Теория экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Теория познания (гносеология, эпистемология;), являясь одним из фундаментальных методологических разделов философии, изучает возможности и закономерности познания от ощущений, представлений, понятий к объективной реальности, к объективной данности, к действительности; всесторонне исследует этапы, ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии, достигая установления его достоверности и истинности.

Оглавление

1.Экономический анализ и теория познания.
2. Экономический анализ и основные принципы диалектики.
3. Экономическая теория и экономический анализ.
4. Системность методологического подхода к анализу.

Задание 2.
Доказать возможности применения методов линейного программирования и методов динамического программирования в решении конкретных аналитических задач.
1.Линейное программирование.
2.Динамическое программирование.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.doc

— 138.50 Кб (Скачать)


                  МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

                                       РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

                                         КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                                                                          

                                              ПО ДИСЦИПЛИНЕ:                                                                                            

                              ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

                                                         ЗАДАНИЕ:                                                                                   

                                               ВАРИАНТ ВОСЬМОЙ                                                                              

                                                                               

                                                                              

                                                                               

                                                                              

                                                                                ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ гр. -                                                                                                                 ЭМ 661

                                                                                РАХМАНОВ М.К.

                                                                                ПРОВЕРИЛ: К.э.н., доцент

                                                                                ШВАЙКА О.И.

 

                                                                                                                                                                  

 

                                           РЯЗАНЬ 2009.

 

 

Содержание:

Задание 1.

 

1.Экономический анализ и теория познания.

2. Экономический анализ и основные принципы диалектики.

3. Экономическая теория и экономический анализ.

4. Системность методологического подхода к анализу.

 

 

Задание 2.

 

Доказать возможности применения методов линейного программирования и методов динамического программирования в решении конкретных аналитических задач.

 

1.Линейное программирование.

2.Динамическое программирование.

 

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

 

1.Экономический анализ и теория познания

 

              Теория познания (гносеология, эпистемология;), являясь одним из фундаментальных методологических разделов философии, изучает возможности и закономерности познания от ощущений, представлений, понятий к объективной реальности, к объективной данности, к действительности; всесторонне исследует этапы, ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии, достигая установления его достоверности и истинности. Выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа.

              Прежде всего она определяет понятия объекта и субъекта познания. Под первым понимается объективная действительность, практика как чувственнопредметнаяматериальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая основу развития человеческого общества. Вторым является сам человек или сообщество людей, все человечество, т.е. живые личности, творчески относящиеся к объекту познания. Только необходимое соотносительно диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность, его истинность.

              Объектом познания является практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, жизненно-социальным и природоохранным содержанием.

              Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ и синтез, эксперимент, моделирование. Активно-

составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующимаппаратом.

              Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и дедукции в процессе аналитических исследований. Ибо целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят. Анализ без синтеза невозможен. Таким образом, умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

              Процесс мышления, процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. Созерцание, наблюдение, фактофиксация — начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание - это отдание чести «его величеству господину факту». Факты - это воздух учено-го. Множественность фактов - основа всех последующих этапов анализа-мышления. Единичные факты, важные для ревизии, криминологии, в анализе существенной роли не играют. Созерцание на данном этапе существенно облегчается наличием заранее собранной, систематизированной экономической, маркетинговой информации, прошедшей необходимую сводку и машинную обработку.

              Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного научного обобщения на уровне более высоких порядков. Оно представляется сутью теоретического исследования, теоретического анализа собранной ранее информации. Здесь особо проявляется мудрость восточной поговорки: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

              На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений; чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимальногорешения (здесь вполне применимы способ итераций и метод «Дельфи»).               Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии. Это позволяет пе- рейти к обобщенным выводам, к конструированию соответствующих практических предложений, направленных на дальнейшее совершенствование практики. Логика аналитического исследо-

вания представляет собой, таким образом, метод восхождения от абстрактного к конкретному, к превращению теоретических положений (если потребуется, то и через дополнительный научный эксперимент) в практические дела.

              Экономический анализ — наука прикладная. Если она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность практической деятельности человека, то только в этом случае ее можно считать наукой.

              Эмпирический и теоретический анализ позволяет не только рациональнее обосновать текущее или ближайшую перспективу, но и заглянуть за горизонт средней и дальней перспективы. Рационально управлять — значит предвидеть.

 

 

2. Экономический анализ и основные принципы диалектики.

 

              К основным принципам диалектики, на которых базируется экономический анализ, можно отнести следующее: все познается в движении; в определенных связях, взаимосвязях, взаимозависимости и взаимообусловленности; в причинно-следственной соподчиненности; в координационной и субкоординационной определенности; в проявлении необходимости и случайности; в единстве и борьбе противоположностей; в переходе количества в новое качество и качества в новое количество; в отрицании отрицания.

              Движение - непреложная предпосылка развития природы, общества, экономики, науки, культуры, как и самого человека.

              Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что изучается не статика, а динамика. Аналитик здесь подобен не фотографу, а кинооператору, который фиксирует постоянный переход от одного кадра к другому, от одной жизненной ситуации к другой, создавая объективную цепочку событий.

              Само движение — явление крайней сложности, диалектически объединяющее в себе повторение по равному кругу прошлого, то расширяющемуся, а иногда и сужающемуся, развитие по спирали, сопряженно выражающее явления непрерывного динамизма сявлениями дискретности, сочетание критичности с конструктивностью. Все это должно найти соответствующее проявление в методологии и методике экономического анализа.

              Предметом экономического анализа является, следовательно, вся доступная исследователю реальность, принятая в совокупности объектов и явлений, находящихся в тех или иных связях друг с другом, в постоянном движении и развитии. Эти связи весьма разнообразны, они находят свое проявление в отношении части к целому и, наоборот, в равенствах и неравенствах, в явной или неявной соподчиненности, взаимообусловленности и взаи-мозависимости. Взаимодействие, выражающее изменение состояния одного и переход его в другое, является логико-методологическим и гносеологическим познанием природных, общественных, экономических явлений. Изучение последних — задача исключительно политэкономии и экономического анализа. Без изучения экономическихявлений, их взаимодействия в общем конкретном проявлении нельзя понять ни структуры, ни их свойств, ни законов действительности.

              Всеобъемлющая связь явлений, процессов, предметов, глобально охватывая все сущее, создает через «паутину» отношений нечто целое, которое и является объектом исследования. Особо важно выявить здесь причинно-следственную связь, памятуя, что причина порождает следствие, а последнее вновь оборачивается причиной последующего события или ситуации, нечто нового и так до бесконечности. Снова сталкиваемся здесь, следовательно, с процессом вечного движения, развития и саморазвития, с проявлениями координационности и субкоординационности. Известно, что причинно-следственные отношения подразделяются на функциональные (однозначные) и стохастические (вероятностные), но никогда они не превращаются в беспричинность, в случайность. Сама случайность в философском смысле есть форма проявления необходимости, являясь производной какой-либо причинности (иногда и отдаленной). Здесь мы сталкиваемся с понятиями детерминированной и функциональной зависимости.

              Если первая означает определенную жесткость связей между изучаемыми явлениями, то вторая характеризуется вероятностной (частичной) связью. Отсюда и методы экономического анализа выступают как детерминированные, которым присуща линейная

связь, или как методы стохастические, которые способствуют выявлению вероятностной зависимости.

              Одной из кардинальных проблем философии являются вопрос о единстве и борьбе противоположностей, противоречивый характер исторического, в том числе и экономического, развития. Ни одна из формаций никогда не развивалась по прямой.

              Любой из них был присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Особенно нагляден сейчас пример с экономикой России и экономикой бывших стран социалистического лагеря. Единство и борьба противопо-ложностей, наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения. Этот закон, имеющий глобальный характер, особо отчетливопроявляющий себя на макроуровне, сказывается на взаимодействии различных экономических составляющих, проявляется и на микроуровневых структурах. Влияние этого закона на хозяйственно-финансовую деятельность предприятий и их ассоциаций и должен улавливать экономический анализ, нейтрализуя возможные негативные последствия доступными ему способами и приемами. Этими же способами и приемами содействовать тому, что в результате противоречивого развития обозначало и качество позитивного порядка.

              Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философская проблема количества и качества. В основе количественного подхода к познанию, мышлению, анализу лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для исследования количества характерны счет и мера. Количество как философскую категорию определяют внешним, формальным взаимоотношением предметов и их частей, свойств и связей, выражающихся числом, величиной, объемом, множеством других измерителей степени проявления того или иного свойства.

              Рассматривая вопрос исторически, следует отметить, что экономический анализ прежде в большей мере оперировал категориями количества, а не качества. Между тем эти категории должны были рассматриваться только в диалектическом единстве, в постоянном переходе количества в новое качество и нового качества в новое количество. Ведь понятно, что новое качество, как правило, сказывается и на количестве в позитивном смысле. Повышение качества, скажем, продуктов народного потребления заметно увеличивает их надежность и длительность бытового применения, что не требует излишнего количественного прироста выпуска данной продукции. По сравнению с мировыми стандар-тами мы невероятно отстаем, почти не обладаем конкурентоспособностью, и резервы нашего роста кроются прежде всего в этой области. Если рассматриваемую категорию выразить конкретной формулировкой, то можно отметить, что качество являет собой целостную характеристикуфункционального единства существенных свойств объекта, его внешней и внутренней определенности, относительной (именно относительной) устойчивости, поскольку пределов качественному совершенствованию нет.

Информация о работе Теория экономического анализа