Государственный бюджет Республики Беларусь: структура, принципы построения, бюджетная классификация и проблема сбалансированности бюдже

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Оглавление

Введение
1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономики….
2 Функции государственного бюджета………………………………….
3 Структура и принципы построения…………………………………..
4 Формирование доходной и расходной части бюджета
4.1 Понятие доходов, их виды
4.2 Формирование доходной и расходной части бюджета
4.3 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
5 Доходы и расходы государственного бюджета
5.1 Республиканский бюджет
5.2 Местные бюджеты
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курсач 12.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Привлечение средств из иностранных  источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

  1. удается организовать концессионное финансирование;
  2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
  5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга  увеличивает и долю государственных  расходов на его обслуживание, что  приводит к самовозрастанию и  бюджетного дефицита, и государственной  задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

  1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. внутреннее предложение относительно эластично;
  3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

Для РБ проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Исходя из вышесказанного, следует еще раз указать на ключевую роль дефицита бюджета в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

 

5 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

5.1 Республиканский бюджет

 

Центральным звеном бюджетной системы  Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих  общегосударственное значение в  области хозяйственного, культурного строительства и обороны. Через республиканский бюджет обеспечивается перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субсидии, субвенции при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

В доходы республиканского бюджета  включаются:

  • доходы государственных целевых бюджетных фондов;
  • доходы свободных экономических зон;
  • трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также иных поступлений, определенных законом о бюджете на очередной финансовый год. В 2008 году установлено, что доходы республиканского бюджета составляют 38 152 173 851 тыс. рублей и формируются за счет:

1. налоговых  доходов (за исключением средств,  формирующих местные бюджеты):

налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска;

налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным  лотереям;

налога на добавленную  стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);

других налогов  и сборов, взимаемых с выручки  от реализации товаров (работ, услуг);

акцизов;

налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям  иностранных государств;

патентных пошлин;

налога за использование природных ресурсов (экологического налога);

таможенных  пошлин и таможенных сборов;

государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с  законодательными актами Республики Беларусь;

2. взносов на  государственное социальное страхование;

3. неналоговых  доходов (за исключением средств,  формирующих местные бюджеты):

за пользование  денежными средствами республиканского бюджета, включая проценты по бюджетным  займам;

от дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской  собственности, и доходов от других форм участия в капитале;

арендной платы  от сдачи имущества, находящегося в  республиканской собственности, в  соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

средств, поступающих  в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства;

от реализации имущества, находящегося в республиканской  собственности (в том числе от продажи земельных участков, находящихся  в государственной собственности;

от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества  и кладов);

штрафов за совершение административных правонарушений;

возмещения  вреда;

безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций и физических лиц в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

прочих неналоговых  доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

4. Других доходов:

- части прибыли  Национального банка РБ (в размере  80 %);

- за пользование  банками денежными средствами  республиканского бюджета;

- по бюджетным  ссудам, займам;

- части прибыли  республиканских унитарных предприятий;

- от внешней  торговли и внешнеэкономических операций;

- от реализации  государственных материальных резервов  и других ценностей;

- от иных  поступлений.

5. Доходов свободных  экономических зон.

В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных  целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, а также средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Из республиканского бюджета финансируются:

  • капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
  • природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
  • мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
  • общегосударственные программы по социальной защите населения;
  • другие общегосударственные целевые программы,
  • затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
  • затраты на пополнение государственных запасов и резервов;
  • расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
  • национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
  • погашение кредитов банка, выданных для покрытия бюджетных расходов государственного долга, и оплата процентов по ним;
  • погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
  • расходы за счет резервных фондов;
  • выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, бюджетам областей и г. Минска;
  • другие расходы, предусматриваемые на очередной финансовый год.

В расходы республиканского бюджета  включаются также:

    • расходы целевых государственных бюджетных фондов;
    • расходы свободных экономических зон ,

5.2 Местные бюджеты

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты  делятся на:

    • бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты областного уровня.

Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных  единиц не включаются в бюджеты вышестоящих  административно-территориальных единиц.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, неналоговых доходов, других обязательных платежей и поступлений в соответствии с законодательством.

К собственным источникам доходов  местного бюджета относятся:

    • источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня;
    • дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядков исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

Регулирующие доходы ежегодно определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В местные бюджеты могут поступать  дотации, субвенции, субсидии, средства фондов финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.

В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим  законодательством.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь: структура, принципы построения, бюджетная классификация и проблема сбалансированности бюдже