Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 12:08, курсовая работа
Основная цель заключается в выявлении теоретических основ государственного бюджета, а также проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета;
ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………4
1 Государственный бюджет и его роль в финансовой системе………………5
1.1 Государственный бюджет, его функции и значение в формировании централизованных денежных фондов государства…………………………..5
1.2 Структура доходов и расходов госбюджета в рыночной экономике. Основные бюджетные пропорции……………………………………..………8
1.3 Проблемы сбалансированности госбюджета: бюджетный дефицит и профицит. Основные концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……….……………………………….…11
2 Государственный бюджет Республики Беларусь и его особенности………14
2.1 Республиканские и местные бюджеты: функции, принципы и механизм формирования доходов и расходов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь………………………………………………………………………....14
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы…………………………17
2.3 Динамики дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы. Причины дефицита и способы его финансирования……………………………………………………………..….23
3 Особенности и основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь……………………………….……………...25
3.1 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе………………………………………..….25
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………..………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……
Для выполнения конкретных функций, реализация которых возложена на отдельные органы власти, осуществляется распределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней в соответствии с принципами построения и организации бюджетной системы. Этот процесс регулируется Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (бюджетный) финансовый год.
При распределении доходов учитывается выполнение следующих основных задач:
При распределении расходов между отдельными звеньями бюджетной системы решаются следующие задачи:
Перераспределение расходов между бюджетами осуществляется в целях рационального сочетания общегосударственных интересов регионов, а также отдельных членов общества. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. В Республике Беларусь, являющийся унитарным государством, бюджетная система включает два уровня: республиканский и местные бюджеты.
Республиканский бюджет, который признан главным звеном бюджетной системы государства, сосредотачивает немногим больше половины консолидированного бюджета. Его расходы обеспечивают финансирование следующих направлений:
К местным бюджетам республики относятся бюджеты областей, в том числе областные, городов областного подчинения и бюджеты районов (первичные). Последние классифицируются на бюджеты районные, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.
2.2 Динамика и структура доходной и расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2010 годы
В 2005 году в консолидированный бюджет поступило 30 825 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23 413,6 млрд. рублей.
Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.
В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%.
Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31 257 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24 463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26% [приложение В].
Государственная политика страны в плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества. Для бюджета была характерна, в первую очередь, социальная направленность его расходов – значительные бюджетные средства направлялись на развитие здравоохранения, образования, культуры и другие расходы социального характера.
Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году сложились на 50% из расходов республиканского бюджета и 50% - расходов местных бюджетов.
В 2006 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.
В 2006 году в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38 391 млрд. рублей доходов с учетом ФСЗН или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2006 год энергетичность доходов составила 1,06, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу.
В 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли в 2,3 раза по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.
Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37 256 млрд. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за 2005 год. Расходы бюджета в 2006 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы составили 6 528 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2005 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2005 году до 17,5% в 2006 году. Это позволило увеличить среднемесячную заработную плату работников бюджетной сферы до 536,3 тыс. рублей, или на 15,3% в реальном выражении по сравнению с 2005 годом.
В 2006 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2005 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.
Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2006 году по сравнению с 2005 годом выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги, на здравоохранение.
За 2007 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов ФСЗН или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость.
Анализ поступлений доходов свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 48,4% в 2006 году до 50% в 2007 году, что в значительной степени обусловлено введением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и расширением налогооблагаемых баз. В 2007 году налоговые доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению с 2006 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов на государственное социальное страхование в ВВП сократилась.
Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 627 млрд. рублей. В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,9% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы – на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%. Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37,1% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16,1% и "Транспорт" – 6,9%. Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9,1%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.
В 2008 году в консолидированный бюджет поступило 65 663 млрд. рублей доходов с учетом доходов ФСЗН или 85,2% годового плана. В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за 2007 год.
Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Расчеты показывают, что за 2008 год динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета.
Расходы консолидированного бюджета в 2008 году профинансированы в сумме 63 811 млрд. рублей. В 2008 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 808 млрд. рублей доходов с учетом доходов ФСЗН. В реальном выражении это на 15,4% меньше, чем за 2008 год.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.