Государственный бюджет Республики Беларусь: структура, принципы построения, бюджетная классификация и проблема сбалансированности бюдже

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Оглавление

Введение
1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономики….
2 Функции государственного бюджета………………………………….
3 Структура и принципы построения…………………………………..
4 Формирование доходной и расходной части бюджета
4.1 Понятие доходов, их виды
4.2 Формирование доходной и расходной части бюджета
4.3 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
5 Доходы и расходы государственного бюджета
5.1 Республиканский бюджет
5.2 Местные бюджеты
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курсач 12.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный  экономический

университет»

 

Бобруйский филиал

 

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Государственный бюджет Республики Беларусь: структура, принципы построения, бюджетная классификация и проблема сбалансированности бюджета.

 

 

 

 

Студент

2 курса, БУЗ- 101 ССО                                                             Е.В. Аноп

 

 

 

Руководитель

(звание)                                                                                                      П.П. Петров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОБРУЙСК 2011


 

РЕФЕРАТ

 

 

 

Курсовая работа: 32 с., 21 источник, 3 прил.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ  ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ.

Объект исследования: государственный  бюджет страны.

В работе проведен анализ понятия  государственного бюджета и бюджетного регулирования, а также особенностей и направлений бюджетной политики в Республике Беларусь на современном  этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

При выполнении работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания, исторический метод, логический метод.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает исследуемый объект, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции.

 

                                                                                                        _____________________

                                                                                          (подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономики….

2 Функции государственного бюджета………………………………….

3 Структура и принципы построения…………………………………..

4 Формирование доходной и расходной части бюджета

4.1 Понятие доходов, их виды

4.2 Формирование доходной и расходной части бюджета

4.3 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов

5 Доходы и расходы государственного бюджета

5.1 Республиканский бюджет

5.2 Местные бюджеты

Заключение

Список использованных источников

Приложение А 

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Государство использует бюджет для  регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов.

Велика роль бюджета  и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается  это в основном через перераспределение  бюджетной части национального  дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пенсий и пособий, индексации доходов.

Для благоприятного воздействия бюджета  на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам относятся: устойчивость денежного обращения в стране; наличие законодательных актов, определяющих четко рамки и содержание бюджетного процесса; обязанности, права и взаимоотношения его участников; наличие научного аппарата и другие.

Результативность государственного регулирования с помощью бюджета  может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов:

  • эффективности;
  • стабильности;
  • социальной справедливости.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в  основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

В структуре расходов по сравнению  с прошлым периодом происходит усиление социальной направленности бюджетных  ресурсов. Прямые расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и программы финансовой поддержки нетрудоспособных, малоимущих слоев населения, превышают 1/3 всех расходов. Но при этом ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание государственного долга и других непроизводительных расходов.

В своей работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики в законе о бюджете Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственный бюджет  и его роль в национальной  экономики

 

Государственный бюджет — важнейший  финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну

Бюджет является категорией сложной  и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов  и расходов бюджета. Доходы бюджета  отражают экономические отношения, возникающие у государства с  хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.

Сущность бюджета одинакова во всех странах мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.

В процессе финансово-экономических отношений формируется денежный фонд Правительства (республиканский или федеральный бюджет) и органов местного самоуправления (местные бюджетные фонды).

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как  он выступает в качестве бюджета  всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный  бюджет в сфере материального  производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании.

Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.

Обеспечивая финансовыми ресурсами  функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные  размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

Бюджетная политика является ядром  экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами. При  планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости.

Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Она является также результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.

Главными требованиями, предъявляемыми к бюджетной политике можно назвать:

1. Реалистичность.

2. Государственный бюджет должен олицетворять ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств.

3. Государственный бюджет должен быть действенным инструментом политики финансового оздоровления экономики, не допустить роста инфляционных ожиданий.

4. Необходимо акцентировать внимание  на увеличении доходов, причем  не за счет роста налогового  бремени, а за счет более  решительного осуществления мер  по легализации частнопредпринимательской  инициативы.

5. Цели бюджетной политики должны  быть максимально детализированы.

В условиях мирового финансового кризиса  в проектах бюджета многих стран  закладывались дефициты бюджета.

Дефицит государственного бюджета  не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться  с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

Снижение налогов при неизменных государственных расходах, с точки  зрения потребителя, думающего о  будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.

Ожидания налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняшнее  потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защищая  мера по поддержанию в будущем "привычного" уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумага, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.

Основные параметры бюджетной  политики на современном этапе состоят в следующем: удержать экономику от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.

Для укрепления денежного обращения  и финансового положения страны необходимо совершенствовать бюджетный механизм, обеспечить государственное регулирование денежной массы, дедолларизацию, приоритетное финансирование развития реального сектора экономики, совершенствование деятельности банковской системы; стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга. Основными задачами бюджетной политики являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь: структура, принципы построения, бюджетная классификация и проблема сбалансированности бюдже