Конкурентные преимущества современных компаний лидеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Для разработки жизнеспособной стратегии необходим основательный анализ внешней среды, о котором мы говорили в предыдущих темах. При этом особое внимание уделяется исследованию отрасли и конкурентной ситуации, т.к. отраслевые экономические характеристики, условия конкуренции и их предполагаемые изменения позволяют спрогнозировать прибыльность отраслей, в которых работает или планирует работать компания.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Направления отраслевого анализа 4
Глава 2 Основные экономические характеристики отрасли 5
Глава 3 Движущие силы конкуренции 8
Глава 4 Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе 11
Глава 5 Общая привлекательность отрасли 12
Глава 6 Сущность стратегии конкуренции 13
6.1 Стратегия лидерства по издержкам 14
6.2 Стратегия широкой дифференциации 17
6.3 Стратегия оптимальных издержек 18
6.4 Сфокусированные стратегии 19
Выводы 21
Литература 23

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 60.78 Кб (Скачать)

НПО Челябинский Многопрофильный Институт

Факультет менеджмента организации

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Введение в специальность»

на тему: «Конкурентные преимущества современных компаний лидеров»

                                                                                                   

 

 

Выполнил:

Коростелёв Виктор Олегович

Студент 1 курса,гр.М-120

Проверил:Максакова

 

 

 

 

Оценка:__________________

____________/_____________/

     (Подпись)                   (Ф.И.О.) 

 

                                                                                                         

 

 

 

 

Челябинск 2011г

Содержанине

Введение 3

Глава 1 Направления отраслевого анализа 4

Глава 2 Основные экономические характеристики отрасли 5

Глава 3 Движущие силы конкуренции 8

Глава 4 Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе 11

Глава 5 Общая привлекательность отрасли 12

Глава 6 Сущность стратегии конкуренции 13

6.1 Стратегия лидерства по издержкам 14

6.2 Стратегия широкой дифференциации 17

6.3 Стратегия оптимальных издержек 18

6.4 Сфокусированные стратегии 19

Выводы 21

Литература 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Какие ключевые факторы определяют конкуренцию в отрасли? Что включает в себя исследование основных экономических  характеристик отрасли? Какие существуют движущие силы конкуренции, и как  их определить для конкретной отрасли? Что такое «ключевые факторы  успеха»? Как общая привлекательность  отрасли влияет на конкуренцию в  ней? Какие существуют стратегии конкуренции? Что представляет собой стратегия лидерства по издержкам? За счет чего осуществляется лидерство по издержкам? В чем суть стратегий дифференциации? По каким направлениям осуществляется дифференциация? Каковы особенности сфокусированных стратегий? На каких аспектах деятельности концентрируются усилия при реализации сфокусированных стратегий? Предлагаю рассмотреть вышеперечисленные вопросы подробнее с точки зрения макроэкономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Направления отраслевого анализа

Для разработки жизнеспособной стратегии необходим основательный  анализ внешней среды, о котором  мы говорили в предыдущих темах. При  этом особое внимание уделяется исследованию отрасли и конкурентной ситуации, т.к. отраслевые экономические характеристики, условия конкуренции и их предполагаемые изменения позволяют спрогнозировать  прибыльность отраслей, в которых  работает или планирует работать компания. От состояния отрасли зависит  очень многое: сильные компании в  непривлекательных отраслях порой  с трудом добиваются удовлетворительного  уровня прибыльности, в то время, как  даже относительно слабые компании в  привлекательных отраслях демонстрируют  отличные результаты.

В рамках данной темы будут  рассматриваться только чисто отраслевые характеристики, конкурентный анализ более подробно будет рассмотрен далее. Пока же определим все ключевые факторы, используемые в отраслевом анализе  (Таблица 1).

Таблица 1.Ключевые факторы  отраслевого анализа конкуренции.

 

 

 

Глава 2 Основные экономические характеристики отрасли

Анализ отрасли начинается с изучения основных экономических характеристик:

  • Размер рынка (суммарный годовой объем продаж компаний, работающих в отрасли).
  • Темп роста рынка (изменение совокупного годового объема продаж в отрасли в процентах).
  • Масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, мультинациональный, глобальный).Если компании, работающие в отрасли, осуществляют свою деятельность в рамках определенных населенных пунктов, то масштаб конкуренции в ней считается локальным, в пределах определенного географического региона — региональным, в рамках национального рынка одной страны — национальным, на нескольких внешних рынках — мультинациональным, на рынках большинства (всех) стран — глобальным.
  • Стадия жизненного цикла отрасли (зарождение, рост, зрелость, упадок).

Зарождение — это период возникновения отрасли в результате осознания предпринимателями существования некоторой неудовлетворенной рыночной потребности или путем развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных потребностей покупателей.

Рост — это период развития отрасли, характеризующийся повышением спроса на продукцию работающих в ней компаний и увеличением числа конкурентов.

Зрелость — это период развития отрасли, характеризующийся полным насыщением рынка.

Упадок — это период развития отрасли, характеризующийся постепенной потерей у покупателей интереса к продукции либо потому, что появляются новые и более качественные ее заменители, либо потому, что меняются потребительские предпочтения и вкусы.

  • Количество конкурентов и их относительные размеры (множество мелких компаний или немного крупных, их производственные мощности и доли рынка).
  • Степень вертикальной интеграции основных конкурентов и ее направление по технологической цепочке («назад» или «вперед»).

Вертикальная  интеграция - это расширение сферы деятельности компании внутри уже освоенной отрасли.

Вертикальная  интеграция «назад» - это расширение сферы деятельности компании внутри отрасли по направлению к поставщикам.

Вертикальная  интеграция «вперед» - это расширение сферы деятельности компании внутри отрасли по направлению к покупателям.

  • Количество покупателей, в том числе промышленных, и их относительные размеры.
  • Каналы распространения продукции. Это совокупность организаций, участвующих в процессе продвижения товара или услуги от производителя к потребителю, который использует этот товар или услугу либо непосредственно, либо для производства на их основе других товаров или услуг.
  • Скорость технологических изменений в производстве и темпы разработки инновационных товаров (количество изменений в технологии производства и предложенных новых товаров за период).
  • Степень дифференциации товаров или услуг компаний-конкурентов (высокая, слабая, отсутствует).Дифференциация - это значимые и ценные с точки зрения потребителя отличия в товарах (услугах), предлагаемых компаниями - конкурентами.
  • Возможность экономии на масштабе в различных сферах деятельности (снабжении, производстве, транспортировке, маркетинге и т.д.).Экономия на масштабе - это сокращение удельных издержек компании с ростом масштабов деятельности.
  • Наличие эффекта обучаемости (значительный, незначительный, отсутствует).Эффект обучаемости заключается в снижении издержек на единицу продукции по мере роста кумулятивного объема выпуска продукции в результате накопления производственного опыта (повышения эффективности и совершенствования организации труда, создания более технологичных модификаций продукции, замены оборудования, совершенствования конструкции узлов и комплектующих, позволяющего сократить время сборки и т.д.).
  • Степень загрузки производственных мощностей (полная, недостаток мощностей, излишек мощностей).
  • Входные барьеры (высокие, незначительные).Это факторы, препятствующие проникновению в отрасль новых конкурентов.
  • Прибыльность отрасли (выше или ниже средней по экономике).

Влияние некоторых экономических  характеристик отрасли на стратегии  действующих в ней компаний представлено в таблице 2 .

 

 

 

Таблица 2.Примеры стратегического значения экономических характеристик отрасли

Характеристики

Стратегическое значение

Размер рынка  

Маленькие рынки менее  привлекательны для компаний, чем  большие 

Темп роста рынка  

Быстрорастущие рынки  привлекают новых конкурентов, замедление темпов роста рынка усиливает  конкуренцию и приводит к вытеснению слабых компаний

Степень вертикальной интеграции  

Увеличивает требования к  стартовому капиталу, влияет на характер конкуренции и уровень издержек производства у сильно и слабо  интегрированных компаний

Быстрое изменение технологии  

Повышает риск вхождения  в отрасль, т.к. оборудование и механизмы  часто устаревают до того, как полностью  амортизируются

Быстрое совершенствование  продукции  

Сокращает жизненный цикл товара (услуги), увеличивает риск ввиду  опасности быстрого выведения на рынок новых моделей товара конкурентами

Степень дифференциации продукции   

Чем ниже дифференциация, тем  сильнее давление покупателей, поскольку  им легче перейти от одного производителя  к другому 

Возможность экономии на масштабе  

Увеличивает объем производства и долю рынка, необходимые для  обеспечения конкурентоспособного уровня издержек на единицу продукции 

Степень загрузки производственных мощностей  

Излишек производственных мощностей  в отрасли приводит к падению  цен и доходов компании. Недостаток мощностей — к росту обоих  показателей 

Входные барьеры  

Высокие входные барьеры  уменьшают вероятность появления  в отрасли новых конкурентов 

Прибыльность отрасли   

Высокоприбыльные отрасли  привлекают на рынок новые компании, низкоприбыльные стимулируют уход компаний в другие отрасли


 

Глава 3 Движущие силы конкуренции

Экономические характеристики отрасли и структура конкуренции -очень важные показатели, но они ничего не сообщают о динамике внешней среды. В каждой отрасли свои тенденции развития и свои особенности. Теория жизненного цикла отрасли помогает понять эти изменения, но одной ее недостаточно. Стадии жизненного цикла (зарождение, рост, зрелость, упадок) определяют темп роста отрасли. Однако ситуация и конкуренция в отрасли меняются не только в связи с переходом на новую стадию цикла, но и под влиянием движущих сил. Движущие силы конкуренции - это факторы, вызывающие значительные изменения в отрасли и вынуждающие работающие в ней организации корректировать свои действия.

Анализ движущих сил конкуренции  производится в два этапа:

1) выявление движущих  сил;

2) определение степени  их влияния на отрасль.

Наиболее значимые из действующих  сегодня движущих сил конкуренции:

  • Развитие интернета и электронной коммерции - уничтожает границы между отраслями, усиливает конкуренцию, кардинально меняет существующие методы ведения бизнеса.
  • Изменения долгосрочных экономических тенденций отрасли - важный фактор, влияющий на соотношение спроса и предложения, на условия вхождения и выхода с рынка, на характер и интенсивность конкуренции. Устойчивый рост спроса привлекает на рынок новые компании и усиливает конкуренцию. На сужающемся рынке ожесточается борьба за его долю, вызывая приобретения и слияния, в результате чего происходит консолидация отрасли при уменьшении количества ее участников. Некоторые компании уходят с рынка, а оставшиеся вынуждены закрывать менее эффективные производства и сокращать выпуск продукции.
  • Изменения в составе потребителей, появление новых способов использования товара меняют характер конкуренции, поскольку изменяется ассортимент товаров и услуг, изменяются прежние и появляются новые системы сбыта, возникают новые методы продвижения и продаж. Например, благодаря появлению интернета появилась возможность электронных покупок, электронных операций с ценными бумагами, услуг электронной почты, размещения информации в электронном виде и т.д.
  • Внедрение новых товаров расширяет клиентскую базу, дает новый импульс развитию отрасли и приводит к расширению ассортимента товаров конкурирующих компаний. Удачный новый товар укрепляет позиции его создателей и ослабляет позиции отстающих в инновационной деятельности.
  • Развитие технологий влияет на ситуацию в отрасли через создание возможностей для производства новых и более качественных товаров при меньших издержках и открывает новые перспективы для отрасли в целом.
  • Маркетинговые инновации повышают интерес к товарам компании, увеличивают спрос на них в масштабах всей отрасли и снижают себестоимость единицы продукции, что ослабляет позиции конкурентов и заставляет их корректировать свои стратегии.
  • Выход на рынок или уход с него крупных фирм меняет расстановку сил среди компаний отрасли и характер конкуренции. Появление на рынке нового мощного конкурента всегда меняет условия конкуренции, будь то иностранная компания на рынке, где прежде доминировали местные фирмы, либо крупная местная компания, которая внедряется в другую отрасль за счет приобретения или создания предприятия. При этом меняется расстановка сил не только среди прежних соперников, но и характер конкуренции. То же самое происходит и при выходе из отрасли крупной компании: меняется структура конкуренции в отрасли, сокращается число лидеров (при улучшении позиций оставшихся компаний), обостряется борьба компаний за клиентов ушедшей с рынка.
  • Распространение прогрессивных «ноу-хау» происходит через публикации в специальных журналах и рекламных изданиях, при обмене опытом и передаче информации от поставщиков к потребителям, в результате перехода в другие фирмы квалифицированных специалистов, за счет продажи лицензий и покупки компаний, обладающих требуемыми технологиями или патентами. Распространение уменьшает конкурентное преимущество компаний-лидеров в новых технологиях.
  • Изменения в законодательстве и государственной политике - принятие новых законов, осуществление или отказ от государственного регулирования - является важнейшей движущей силой конкуренции во многих отраслях.
  • Изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни дает преимущество компаниям, которые быстро отзываются на происходящие изменения выпуском новых, соответствующих ожиданиям товаров.
  • Снижение неопределенности и риска для бизнеса. Новые растущие отрасли из-за отсутствия информации о структуре издержек, потенциальной емкости, наиболее эффективных каналах сбыта и целевых аудиториях привлекают самых предприимчивых и склонных к риску предпринимателей. В случае успеха и стабильного роста спроса в отрасль устремляются многочисленные более осторожные конкуренты.

Необходимо отметить, что  на отрасль оказывают влияние  многочисленные факторы, но лишь немногие (три или четыре) из них можно  классифицировать как движущие силы в том смысле, что именно они  определяют особенности развития данной отрасли. Таким образом, одной из целей анализа движущих сил является определение и отделение основных причин изменений в отрасли от второстепенных.

Анализ движущих сил конкуренции - необходимая предпосылка разработки эффективной стратегии. Только уяснив для себя, какие внешние факторы вызовут самые значительные изменения в бизнесе организации в ближайшее время, менеджеры смогут разработать стратегию, обеспечивающую адекватную реакцию на новые обстоятельства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе

Ключевые факторы успеха (КФУ) — это элементы, обеспечивающие успех организации; все, что способствует повышению прибыли. К числу КФУ  относятся:

  • удачная стратегия;
  • свойства товаров, определяющие выбор потребителями той или иной марки или того или иного производителя;
  • ресурсы и возможности, обеспечивающие компании победу в конкурентной борьбе;
  • профессиональный опыт, производительность, действия по достижению устойчивого конкурентного преимущества.

Например, к числу ключевых факторов успеха в производстве одежды относят модный дизайн и цвет моделей (стимулирует спрос потребителей), низкий уровень издержек, позволяющий устанавливать привлекательные цены и получать повышенный уровень прибыли. В производстве жестяной или алюминиевой тары роль КФУ играет расположение заводов: поскольку расходы на транспортировку пустых банок для переработки достаточно высоки, заводы по их производству должны находиться неподалеку от потребителей.

Выявление нескольких наиболее значимых ключевых факторов успеха компании с учетом существующих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции в ней - важнейшая аналитическая задача при разработке стратегии. Менеджеры организации должны достаточно хорошо знать свою отрасль, чтобы определить, что важно, а что второстепенно в конкурентной борьбе и какие виды ресурсов для этого требуются.

Неправильная оценка тех  или иных факторов успеха ведет к  выбору ошибочной стратегии и, напротив, правильное определение КФУ в  своей отрасли позволяет достичь  значительного преимущества перед  конкурентами и завоевать лучшую позицию на рынке.

Информация о работе Конкурентные преимущества современных компаний лидеров