Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:30, курс лекций
Работа содержит 7 основных тем по "Теории экономческого анализа".
3.2. Общие методы анализа (исследования) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К общим методам научного исследования относятся: наблюдение, сравнение, моделирование, системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, формализация, исторический и логический методы и др. (табл. 3.1). Таблица 3.1 Краткая характеристика общих методов
Продолжение табл. 3.1
В свою очередь методы экономического анализа можно условно разделить на две группы: традиционные и экономи |
3.3. Традиционные методы экономического анализа |
Экономические явления, которые изучаются в экономическом анализе, как правило, отражают количественную определенность, выражающуюся в абсолютных и относительных величинах. Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений. |
3.3.1. Показатели |
Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. Например, эффективность использования основных средств производства характеризует уровень фондоотдачи, фондоёмкости, рентабельности, производительности труда и т.д. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов (объектов исследования) является важным методологическим вопросом в экономическом анализе. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа. Так как в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация. По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объём изготовленной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т. д. Качественные показатели определяют существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и др. Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот. Так, например, рост объёма производства продукции ведёт к снижению себестоимости. Рост производительности труда обеспечивает увеличение объёма производства продукции. Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие – только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости и др. Примером специфических показат Показатели, используемые в экономическом анализе, по степени синтеза делятся также на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Первые применяются для обобщённой характеристики сложных экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним рабочим. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции отдельного вида или количество произведённой продукции за единицу рабочего времени. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ. Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоёмкость. Относительные показатели дают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Определяются в процентах, коэффициентах или индексах Абсолютные показатели делятся, в свою очередь, на натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объём и т. д.). Стоимостные показатели характеризуют величину сложных явлений в денежном измерении. При изучении причинно-следственных отношений показатели бывают факторными и результативными. Если тот или иной показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными. По способу формирования различают показатели нормативные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, хозрасчетные задания внутрихозяйственным подразделениям); учётные ( Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она ни была, без учёта их взаимосвязи, соподчиненности не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе. Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в блоки и подсистемы. Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, общие и частные. С помощью входящих и выходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной системы является входящим для других подсистем. Так, например, показатели первой подсистемы характеризуют производственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энергетическую вооружённость труда, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов и т. д. В современных условиях, кроме того, надо учитывать природно-климатические условия функционирования объекта. Показатели приведённой подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объём производства и реализацию продукции, её качество, на степень использования производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу), а также на другие показатели экономической эффективности: себестоимость, прибыль, рентабельность и т. д. Поэтому анализ хозяйственной деятельности надо начинать с изучения этой подсистемы. Показатели второй подсистемы характеризуют обеспеченность предприятия основными средствами производства, оборудованием, материалами и трудовыми ресурсами. От того, насколько полно и своевременно обеспечивается производство всеми необходимыми средствами, зависит выход продукции, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовое положение предприятия. Третья подсистема включает показатели производства продукции: объём валовой и товарной продукции в стоимостном, натуральном и условно- натуральном измерении, структуру продукции, её качество, ритмичность производства и др. К показателям четвёртой подсистемы относятся данные об объёме отгрузки и реализации продукции, остатках готовой продукции на складах. Они очень тесно связаны с показателями третьей и девятой подсистем. Основными показателями пятой подсистемы являются фондоотдача, фондоёмкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. Наряду с этими показателями большое значение имеют и другие, например, среднечасовая выработка продукции на единицу оборудования, коэффициент использования наличного оборудования и т. д. От них зависит уровень фондоотдачи. В шестой подсистеме основными показателями являются материалоёмкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тесно связаны споказателями подсистем 7, 8, 9, 10. От экономического использования материалов зависит выход продукции, себестоимость, а значит и сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия. К показателям седьмой подсистемы относятся показатели использования трудовых ресурсов. Основными показателями восьмой подсистемы считаются показатели себестоимости продукции. В девятой подсистеме основными показателями являются показатели прибыли и рентабельности. К последней подсистеме (блок 10) относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заёмных средств. Отношения с финансовыми органами, банками, вышестоящими организациями, работниками своего предприятия по поводу использования собственного и заёмного капитала, а также факторы, которые определяют эти отношения. К этой подсистеме относятся также показатели, которые характеризуют использование прибыли, фондов накопления и потребления, кредитов банков, платёжеспособность предприятия, его финансовую устойчивость. Они зависят от показателей всех предыдущих подсистем и в свою очередь оказывают большое влияние на показатели организационно-технического уровня предприятия, объём производства продукции, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов. Таким образом, все показатели хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном анализе. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей. Например, чтобы определить плановый объём производства продукции, надо знать условия и возможности производства, его обеспеченность необходимыми средствами производства в требуемых пропорциях и достигнутый уровень использования средств и предметов труда. Только с учётом этого можно точно обосновать объём производства продукции. Себестоимость единицы продукции можно исчислять, зная затраты труда, материалов, сырья, сумму амортизации и др., а также объём производства продукции. Финансовый результат можно определить после реализации продукции путём сравнения суммы выручки с суммой затрат на производство и реализацию продукции и т.д. В такой последовательности формируются показатели при составлении плана социального и экономического развития предприятия, в такой последовательности должен проводиться и анализ хозяйственной деятельности. Но это не исключает и обратную последовательность анализа – от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспечена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой и достигалось единство результатов анализа по каждому разделу. |
2.3.2. Факторы и их классификация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В экономических исследованиях под фактором обычно понимают движущие силы какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты. Оценить происходящие процессы, дать им оценку можно через показатели. Поэтому иначе это можно определить так: факторы – частные показатели, характеризующие условия, причины изменения результативного показателя. Чтобы глубже выяснить воздействие факторов на хозяйственную деятельность объектов анализа, нужно обеспечить их научно обоснованную классификацию и систематизацию. В экономической литературе принята следующая их группировка: 1. По степени воздействия на результаты работы объектов факторы подразделяются на основные и второстепенные. 2. По степени количественного измерения влияния факторов на совокупный результативный показатель они делятся на поддающиеся и не поддающиеся количественной оценке. 3. По времени воздействия факторы бывают постоянные, влияющие непрерывно на весь изучаемый период, и временные, действующие на определенный период. 4. По охвату действием различаются общие и специфические факторы. 5. По степени детализации они делятся на простые, являющиеся результатом действия одной причины, и сложные, возникающие из-за комплекса причин. 6. По характеру действия факторы делятся на объективные, не зависящие от результатов работы объекта, и субъективные, зависящие от них. 7. По способу определения подразделяются на прямые, влияние которых изучается непосредственно без специальных приемов, и расчетные, действие которых измеряется при помощи специальных расчетов. 8. По действию на результаты хозяйственной деятельности факторы могут быть положительными и отрицательными. 9. По степени действия факторы могут быть первого, второго, третьего, n-го порядка. В отдельную группу выделяют два вида следующих факторов. 10. По направлениям путей развития факторы можно подразделить на интенсивные и экстенсивные. 11. По уровням объекта управления факторы можно подразделить на: технико-экономические; ресурсов; процессов; социально-организа ционные; социально-психологические; физиологические и др. По цели измерения влияния на результаты хозяйственной деятельности факторы разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизмеримые. В экономической литературе и на практике практически разработана методика факторного анализа (табл. 3.2).
Таблица 3.2 Основные факторы и расчет их влияния
|
3.3.3. Способы использования относительных величин |
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100). В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности. Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет. Относительная величина выполнения плана – это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах. Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом – каждый следующий год относится к предыдущему. Показатель структуры – это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес активной части основных средств в общей их стоимости, удельный вес рабочих в общем количестве работников предприятия, удельный вес прямых затрат в общей себестоимости продукции и другие показатели. Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин и т.д. Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д. Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, производство продукции (рождаемость, смертность, производительность и др. показатели) на одного работника, жителя, на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д. Разновидностью относительных величин являются индексы. |
3.3.4. Сравнение |
Наиболее широко в анализе применяется сравнение, позволяющее оценить любой показатель. Возможности способа сравнения весьма широки. Его можно проводить по различным направлениям: 1. Сравнение фактической величины показателей с их плановой выявляет отклонения от плановых заданий. 2. Сравнение фактической величины показателей с их величиной в предшествующие периоды. Использование этого приема позволяет выявлять развитие показателей в динамике и устанавливать тенденции в развитии объекта. 3. Сравнение показателей работы данного объекта (предприятия, участка, бригады) с аналогичными показателями деятельности других объектов. 4. Сравнение показателей работы данного объекта со среднеотраслевыми данными в целях выявления соответствия индивидуальных затрат общественно необходимым и определения места объекта в системе. 5. Сравнение показателей, достигнутых данным объектом, с показателями деятельности объектов окружающих стран, а по ряду показателей и с данными развитых стран с целью выявления и использования передового опыта работы. 6. Сравнение показателей, достигнутых данным объектом, с экономической моделью функционирования объекта в идеальных условиях с целью установления достижения теоретически возможного наивысшего уровня использования экономического потенциала и резерва. В экономической литературе также применяется классификация видов сравнения результатов хозяйственной деятельности объектов по следующим признакам: – по объему: а) общие сравнения; б) частные (сравнение постановок задач, частных показателей эффективности, по изделиям, по процессам и т.д.); – по форме: а) сравнение по показателям выполнения плана; б) статистические сравнения (по уровню); в) динамические; – по уровню руководства: а) в рамках страны; б) международные сравнения; – по периодичности проведения: а) периодические сравнения; б) непериодические. Непременным использованием приема сравнения является однородность экономического содержания сравниваемых показателей. Используют абсолютные и относительные показатели, средние величины. |
3.3.5. Способы использования средних величин | ||||||||||||||||||||||||||||
В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например: районы – по уровню урожайности культур, предприятия – по уровню оплаты труда и т.д. В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др. При использовании средних величин в экономическом анализе следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.
| ||||||||||||||||||||||||||||
3.3.6. Способ группировки в экономическом анализе | ||||||||||||||||||||||||||||
Широкое применение в экономическом анализе находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки. Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д. Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, понижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов. Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной. По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми. При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа. Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма: 1) определение цели анализа; 2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов; 3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку; 4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы; 5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам; 6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат. В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов. По данным табл.2.3 сделаем группировку предприятий по уровню рентабельности, определим количество предприятий в группах и форму связи между данным фактором и средней оборачиваемостью материальных ресурсов. Таблица 3.3 Группировка предприятий по уровню рентабельности
В отличие от литературного изложения сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко. Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучить зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное. |
Информация о работе Лекции по "Теории экономческого анализа"