Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:53, доклад

Краткое описание

Система финансов - совокупность различных по взаимосвязи сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств. Финансовая система в РБ находится в стадии развития, в связи с чем могут происходить различные изменения, вызывающие различные экономические явления в хозяйственной системе государства. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1. Понятие государственного бюджета 6

1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9

1.3. Принципы бюджетного планирования 13

2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

2.1. Понятие доходов, их виды 14

2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15

2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..................................................................................................................... 3

1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4

2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14

3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его

преодоления ........................................................................................................ 21

Заключение ............................................................................................................... 33

Список использованной литературы ..................................................................... 35

Файлы: 1 файл

Госбюджет РБ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

- накопление  в коммерческих банках, отделившихся  на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Национального банка;

- отдельные  операции, связанные с государственным  долгом, а также финансирование  Центральным Банком убытков от  мероприятий по стабилизации  обменного курса валюты, беспроцентных  и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

Характеризуя  виды бюджетных дефицитов, стоит  упомянуть, что в теории различают  активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате увеличения государственных расходов при снижении налогов, второй - в связи с сокращением  государственных доходов в результате падения экономической активности.  

Существует  три основных способа  финансирования дефицита госбюджета:

- монетизация  бюджетного дефицита;

- внешнее  долговое финансирование;

- внутреннее  долговое финансирование.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего  банковского финансирования) нередко  возникает сеньораж - доход государства  от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает  так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками  сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что  характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается  менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров  на внутреннем рынке увеличивается  в той мере, в какой внешние  займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей  степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее  будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным  вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

  • удается организовать концессионное финансирование;
  • на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  • торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  • первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
  • первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить  качество самого дефицита, которое  может быть весьма различным.

Так, основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три группы:

1. Дефицит  может быть связан с необходимостью  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики.  В этом случае дефицит отражает  не кризисное течение общественных  процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2. Дефициты  возникают в результате чрезвычайных  обстоятельств (войны, крупные  стихийные бедствия и т.п.), когда  обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.

3. Дефицит  может отражать кризисные явления  в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. Хочется также отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

2. ВИДЫ И СПОСОБЫ  ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

Функционирование  государственного сектора в экономике  находит свое концентрированное  выражение в бюджетно-налоговой  системе, обобщающим показателем состояния  которой является сальдо государственного бюджета. Характерной чертой государственного бюджета практически всех современных экономик, в том числе и переходных, является его несбалансированность, то есть наличие дефицита или, значительно реже, излишка. Несбалансированность государственного бюджета связана с разрывом между государственными доходами и расходами.

Различным стратегиям бюджетно-налоговой политики соответствуют различные типы бюджетных  дефицитов или излишков. Изменение  величины сальдо государственного бюджета  может происходить как на основе действия так называемых «встроенных стабилизаторов» экономики (циклический дефицит), так и при проведении дискреционной бюджетно-налоговой политики (структурный дефицит).

Если  государственные расходы дефицитного  бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, то это может привести к усилению инфляционных процессов, ухудшить состояние денежного обращения в стране, вызвать тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Такая практика давно и повсюду осуждается, хотя это не предотвращает стремления государства покрывать свой долг обесцениванием денег.

Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета могут выступать кредиты, полученные от кредитных организаций  в национальной валюте; государственные  займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; бюджетные ссуды и некоторые др.

Наиболее  цивилизованная форма заимствования  государством средств считается  выпуск государственных займов. В  ходе их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Вопрос о том, за счет каких источников государство мобилизует необходимые ему ресурсы, имеет важнейшее значение для состояния денежного обращения и функционирования экономики в целом. Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов по государственному долгу является одной из основных расходных статей бюджета.

Таким образом, размещение государственной  задолженности в частном секторе  способствует в свою очередь дальнейшему  увеличению бюджетных расходов. Также необходимо принять во внимание то, что когда правительство выходит в качестве заемщика на рынок ссудных капиталов, то это ощутимо сказывается на соотношении спроса и предложения денежных ресурсов. Происходит значительное повышение процентных ставок, в результате чего ухудшаются общие условия финансирования капитальных вложений, и происходит своеобразное «вытеснение» части инвестиций с денежного рынка. По этой же причине возможно и сокращение части потребительских расходов, финансируемых за счет кредита.

Однако государство может размещать свои обязательства не только в частном секторе, но и учитывать их в центральном банке, который под эти обязательства выпускает дополнительную денежную массу, не связанную с увеличением реальной товарной массы, то здесь финансирование бюджета начинает раздувать инфляцию и расстраивать денежное обращение.

Внешние источники финансирования обычно представлены государственными займами, осуществляемыми  в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг; кредитами правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте. В результате использования этих средств возникает внешний государственный долг, который представляет собой задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Экономические последствия государственного долга следующие:

1. необходимостью обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

2. долг  приводит, в определенной мере, к  вытеснению частного капитала, что  может ограничить дальнейший  рост экономики;

3. увеличение  налогов для оплаты государственного  долга выступает в качестве  антистимула экономической активности;

4. когда  правительство берет заем на  рынке капиталов для рефинансирования  или уплаты процентов по государственному  долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности;

5. рост  внешнего долга, безусловно, подрывает  международный авторитет страны;

6. чисто  психологический эффект - с ростом  государственного долга усиливается  неуверенность населения страны в завтрашнем дне. [8, с. 17]

Таким образом, управление государственным  долгом становится целой наукой, которая  включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ  перед другими и не является полностью  неинфляционным. Однако более предпочтительны  в этом отношении различные формы  государственного кредита.

Какой бы способ финансирования дефицита государственного бюджета не применялся, его рост при прочих равных условиях будет  повышать равновесный уровень норм процента и снижать темпы экономического роста, одновременно внося структурные изменения в объем производства и, вытесняя из него некоторую долю инвестиций. На краткосрочном временном интервале увеличение дефицита бюджета, возможно, будет стимулировать рост реального объема производства. Однако на долгосрочных временных интервалах, этот процесс вызовет повышение равновесного уровня цен.

3. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ И ПУТИ  ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь