Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель заключается в выявлении теоретических основ государственного бюджета, а также проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4
1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе………………5
1.1 Государственный бюджет, его функции и значение в формировании централизованных денежных фондов государства…………………………..5
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности………14
2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь………………………………………………………………………....14
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы…………………………17
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь……………………………….……………...25
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе………………………………………..….25
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………..………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……

Файлы: 1 файл

курсовая основная.docx

— 95.65 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической политики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

 

на тему: Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

 

 

 

Студент

 

 

 

 

Руководитель                                         

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 31 с., 1 табл., 13 источников, 3 прил.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ДЕФИЦИТ, ПРОФИЦИТ, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Объект исследования – государственный бюджет.

Предмет исследования – особенности сбалансированности государственного бюджета Республики Беларусь.

Цель работы: выявить теоретические основы государственного бюджета, а также провести исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию государственного бюджета и его сбалансированности, изучен опыт бюджетной политики и ее эффективность, исследована динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь, рассмотрены основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

 

 

 

 

_________________

(подпись  студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4

1 Государственный бюджет и его  роль в финансовой системе………………5

1.1 Государственный бюджет, его функции  и значение в формировании  централизованных денежных фондов  государства…………………………..5

1.2 Структура доходов и расходов  госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8

1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11

2 Государственный бюджет Республики  Беларусь и его особенности………14

2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм  формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики  Беларусь………………………………………………………………………....14

2.2 Динамика и структура доходной  и расходной части консолидированного  бюджета Республики Беларусь  за 2005-2010 годы…………………………17

2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного  бюджета Республики Беларусь  за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23

3 Особенности и основные направления  совершенствования бюджетной политики  Республики Беларусь……………………………….……………...25

3.1 Эффективность бюджетной политики  Республики Беларусь и ее особенности  на современном этапе………………………………………..….25

3.2 Основные направления совершенствования  бюджетной политики Республики  Беларусь………………………………………..………………....28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….…31

ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………32

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы……………………………..…………………………………………….34

ПРИЛОЖЕНИЕ В Консолидированный бюджет РБ….………………………37

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.  Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

 Бюджетная система, как действенный  механизм финансовой политики  государства, оказывает активное  влияние на эффективность общественного  производства, рост производительности  труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном  хозяйстве Он широко используется  в решении главной экономической  задачи - повышении благосостояния, является основным источником  формирования общественных фондов  потребления и содержания организаций  непроизводственной сферы. Отсюда  возникает задача изучения роли  бюджета в решении многих экономических  и социальных задач развития  общества.

Особенно важно на сегодняшний день является создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические реалии во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.                         

Основная цель заключается в выявлении теоретических основ государственного бюджета, а также проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь.                                                                         

Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:

  • изучить особенности формирования государственного бюджета;
  • рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;
  • охарактеризовать суть государственного дефицита и профицита.

 

 

 

 

 

1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе

1.1 Государственный бюджет, его  функции и значение в формировании  централизованных денежных фондов  государства

Понятие «бюджета» многогранно. Это объясняется тем, что он рассматривается как экономическая категория, как основной финансовый план государства, как централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмента государственного регулирования, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Прототипом бюджета в средние века была смета доходов  и расходов государя, которая отражала, по сути, государственные расходы и доходы.

Термин «бюджет» (от англ. budget) обозначал мешок, в котором хранилась бумага с законопроектом, утверждавшем субсидию английскому королю в XVI-XVII вв. С конца XVII в. бюджетам стал называться утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. В современном виде он появился в первой четверти XIX в.                                                   Государственный бюджет – это совокупность денежных доходов и расходов государства в течение определенного периода времени (финансового года). Он выражает финансовые отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов государства. Государство пополняет бюджет и распоряжается имеющимися средствами на плановой основе. Поэтому бюджет – это план государственного хозяйства, находящий свое выражение в форме росписи государственных расходов и доходов, который предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Содержание и структура бюджета зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов – преобладающая форма собственности, порядок распределения валового продукта, природные, социальные, национальные особенности страны. Среди субъективных – государственное устройство, политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация и др. Государственный бюджет ежегодно рассматривается и утверждается парламентом как коллективным представителем налогоплательщиков. Принятый закон о бюджете является правовым  основанием, по которому государство собирает доходы и производит расходы в текущем финансовом году. Бюджетная система страны представляет собой совокупность всех видов бюджетов, действующих на ее территории.  Организация бюджетной системы и принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство страны. Количество звеньев бюджетной системы страны определяется ее административно-территориальным делением.

В унитарных государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит  из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), региональные бюджеты (бюджеты членов федерации), местные бюджеты.

Содержание функций бюджета, формы и методы их реализации во многом зависят от типа экономической формации. В рыночной экономике на развитие экономических отношений воздействует рынок, поэтому распределение ВВП между участниками воспроизводства характеризуется стоимостными пропорциями. Государство воздействует на эти процессы экономическими методами, устанавливая приоритеты в хозяйственной и социальных сферах. Соответствующую направленность получают и функции основного централизованного финансового фонда государства – бюджета.  

Функции бюджета:

  • распределительная;
  • регулирующая;
  • контрольная;
  • финансирование социальной сферы;

Благодаря распределительной функции происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между отраслями народного хозяйства, материальной и социально-культурными сферами. Регулирующая функция бюджета посредством косвенных и прямых методов влияет на формирование доходной и расходной частей бюджета.                   

К косвенным методам следует отнести налоги, субсидирование, выдачу беспроцентных или льготных кредитов. Налоги, которые в обязательном порядке взимаются с доходов юридических и физических лиц, регулируют рентабельность отдельных видов товаров, услуг и работ. Эти суммы концентрируются в бюджете и используются на общегосударственные нужды. Метод выдачи субсидий применяется лишь в отдельных отраслях (жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве, транспорте ит.п.) для выравнивания экономический условий деятельности предприятий. Льготные кредитование направлено на расширение источников финансирования жилищного строительства, венчурного капитала и др.                           Прямые методы выражаются в непосредственном бюджетном финансировании социальной сферы, наукоемких отраслей, фундаментальных научных исследований, крупных программ в области экологии, а также в финансовой поддержке малого бизнеса. На обеспечение бесплатного медицинского обслуживания, определенного уровня образования, содержание нетрудоспособных граждан, поддержку многих других социальных и культурных мероприятий направляется значительная часть государственного бюджета. За счет него финансируется содержание административных органов управления, которые регулируют экономические и социальные процессы, обеспечивают безопасность страны. В этом заключается функция финансирования социальной сферы.                       Учитывая особое значение государственного бюджета в развитии экономики и повышения социального и культурного уровня населения, государство придает ему силу закона посредством утверждения его объема и структуры на соответствующий период. В процессе составления и исполнения бюджета осуществляется постоянный контроль за своевременной и полной мобилизацией всех источников поступлений, а также за рациональным расходованием бюджетных ресурсов. Эта функция возложена на все органы управления, налоговые службы, финансовые структуры и непосредственных распорядителей кредитов. Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Они предназначены для реализации целей и задач бюджетной политики, обеспечения функционального взаимодействия бюджетов всех уровней.

 

1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции

 

В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства.                                                                                    Государственные доходы - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Государственные доходы подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы включают поступления от уплаты налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве. Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся доходы от эксплуатации государственной собственности и доходы от ее продажи (приватизации), а также поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Кроме того, к неналоговым доходам относятся различного рода штрафы, поступления от реализации конфискованного, переданного в дар государству или иного имущества. Источники доходов бюджета отличаются многообразием и группируются по ряду классификационных критериев.        По методу аккумуляции доходов:

  • обязательные платежи (налоги, сборы);
  • необязательные платежи (займы, пожертвования, лотерейные доходы и др.) 

По типу плательщика:

  • юридические лица;
  • физические лица.           По источнику доходов:
  • прибыль, доход хозяйствующих субъектов;
  • имущество субъектов хозяйствования, граждан и государства;
  • личные доходы граждан;
  • штрафы, удержания.                             По характеру поступления платежей:
  • текущие (безвозмездные потоки средств, поступающие в виде налогов и сборов, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической деятельности);
  • капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты и т.п.).                                 По территориальной принадлежности:
  • доходы республиканского значения;
  • доходы местных бюджетов.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь