Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель заключается в выявлении теоретических основ государственного бюджета, а также проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4
1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе………………5
1.1 Государственный бюджет, его функции и значение в формировании централизованных денежных фондов государства…………………………..5
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности………14
2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь………………………………………………………………………....14
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы…………………………17
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь……………………………….……………...25
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе………………………………………..….25
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………..………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……

Файлы: 1 файл

курсовая основная.docx

— 95.65 Кб (Скачать)

Для выполнения конкретных функций, реализация которых возложена на отдельные органы власти, осуществляется распределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней в соответствии с принципами построения и организации бюджетной системы. Этот процесс регулируется Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (бюджетный) финансовый год.

При распределении доходов учитывается выполнение следующих основных задач:

  • сбалансирование всех бюджетов, т.е. покрытие предполагаемых расходов конкретными источниками их финансирования;
  • обеспечение своевременного поступления доходов в течение планируемого периода с учетом периодичности расходования бюджетных средств;
  • стимулирование материальной заинтересованности в мобилизации местных и общегосударственных доходов.

При распределении расходов между отдельными звеньями бюджетной системы решаются следующие задачи:

  • финансирование общереспубликанских программ по реализации важнейших государственных функций, связанных с развитием экономики, повышением жизненного и культурного уровня населения, обеспечением безопасности страны и другими мероприятиями общегосударственного значения;
  • выполнение функций местных органов власти, способствующих развитию местного хозяйства и территориальной инфраструктуры, удовлетворению социально-культурных потребностей населения;
  • укрепление самостоятельности всех видов бюджетов посредством предоставления дотаций и регулирующих доходов.

Перераспределение расходов между бюджетами осуществляется в целях рационального сочетания общегосударственных интересов регионов, а также отдельных членов общества. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. В Республике Беларусь, являющийся унитарным государством, бюджетная система включает два уровня: республиканский и местные бюджеты.  

Республиканский бюджет, который признан главным звеном бюджетной системы государства, сосредотачивает немногим больше половины консолидированного бюджета. Его расходы обеспечивают финансирование следующих направлений:

  • общереспубликанских программ, связанных с динамичным и инновационным развитием экономики;
  • внешнеэкономической деятельности, обслуживания государственного долга;
  • социальной политики;
  • органов государственной власти и управления, юридических служб;
  • общегосударственных резервов;
  • обороны страны;
  • других программ и мероприятий общегосударственного значения.

К местным бюджетам республики относятся бюджеты областей, в том числе областные, городов областного подчинения и бюджеты районов (первичные). Последние классифицируются на бюджеты районные, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы

 

В 2005 году в консолидированный бюджет поступило 30 825 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23 413,6 млрд. рублей.

Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.

В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%.

Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31 257 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24 463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26% [приложение В].

 

Государственная политика страны в плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества. Для бюджета была характерна, в первую очередь, социальная направленность его расходов – значительные бюджетные средства направлялись на развитие здравоохранения, образования, культуры и другие расходы социального характера.

Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета.

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году сложились на 50% из расходов республиканского бюджета и 50% - расходов местных бюджетов.

В 2006 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.

В 2006 году в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38 391 млрд. рублей доходов с учетом ФСЗН или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%.

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2006 год энергетичность доходов составила 1,06, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу.

В 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли в 2,3 раза по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности. 

Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37 256 млрд. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за 2005 год. Расходы бюджета в 2006 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы составили 6 528 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2005 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2005 году до 17,5% в 2006 году. Это позволило увеличить среднемесячную заработную плату работников бюджетной сферы до 536,3 тыс. рублей, или на 15,3% в реальном выражении по сравнению с 2005 годом.

В 2006 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2005 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.

Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2006 году по сравнению с 2005 годом выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги, на здравоохранение.

За 2007 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов ФСЗН или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость.

Анализ поступлений доходов свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 48,4% в 2006 году до 50% в 2007 году, что в значительной степени обусловлено введением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и расширением налогооблагаемых баз. В 2007 году налоговые доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению с 2006 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов на государственное социальное страхование в ВВП сократилась.

Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 627 млрд. рублей. В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,9% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы – на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%. Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37,1% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16,1% и "Транспорт" – 6,9%. Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9,1%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.

В 2008 году в консолидированный бюджет поступило 65 663 млрд. рублей доходов с учетом доходов ФСЗН или 85,2% годового плана. В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за 2007 год. 

Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Расчеты показывают, что за 2008 год динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу.

Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета.

Расходы консолидированного бюджета в 2008 году профинансированы в сумме 63 811 млрд. рублей. В 2008 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 808 млрд. рублей доходов с учетом доходов ФСЗН. В реальном выражении это на 15,4% меньше, чем за 2008 год.

Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь