Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:12, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности строительных предприятий и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия, на примере строительного предприятия ООО «Центрстрой».
Для достижения поставленной цели работы необходимость решить следующие задачи:
Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности строительных предприятий
1.1 Конкурентоспособность
1.2 Анализ как функция управления
1.3 Параметры конкурентоспособности в строительстве
2. Показатели конкурентоспособности
2.1 Показатели конкурентоспособности
2.2 Методики расчета показателей конкурентоспособности
2.3 Характеристика предприятия ООО «Центрстрой»
3. Анализ внешних факторов конкурентоспособности
3.1 Анализ внешних факторов конкурентоспособности
3.2 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности
3.3 Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности предприятия ООО «Центрстрой»
ВВЕДЕНИЕ
Коммутантная стратегия предполагает максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка. Мелкие фирмы, придерживающиеся этой стратегии, обычно не располагают эффективным оборудованием, новейшими технологиями или особыми познаниями в специальной области.
Эксплерентная стратегия ориентирована на радикальные нововведения. Фирмы, занятые этим рискованным первопроходческим бизнесом, такая компания стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначально единичного присутствия на нем.
Любому предприятию для получения устойчивой конкурентной позиции на рынке необходимо производить конкурентную продукцию. Конкурентная позиция фирмы позволит разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности. Таким образом, при формировании конкурентоспособности экономических субъектов, необходимо опираться на достоверную оценку ее реального уровня, а для повышения конкурентоспособности предприятий – разработать новые методологические подходы (методы):
1. по сравнительным преимуществам;
2. по теории равновесия фирмы и отрасли (по факторам производства);
3. по рыночным позициям фирмы;
3.1. структурный;
3.2. функциональный;
4. по методу “профилей” и качеству продукции;
5. матричный.
Непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно, поэтому предложено несколько косвенных методов. Одним из наиболее часто используемых методов является метод, построенный на предложении: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими преимуществами обладает отрасль по отношению конкурентам.
Используя методику сравнительных преимуществ, дать оценку конкурентоспособности фирмы в общем виде затруднительно, поскольку имеющиеся преимущества характеризуют конкурентоспособность не только конкретной фирмы, но и всей отрасли.
Оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства) заключается в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достиг максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке. В этих условиях каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у организаций отрасли отсутствует и сверхприбыль, обусловленная действием какого-либо из факторов производства, и, следовательно, у сторонних фирм нет стимулов для вступления в отрасль.
Структурный метод по рыночным позициям организации исходит из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций. К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относятся: экономичность крупномасштабного производства, степень дифференциации продукции, абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм, размер капитала, необходимый для организации эффективного производства.
Теория международного маркетинга позволила изучить влияние внешних условий на конкурентоспособность организаций:
• потенциал рынка (возможная емкость);
• легкость доступа;
• вид товара;
• входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование);
• однородность рынка;
• структура отрасли или конкурентные позиции фирм;
• степень вовлечения фирм в данную отрасль;
• возможность технологических нововведений;
• экономия на масштабе;
• диверсификация фирм.
Функциональный метод оценки конкурентоспособности во многом схож с методами проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности. Достоинством его является то, что он позволяет оценить состояние дел на предприятии, установить ряд показателей, при выходе за пределы которых следует принимать меры по оздоровлению предприятия, позволяет производить количественную оценку показателей и их сравнение с показателями других предприятий или отраслей. К недостаткам данного метода можно отнести то, что он не позволяет проводить оценку качественных показателей, оценивает только состояние предприятия в данный момент времени, не учитывает конкурентный потенциал предприятия.
Оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции с использованием многоугольных профилей базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителей применительно к конкретному продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах того спектра, который может оценить потребитель. Затем проводится сравнение технико-экономических показателей данного продукта с другими конкурирующими продуктами.
Эта процедура проводится в три этапа:
1) установление рынка (рынков), на котором может присутствовать донный продукт, требования к нему по сравнению с идеальным продуктом для потребителя;
2) решение вопроса: каким должен быть созданный продукт, чтобы его можно было сбывать с обеспечением максимальной рентабельности;
3) анализ работы сбытового подразделения организации и всей товаропроводящей сети в сопоставлении с аналогичными подразделениями конкурентов. Цель данного этапа— определить продолжительность сбыта и изучить возможности ее уменьшения.
Матричная методика оценки конкурентоспособности была предложена “Бостонской консалтинговой группой”, применима для оценки конкурентоспособности товаров, сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей.
Методика заключается в построении матрицы с использованием двух показателей. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали – относительная доля продуцента на рынке в логарифмическом масштабе. Все фирмы могут быть расположены на этой матрице в зависимости от своих характеристик и условий рынка. Наиболее конкурентоспособными являются фирмы, занимающие значительную долю на быстрорастущем рынке, т.е. “Звезды” (рис. 1).
Рис. 1. Матрица Бостонской консалтинговой группы
Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.
Основным недостатком рассмотренных методов является их ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, что является не совсем верным или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.
Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
Управление предприятием в условиях рынка сводится, по существу, к оценке и анализу факторов, повышающих или понижающих конкурентоспособность предприятия, выбору и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения той или иной намеченной цели. Большое влияние на конкурентоспособность оказывают внутренние факторы. Их изменения могут быть скорректированы усилиями руководства предприятия. В качестве управляемых экономических факторов могут выступать показатели финансового состояния предприятия [1, стр.55-61].
1.2 Анализ как функция управления
Анализ (в переводе с греч. «analyzis» - разделять, расчленять) – способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Таким образом, анализ заключается в определении сущности процесса или явления на основе изучения всех его составляющих частей и выявления закономерностей его развития.
Вместе с тем нужно заметить, что многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Часто возникает потребность в использовании других способов познания, таких как синтез, индукция и дедукция и т.д.
Экономический анализ как наука является результатом развития производительных сил и производственных отношений. В условиях расширения масштабов производства и создания сложных производственных систем постоянно повышается роль экономического анализа в процессе принятия управленческого решения.
Различают общетеоретический экономический анализ (макроэкономический), который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики, и экономический анализ на уровне хозяйствующего субъекта (микроэкономический) для изучения экономики отдельных предприятий.
Основательно разработанный в теоретическом плане экономический анализ в то же время является прикладной наукой. Современные условия развития анализа как науки свидетельствуют о все возрастающей его практической значимости.
Как и все другие экономические науки, анализ изучает хозяйственную деятельность предприятия, экономические явления и процессы, протекающие на предприятии. Предметом анализ являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов на предприятии (т.е. до балансовой планки). Объектами анализа являются экономические результаты себестоимость, использование различных факторов производства, финансовое состояние и результаты, прибыль и т.д.
Метод науки – способ исследования своего предмета. Метод экономического анализа – системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.
Характерные черты метода анализа – необходимость постоянного сравнения; необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, процесса; учет всех взаимосвязей; количественная оценка причинно-следственных связей; системный подход; разработка и использование системы показателей.
Обеспечение эффективности функционирования предприятия требует экономически грамотного управления производственной системой, которое заключается в реализации таких процессов как планирование, учет, анализ и принятие управленческого решения. С помощью анализа выявляются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Таким образом, можно сказать, что анализ хозяйственной деятельности является научным элементом обоснования руководящих решений в бизнесе.
Содержание и задачи любой науки вытекают из ее функций в системе других наук.
Основные функции экономического анализа:
- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;
- научное обоснование текущих и перспективных планов;
- контроль за выполнением планов и управленческих решений;
- оценка эффективности использования экономических ресурсов;
- поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;
- оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики и использованию имеющихся возможностей;
- разработка мероприятий по использованию выявленных в ходе анализа резервов и т.д.
Анализ и его результаты должны соответствовать определенным требованиям.
Основные принципы:
- соответствие результатов и методик анализа государственной экономической, социальной, экономической, международной политике и законодательству;
- научный характер исследований;
- комплексность анализа;
- системный подход в изучении объектов анализа;
- анализ должен быть объективным, конкретным и точным, т.е. базироваться
на достоверной, проверенной информации и реально отражать результаты деятельности предприятия;
- анализ должен быть эффективным и воздействовать на хозяйственную деятельность предприятия;
- анализ должен быть оперативным и проводиться по плану;
- широкий круг работников должен принимать участие в анализе и ознакомлении его результатов для повышения эффективности производства.
Методика анализа заключается в совокупности способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.
Различают общую (одинаковую для всех отраслей экономики) и частную (для определенной отрасли, объему исследования) методики.
Основные элементы:
1. Цель и задачи
2. Объекты анализа
3. Система показателей
4. Описание способов исследования
5. Источники данных
6. Указания по организации анализа, подбору технических средств
7. Требования к оформлению результатов анализа
8. Субъекты (потребители) результатов анализа.
Методика комплексного анализа (этапы):
1. Уточняются объекты, цель и задачи анализа.
2. Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, характеризующих данный объект.
3. Сбор и подготовка информации к анализу.
4. Сравнение результатов деятельности с планом, с данными прошлых периодов, со средними и лучшими по отрасли и т.д.
5. Факторный анализ.
6. Выявление неиспользованных и перспективных резервов.
7. Общая оценка результатов анализа, разработка мероприятий по выявленным недостаткам и резервам [4,стр. 9-14].
Управление конкуренцией преследует цели обеспечения наиболее выгодных позиций для завоевания или удержания конкурентных преимуществ. Необходимо оценить потенциальные возможности конкурентов, оценить их действия и степень конкурентной угрозы, предугадать действия конкурентов. Методы конкурентной борьбы чрезвычайно разнообразны и редко повторяются, но из множества приемов, используемых в этой борьбе, имеет особое значение получение и использование исчерпывающей информации о конкуренте, что уже обеспечивает конкурентное преимущество. Исследование конкуренции и знание конкурентов, их характеристика — необходимое требование эффективного управления. Конкурентный анализ является непременным условием рыночного успеха.