Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:12, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности строительных предприятий и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия, на примере строительного предприятия ООО «Центрстрой».
Для достижения поставленной цели работы необходимость решить следующие задачи:
Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности строительных предприятий
1.1 Конкурентоспособность
1.2 Анализ как функция управления
1.3 Параметры конкурентоспособности в строительстве
2. Показатели конкурентоспособности
2.1 Показатели конкурентоспособности
2.2 Методики расчета показателей конкурентоспособности
2.3 Характеристика предприятия ООО «Центрстрой»
3. Анализ внешних факторов конкурентоспособности
3.1 Анализ внешних факторов конкурентоспособности
3.2 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности
3.3 Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности предприятия ООО «Центрстрой»
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентный анализ — оценка и прогноз возможностей и действий конкурентов на основе изучения собранной информации и экспертных заключений.
Целью конкурентного анализа рыночного предприятия служит выявление наличия и типа конкуренции, оценка интенсивности конкуренции, характеристика и моделирование факторов конкуренции.
Перед конкурентным анализом ставятся следующие задачи:
• выявление фактических и потенциальных конкурентов, определение числа, вида и размера конкурирующих предприятий и организаций;
• расчет доли рынка, занимаемой конкурентами;
• характеристика интенсивности и направленности конкуренции (оценки конкурентного преимущества);
• выявление возможностей и конкурентоспособности основных соперников на рынке (их сильные и слабые стороны, их стратегия, оценка конкурентоспособности их товаров);
• анализ и прогнозирование поведения конкурента на рынке, прогнозная оценка реакции конкурента на те или иные маркетинговые действия.
Конкурентный анализ начинается с констатации наличия или отсутствия конкурентов на данном рынке (сегменте, нише). Он позволяет оценить возможности появления новых конкурентов, угрозы со стороны товаров-заменителей, конкурентные проявления деятельности поставщиков и клиентов. В процессе конкурентного анализа необходимо определить рыночный потенциал предприятия и сравнить его с потенциалом конкурирующих предприятий/фирм. Потенциал предприятия определяется его возможностями и достижениями, которые обеспечили бы его конкурентное преимущество и позволили выполнить поставленные оперативные и стратегические задачи. Чтобы обеспечить свою конкурентоспособность, потенциал предприятия должен быть достаточным, чтобы в условиях конкурентной борьбы удержать и расширить собственную долю рынка. Потенциал рынка — понятие шире потенциала предприятия. Он определяется способностью/возможностью купить и/или потребить соответствующие товары. Потенциал рынка обычно соответствует возможному (запланированному) объему продажи/поставки товаров, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Рыночный потенциал предприятия — комплекс возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество и выполнение поставленных целей.
Потенциал предприятия/фирмы складывается из следующих элементов:
• доли, занимаемой фирмой на рынке;
• производственных и торгово-сбытовых мощностей;
• товарных ресурсов товаров определенного качества;
• товарооборота и его ассортимента за определенный период;
• инвестиционного потенциала, окупаемости инвестиций и результатов инновационной деятельности; затрат времени на проектирование нового товара;
• научно-технического потенциала (наличия ноу-хау), состояния НИОКР;
• трудового потенциала и его эффективности;
• средней длительности жизненного цикла товаров предприятия/фирмы;
• уровня сервиса;
• наличия известных дистрибьюторов, имиджа фирмы или ее марки, доброго
имени (репутации) предприятия/фирмы.
• финансово-кредитных ресурсов;
• прибыли и рентабельности за определенный период;
• качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов, сравнительных тестов или расчетов);
• уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры услуг;
• мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска).
• стабильность финансово-экономического положения.
•финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны.
• рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок.
• уровень рекламной деятельности.[5, стр. 183-198].
1.3 Параметры конкурентоспособности в строительстве
Строительная индустрия является индикатором качества жизни общества и социально-экономического развития. Помимо этого, строительный сектор национальной экономики способствует активизации работы реального сектора, так как стимулирует работу металлургических, машиностроительных заводов, агропромышленного сектора, транспорта страны, легкой промышленности.
Сфере строительства присущи особые специфические признаки:
1. Предприятия строительной индустрии при своей многочисленной территории разбросаны. Работа многих носит временный и сезонный характер. При этом функционирование строительных организаций отличает высокая мобильность и оперативная дислокация в соответствии с полученным портфелем заказов.
2. Строгая последовательность технологических процессов технологических процессов капитального строительства и отделочных работ предусматривает достаточно широкий диапазон услуг, начиная с монолитных работ, СМР, столярки (окна), отделочных работ, дизайна и заканчивая электроснабжением, телефонизацией, радиофикацией, дизайном благоустройства, охранными системами.
3. В современных строительных процессах в условиях рынка резко возрастают совокупные затраты на организацию транзакций, т.е. рыночное участие.
4. На сроки и качество строительного процесса большое влияние оказывают климатические условия, что, безусловно, увеличивает проблемность выполнения прогнозных оценок о завершении работ и сроков сдачи-приемки готовых объектов. На итоги строительства также оказывают влияние природные факторы, в том числе рельеф местности, строение грунта, наличие и территориальная отдаленность источников сырья – песка, строительного кирпича и других важных компонентов.
5. На результаты строительных работ в рамках полученных заказов отрицательно влияют неравномерность распределения строительно-монтажных работ, недостаток оборотных средств, нестабильность платежеспособности заказчиков и несовершенство системы государственного регулирования.
Управление потокопроцессами усложняется сложностью и многообразием коммерческих связей между заказчиками, генподрядчиками, субподрядчиками, проектировщиками, логистическими провайдерами, инвесторами, а также огромным количеством ассортиментных позиций строительных материалов, комплектующего оборудования. Именно в строительной индустрии сильно сказывается отсутствие высококвалифицированных кадров. Все это приводит к многочисленным простоям, срывам сроков исполнения заказов, низкому качеству готовых работ.
Окружающая среда предприятия подразделяется на внешние и внутренние факторы. Рассмотрим ниже внутренние факторы, дополнив их комментариями относительно связи со сферой жилищного строительства:
1. Структурные
1.1. Производственная структура организации. Проектирование строительных организаций с приданием максимальной гибкости различных систем и подразделений, оперативно подключаемых на нужных участках работ.
1.2. Миссия организации. Миссия строительной организации должна соответствовать текущим потребностям потребителей жилья и общества.
1.3. Организационная структура. Организационная структура должна строиться на основе дерева целей строительной организации посредством процесса «анализ-синтез», учитывая особенности рынка, на котором работает строительная организация, уровня диверсификации строительной продукции и услуг и особенностей покупателей (заказчиков).
1.4. Специализация и концентрация производства. Осуществлять проектирование строительной организации на основе анализа принципов рационализации структур и процессов, применяя методы моделирования.
1.5. Уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства. Вопрос унификации строительного производства не всегда реализуем. В тех сегментах рынка, которые более требовательны к цене данный процесс благосклонно воспринимается потребителями как фактор конкурентоспособности, поскольку позволяет снизить себестоимость строительства. В сегментах с повышенными требованиями к характеристикам жилья с незначительными претензиями к цене, данный фактор может оказать негативное влияние на конкурентоспособность строительной организации.
1.6. Учет и регулирование производственных процессов. Включить в структуру строительной организации средства автоматизации учета соблюдения принципов пропорциональности, непрерывности, параллельности, ритмичности протекания отдельных процессов.
1.7. Персонал. Постоянно осуществлять отбор и оценку персонала строительной организации, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения по службе, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала.
1.8. Информационная и нормативно-методическая база управления. При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы, которые позволят повысить качество управления строительной организации.
1.9. Сила конкуренции на выходе и входе системы. Критический отбор всех поставщиков и субподрядчиков с точки зрения их конкурентоспособности, поскольку она влияет на выходную конкурентоспособность строительной организации на целевом рынке.
2. Ресурсные
2.1. Поставщики. Постоянно проводить анализ конкурентной среды на рынке поставщиков, их количество на рынке и у данного подрядчика, качество поставок различных поставщиков.
2.2. Доступ к качественному, дешевому сырью и другим ресурсам. Стремление приобрести дешевое сырье, строительные материалы или услуги по логике всегда должно вести к снижению затрат на строительство и, соответственно, низкой цене на строительную продукцию и услуги. Однако, при этом не учитываются: 1) возможные затраты на исправление брака в период гарантийного обслуживания и 2) неприемлемость низкого качества строительных материалов и услуг в сегментах с высокими требованиями к качеству жилья.
2.3. Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации. Экономия ресурсов на всех этапах строительства, начиная от проектно-изыскательских работ и заканчивая сервисным обслуживанием позволяет как снизить затраты строительного предприятия, повысив конкурентоспособность за счет относительно невысоких цен, так и снизить затраты потребителей жилья в период его эксплуатации, тем самым повысив конкурентоспособность строительной организации. Особенно значим данный процесс на начальных стадиях жизненного цикла.
2.4. Функционально-стоимостный анализ выпускаемой продукции. Позволяет провести тщательную, особенно предварительную оценку всех действий строительной организации и их целесообразности для достижения целей организации.
2.5. Оптимизация эффективности использования ресурсов. Поддерживать все возможные усилия строительной организации и ее подразделений по оптимизации используемых ресурсов, что позволяет снизить затраты и повысить качество строительных работ и качество жизни общества.
3. Технические.
3.1. Патентованные товары и технологии. Прилагать усилия по использованию большего количества изобретений и патентов в области жилищного строительства как собственных, так и приобретенных.
3.2. Оборудование. Увеличивать удельный вес прогрессивного технологического строительного оборудования, его абсолютное количество, а также снижать его средний возраст.
3.3. Качество изготовления товаров. Разрабатывать систему управления качеством в строительной организации, которая обеспечивала бы производство качественной строительной продукции (жилья) и услуг на конкурентоспособном уровне.
4. Управленческие.
4.1. Менеджеры. Увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров на всех уровнях управления строительной организацией.
4.2. Анализ выполнения законов организации. Постоянный анализ реализации законов деятельности строительной организации должен позволять вырабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию внутренних процессов, оказывающих влияние на эффективность и результативность деятельности.
4.3. Организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу «точно в срок». Для строительных организаций данный метод поставок порою играет особо важное значение. Это связано с тем, что некоторые объекты могут возводиться в местах не позволяющие создавать существенные запасы строительных материалов. Если поставки нем будут организованы «точно в срок», это будет приводить к частым простоям процесса строительства.
4.4. Функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации. Система менеджмента строительной организации должна функционировать постоянно в полную силу и с использованием всех существующих в менеджменте методов и инструментов, обеспечивающих конкурентоспособность. В значительной степени это обеспечивается квалификацией менеджеров всех уровней.
4.5. Функционирование системы управления качеством в организации. Система управления качеством строительной организации должна соответствовать международным стандартам ИСО серии 9000 текущей на данный момент версии и принципам Всеобщего управления качеством (TQM).
4.6. Проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем. Проведение сертификации строительной продукции и услуг и, особенно, систем управления качеством строительного предприятия позволяет строительной организации, с одной стороны, подтвердить правильность своих действий в области управления качеством, а с другой - повысить свою конкурентоспособность, представив эти данные целевым потребителям.
5. Рыночные
5.1. Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации. Если ресурсы поставщиков, необходимые данной строительной организации, имеют ограниченное предложение, то подрядчик должен получить доступ к этим ресурсам, по возможности на более льготных условиях по сравнению с конкурентами.
5.2. Доступ к рынку новых технологий. Строительная организация должна осуществлять постоянный мониторинг технологических изменений на рынках строительных материалов и технологий строительства. Если новые технологии могут повысить конкурентоспособность подрядчика, работающего на рынке жилищного строительства, то они должны приобретаться и осваиваться в кратчайшие сроки.