Контрольная работа по теории экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья составляют основу рыночной экономики. При этом анализ имеет конкретное содержание: анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ конкретных маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ возможностей производства и сбыта, анализ соотношения спроса и предложения, анализ конкретных потребителей и оценки качества продукции, анализ коммерческого риска и пр.

Оглавление

1.Научные основы экономического анализа……………………………………..........
3
2.Методы экспертных оценок…………………………………………………....................
5
3.Понятие экономической информации…………………………………………………...
12
4.Характеристика основных этапов функционально-стоимостного анализа и его результата…………………………………………………………………………….

15
5.Анализ технико-организационного уровня производства…………………....
20
6.Применение метода разниц при проведении факторного анализа….....
22
7.Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

теория экономического анализа контрольная.docx

— 45.87 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Забайкальский аграрный институт – филиал ФГОУ ВПО

«Иркутская  государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

 

Контрольная работа

по теории экономического анализа

 

 

 

 

Выполнила:

 

Специальность: 080109

 

Курс: 4  группа: 1

 

Проверила:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2013

Содержание.

1.Научные основы экономического  анализа……………………………………..........

3

2.Методы экспертных оценок…………………………………………………....................

5

3.Понятие экономической информации…………………………………………………...

12

4.Характеристика основных этапов  функционально-стоимостного анализа  и его результата…………………………………………………………………………….

 

15

5.Анализ технико-организационного  уровня производства…………………....

20

6.Применение метода разниц при  проведении факторного анализа….....

22

7.Список использованной литературы……………………………………………………

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научные основы экономического анализа.

 

     Экономический анализ  как наука представляет собой  систему специальных знаний, связанную:

  1. С научным обоснованием бизнес планов, с объективной оценкой их выполнения;
  2. С обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений;
  3. С исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
  4. С выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
  5. С раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных резервов. Исследование экономических процессов начинается с малого, единичного – с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы.

      В ходе экономического  анализа хозяйственные процессы  изучаются в их взаимосвязи,  взаимозависимости и взаимообусловленности.  Причинная связь связывает все  хозяйственные факты,  явления,  ситуации, процессы. Вне этой связи  хозяйственная жизнь немыслима.  Причинный, или факторный, анализ  исходит из того, что каждая  причина, каждый фактор получают  надлежащую оценку. Причины-факторы  предварительно изучаются, для  чего классифицируются по группам:  существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие  и не определяющие. Далее исследуется влияние на хозяйственные процессы прежде всего существенных, основных, определяющих факторов. Изучение несущественных, не определяющих факторов ведется, если требуется, во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов сложно и не всегда необходимо. В процессе анализа не только вскрываются и характеризуются основные факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, но и измеряется степень их действия. Для этого применяются соответствующие способы и приемы экономических и математических расчетов.  

      Методологическое  единство системности и комплексности  экономического анализа находит  свое выражение в единстве  политического и экономического, экономического и социального;  в единстве целого и его  частей; в разработке единой, универсальной  системы показателей; в использовании  всех видов экономической информации.

      Формирование рыночной  экономики обусловливает развитие  анализа в первую очередь на  микроуровне – на уровне отдельных  предприятий и их внутренних  структурных подразделений, так  как эти звенья составляют  основу рыночной экономики.             При этом анализ имеет конкретное  содержание: анализ обоснования  и выполнения бизнес-планов, сравнительный  анализ конкретных маркетинговых  мероприятий, включающих сопоставление  реального развития событий с  ожидаемым за определенный отрезок  времени, анализ возможностей  производства и сбыта, анализ  соотношения спроса и предложения,  анализ конкретных потребителей  и оценки качества продукции,  анализ коммерческого риска и  пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы  экспертных оценок.

 

     Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

     Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на про­фессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

     Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы интервью, аналитический, написания сценария.

     Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме вопрос—ответ, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от способности эксперта экспромтом давать заключение по разным вопросам.

     Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки. Основное преимущество этого метода — возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта. Однако он мало пригоден для прогнозирования сложных систем и выработки стратегии из-за ограниченности знаний одного спе­циалиста-эксперта в смежных областях знаний.

     Метод написания сценария следует отнести как к индивидуальным, так и к коллективным экспертным оценкам. Его сущность и основные характеристики будут рас­крыты ниже.

     Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки. Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. В современных условиях используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса экспертов. Например, для оценки степени согласованности мнений экспертов по решению той или иной исследуемой проблемы исчисляются: дисперсия оценок, среднеквадратическое отклонение оценок и на этой основе — коэффициент вариации оценок. Чем меньше значение этого коэффициента, тем выше согласованность мнений экспертов.

     Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек в зависимости от сложности объекта. Определяется цель прогноза, разрабатываются вопросы для экспертов. При проведении оп-оса необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов и независимость суждений экспертов. После опроса осуществляется обработка материалов, полученных в результате коллективной экспертной оценки. Окончательная оценка может определяться как среднее суждение или как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов.

     Также могут использоваться и другие подходы. При разработке, научно-технических дрогнозов методика статистической обработки материалов предусматривает использование совокупности оценок относительной важности, сделанных экспертами по каждому из оцениваемых направлений научных исследований. Оценки важности выражается в баллах и могут принимать значения от 0 до 1, от 0 о 10, от 0 до 100 и т.д.

     В мировой практике широкое применение нашли такие методы коллективных экспертных оценок, как метод коллективной генерации идей, метод 635, метод Дельфи, метод "комиссий", метод написания сценария. Рассмотрим сущность перечисленных методов.

     Суть метода коллективной генерации идей («мозговой атаки») состоит в использовании творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей , а затем их деструктурирование (разрушение, критику) с выдвижением контр-идей и выработкой согласованной точки зрения. Этот метод был разработан американцем А. Осборном, стремившимся решать проблемы посредством спонтанно возникающих идей. Нечто подобное использовали 400 лет назад индийские мастера Хинду во время своих собраний: запрещались критика и дискуссии, каждый мог свободно выражать свои идеи, оценка делалась позже.

     Метод коллективной генерации идей предполагает реализацию следующих этапов. Первый этап связан с формированием группы участников мозговой атаки по решению определенной проблемы. Оптимальная численность группы находится эмпирическим путем. Наиболее продуктивными признаны группы, состоящие из 10—15 человек. На втором этапе группа анализа составляет проблемную записку, в которой формулируется проблемная ситуация и содержится описание метода и проблемной ситуации. Третий этап — этап генерации идей. Каждый участник имеет право выступать много раз. Критика предыдущих выступлений и скептические замечания не допускаются. Ведущий корректирует процесс, приветствует усовершенствование или комбинацию идей, оказывает поддержку, тем самым освобождая участников от скованности.     Продолжительность «мозговой атаки" — не менее 20 мин и не более 1 ч в зависимости от активности участников. Четвертый этап связан с систематизацией идей, высказанных на этапе генерации. Формируется перечень идей, выделяются признаки, по которым идеи могут быть объединены, идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам. На пятом этапе осуществляется деструктурирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая идея подвергается всесторонней критике со стороны группы высококвалифицированных специалистов. Группа состоит из 20—25 человек. На шестом этапе дается оценка критических замечаний и составляется список практически реализуемых идей. Этот метод позволяет качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов развития объекта прогнозирования.

     Метод «635» — одна из разновидностей мозговой атаки. Цифры б, 3, 5 обозначают шесть участников, каждый из которых должен записать три идеи в течение пяти минут. Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив 18 идей, а все вместе — 108. Структура идей четко определена. Возможны модификации метода. Этот метод широко используется в зарубежных странах (особенно в Японии) для отбора из множества идей наиболее оригинальных и прогрессивных по решению определенных проблем.

     Метод Делъфи — одна из первых попыток разработать более обоснованную и строгую процедуру при экспертном прогнозировании, предпринятая Т. Гордоном и О. Хелмером — сотрудниками одной из корпораций США, которые в 1964 г. опубликовали результаты обобщения и статистической обработки мнений специалистов относительно перспектив развития в ряде областей науки. Он используется при прогнозировании развития науки и техники, инвестиций и других аспектов.

     Цель метода Дельфи — разработка программы последовательных многотуровых индивидуальных опросов. Индивидуальный опрос экспертов обычно проводится в форме анкет-вопросников. Затем осуществляется их статистическая обработка на ЭВМ и формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в поль­зу различных суждений. Обработанная на ЭВМ информация сообщается экспертам, которые могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться до 3—4 раз. В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное суждение отно­сительно перспектив развития объекта.

     Особенности метода Дельфи:

а) анонимность экспертов (участники  экспертной группы неизвестны друг другу, взаимодействие членов группы

при заполнении анкет полностью  исключается);

б) возможность использования результатов  предыдущего

тура опроса;

в) статистическая характеристика группового мнения.

     Этот метод помогает предопределить развитие проблемных ситуаций, носящих долгосрочный характер. Наши специалисты, работающие в области научно-технического прогнозирования, также разрабатывают методы обработки экспертных оценок. Они носят название эвристических.

     Метод комиссий — один из методов экспертных оценок, основанный на работе специальных комиссий. Группы экспертов за "круглым столом" обсуждают ту или иную проблему с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения. Недостаток этого метода заключается в том, что группа экспертов в своих суждениях руководству­ется в основном логикой компромисса.

     Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Он предполагает установление последовательнос­ти событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта. Своеобразным сценарием может быть описание последовательности и условий международной интеграции хозяйства стран, включающее следующие вопросы: от каких простейших форм к более сложным должен пройти этот процесс; как он повлияет на национальное хозяйство и экономические связи стран; каковы финансовые, организационные, социальные, юридические проблемы, которые могут возникнуть в ходе интернационализации хозяйства.

Информация о работе Контрольная работа по теории экономического анализа