Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:53, доклад
Система финансов - совокупность различных по взаимосвязи сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств. Финансовая система в РБ находится в стадии развития, в связи с чем могут происходить различные изменения, вызывающие различные экономические явления в хозяйственной системе государства. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Понятие государственного бюджета 6
1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9
1.3. Принципы бюджетного планирования 13
2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
2.1. Понятие доходов, их виды 14
2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15
2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 3
1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4
2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14
3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его
преодоления ........................................................................................................ 21
Заключение ............................................................................................................... 33
Список использованной литературы ..................................................................... 35
В законе на 2002 год расходы (4,2 трлн. руб.) превышали доходы на 344,7 млрд. руб. В 2002 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:
1. внутреннего финансирования - на 64 %;
2. внешнего финансирования - на 36 %.
Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.
Основными источниками покрытия дефицита на сегодняшний день являются долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам дефицит бюджета 2002 года.
Согласно закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год», республиканский бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме 6 598 593 841,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 6 104 593 841,0 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2003 год в сумме 494 000 000,0 тыс. рублей.
Законом
предусмотрено погашение
1. внутреннего финансирования - 251 413 193,5 тыс. руб., что составляет 51% от общей суммы дефицита;
2. внешнего финансирования - 242 586 806,5 тыс. руб. или 49%.
Причем,
31% дефицита был покрыт за счет долгосрочных
кредитов Национального Банка РБ
и 20% посредством выпуска
Согласно отчету «Об исполнении бюджета Республики Беларусь на 2004 год», республиканский бюджет на 2004 год был исполнен с профицитом в 21 млн.р.
Внутреннее финансирование -386303760,0(тыс.р):
-источники получаемые от Национального Банка РБ - -915,0(тыс.р);
-источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-278000000,0(тыс.р);
-прочие
источники внутреннего
-поступления
от реализации принадлежащего
государству имущества-
-изменение
остатков средств бюджнта-
Внешнее
финансирование-523696240,0(
-кредиты
Международных финансовых
-кредиты
правительств иностранных
-прочие
источники внешнего
финансирования-711879379,0(
Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).
Внутреннее финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):
-источники получаемые от Национального Банка РБ - -890,0 (тыс.р);
-источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-500 000 000,0 (тыс.р);
-прочие
источники внутреннего
-поступления
от реализации принадлежащего
государству имущества-1 200
-изменение остатков средств бюджета-13 781 399,0 (тыс.р).
Внешнее финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):
-кредиты
Международных финансовых
-кредиты
правительств иностранных
-прочие источники внешнего финансирования-920 492 141,0 (тыс.р).
Эти данные свидетельствуют о том, что в Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.
Это означает
необходимость в дальнейшем развития
инфраструктуры фондового рынка, главным
образом за счет активизации работы
таких финансовых институтов, как
центральный депозитарий и
Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.
Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:
1. Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета.
2. Дальнейшее
развитие и укрепление
3. Расширение
круга плательщиков, осуществляемое
одновременно с улучшением
4. Развитие
территориально-регионального
5. Оптимизацию
объема и реструктуризацию
6. В
целях изыскания
7. Обоснованное
принятие новых социальных
8. Совершенствование
планирования и развитие
9. Корректировка
трансфертной политики, предполагающая
уменьшение трансфертных
10. Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.
11. Составление
бюджета на многовариантной
12. Развитие
рынка государственных ценных
бумаг, что позволит
13. Принятие
мер, направленных на
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие не всегда свидетельствует об отрицательных моментах в экономической жизни страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.
Однако чаще всего, как это не печально, дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы.
С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого его размера, то есть 2-3% . Как видно из работы, дефицит государственного бюджета Республики Беларусь несколько раз приближался к данным показателям, и были случаи, когда наблюдалось превышение над допустимыми нормами дефицита. Это означает необходимость анализа причин, которые порождают дефицит, и разработки мер по его сокращению.
Основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.
Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.
Необходимо отметить, что политика в области финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
В этой связи дальнейшее развитие получит инфраструктура фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие мер по повышению привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке.
В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную финансовую политику, задействовать весь механизм государственного регулирования и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.
В целом,
не вдаваясь в детали, следует только
отметить, что беспрецедентное для
Беларуси снижение реального дефицита
бюджета возможно только при глубоком
реформировании экономики. В первую
очередь инструментальных преобразований,
затрагивающих вопросы самофинансирования
предприятий и отказа от разорительных
государственных программ в сфере жилищного
хозяйства и поддержки АПК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь