как социально-экономическая система.
Анализ и синтез являются основными методами познания. Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.
Сам закон единства анализа и синтеза звучит следующим образом.
Каждая материальная система, живой организм, социальная организация стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле: разделение – преобразование – объединение – преобразование.
С помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит структурная оптимизация системы; система избавляется от неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Таким образом, сочетание анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации.
Гармония в организации предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).
Закон композиции и пропорциональности звучит следующим образом.
Каждая материальная
система стремится сохранить
в своей структуре все
Проявлением сохранения пропорциональности и композиции является стремление к оптимальному сочетанию в организациях общих, частных и индивидуальных целей.
Закон композиции и пропорциональности рассматривается на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.
Этот закон относится к объективным законам организации.
Закон гармонии (от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) — один из основных законов природы. У специалистов области управления стремление к гармонии ассоциируется со стремлением к оптимальной и эффективной организации. Гармония при этом понимается как согласованность, стройность, соразмерность в сочетании чего-либо.
Использование закона композиции и пропорциональности на практике помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Руководитель организации с помощью рассматриваемого закона стремится создать команду единомышленников и гармоничное предприятие.
Закон композиции и пропорциональности в организации отражает необходимость учета целей всех субъектов целеполагания в организации с одной стороны, а с другой, потребность в формировании целей структурных подразделений. Исходя из стратегической цели развития организации.
Как утверждают специалисты: достижение необходимых пропорций, соразмерности и соответствия в границах организации равнозначно повышению жизнеспособности, повышению уровня самосохранения системы.
Система управления организации.
Состав, структура и особенности
Функционирование
современных организаций
Реформирование экономики и глобальная информатизация общества усиливают внимание специалистов к системе управления организации в целях ее совершенствования. СУ представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, обеспечивающих процесс целенаправленного управления. Все работы в области управления организациями, консультирования так или иначе касаются структуры и содержания системы управления. Так, корпорация «Галактика», успешно реализующая свой многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации фирмы, считает, что СУ базируется на трех основных составляющих:
• информационной поддержке процессов разработки и реализации решений
• наборе типовых бизнес-процедур для решения поставленных задач
• системе активизации персонала.
Оптимизация данных составляющих и является, по мнению корпорации, основным направлением совершенствования системы управления. Эти составляющие очень важны, но фиксируют некоторый этап состояния СУ и, по нашему мнению, отражают лишь часть современной системы управления, которая должна включать элементы развития, в том числе методологическую (управленческую) поддержку при разработке и реализации решений. Анализ существующих подходов к СУ позволил сформировать для нее общее определение: Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.
СУ — это сложное образование процессов и явлений, совершенствование которого может идти с различной степенью детализации.
Реальная экономическая,
организационная и
методологии, структуры, процесса и техники управления (рис. 20).
Методология управления включает: цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Процесс управления представляет: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. Структура управления включает: функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов управления и профессионализм персонала.
Техника управления включает: компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи (внутренние или внешние типа Internet), систему документооборота.
В свою очередь
методология и процесс
Состояние элементов системы управления организации непосредственно отражается на эффективности ее функционирования в целом. Основная задача системы управления — формирование профессиональной управленческой деятельности (ПУД), которая может рассматриваться как процесс и как явление.
Как процесс ПУД — это совокупность действий (выполнение функций, использование методов и др.), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление ПУД — это объединение элементов (цели, программы, средства и др.) для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур. Узаконенные или общепринятые правила и процедуры перерастают в стандарты. Часто полагают, что нет нужды в стандартах для ПУД, так как это существенно снижает гибкость (быструю перестройку) элементов системы управления. В теории управления ПУД рассматривается как сочетание науки и искусства управления, где наука — это прагматизм, а искусство — творчество. В результате преобладания в практической управленческой деятельности (менеджменте) искусства управления в ряде публикаций ее называют особым или специфическим видом труда. В теории управления трудно найти грань, отделяющую науку от искусства. С нашей точки зрения, таким индикатором может стать стандарт на тот или иной процесс или явление в ПУД (рис. 21).
Формализация многих процессов и явлений в системе управления организации несомненно будет идти — это неизбежный процесс развития науки. С другой стороны, общественное сознание не приемлет жесткой системы стандартизации в деятельности социальной системы. Таким образом, этот процесс будет идти весьма сложно.
Понятие «структура» происходит от латинского слова «structure», означает строение, расположение, порядок. Структура отражает наиболее существенные взаимоотношения между элементами и их группами (компонентами, подсистемами), которые мало меняются при изменении в системе и обеспечивают существование системы и ее основных свойств. Совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами называется структурой системы. Структура – это совокупность элементов и связей между ними. Структура может быть представлена графически, в виде теоретико-множественных описаний, матриц, графов и других языков моделирования структур. Бесконечность природы проявляется в том, что между реальными объектами имеется огромное количество отношений. Однако когда мы рассматриваем некоторую совокупность объектов как систему, то из всех отношений важными, т.е. существенными для достижения цели, являются лишь некоторые. В модель структуры мы включаем только конечное число связей, которые, по нашему мнению, существенны по отношению к рассматриваемой цели.
Пример: При расчете механизма не учитываются силы взаимного притяжения его деталей, хотя, согласно закону всемирного тяготения, такие силы объективно существуют. Зато вес деталей учитывается обязательно.
Все структуры подразделяются на :
Органические и Бюрократические
В структурной схеме указываются все элементы системы, все связи между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой (входы и выходы системы). В организационных системах часто встречаются линейные, древовидные (иерархические) и матричные структуры. В технических системах чаще встречаются сетевые структуры. Особое место в теории систем занимают структуры с обратной связью. Все структурные схемы имеют нечто общее, и это побудило математиков рассматривать их как особый объект математических исследований. Для этого пришлось абстрагироваться от содержательной стороны структурных схем. В результате получилась схема, в которой обозначается только наличие элементов и связей между ними, а также (в случае необходимости) разница между элементами и между связями. Такая схема называется графом. x1
1 Понятие иерархичность введено Л. Берталанфи, который установил связь этой закономерности с явлениями дифференциации и интеграции, определяющими пути развития открытых систем. Основные особенности иерархичности. Вследствие коммуникативности между уровнями иерархии сложной системы каждый уровень обладает свойством двуликого Януса. Лик в сторону нижележащего уровня имеет характер автономного целого, а лик к узлу вышележащего уровня демонстрирует свойства зависимой части.- См. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. — М.: Сирин, 2003, С. 74-75.
2 Акимова Т.А. Теория организация: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003С. 156.
3 Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций . _ М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004, С. 50
4 Там же.
5 Кемпбэл Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004, С. 50.
6 Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд./ Р. Кох. — СПб.: Питер, 2003, С. 285.
7 Акимова Т.А. Теория организация: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, С.185.