Государственный бюджет Республики Беларусь: структура, принципы построения, бюджетная классификация и проблема сбалансированности бюдже

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Оглавление

Введение
1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономики….
2 Функции государственного бюджета………………………………….
3 Структура и принципы построения…………………………………..
4 Формирование доходной и расходной части бюджета
4.1 Понятие доходов, их виды
4.2 Формирование доходной и расходной части бюджета
4.3 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
5 Доходы и расходы государственного бюджета
5.1 Республиканский бюджет
5.2 Местные бюджеты
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курсач 12.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Основное назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ.

 

 

 

 

  2 Функции государственного бюджета

 

1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3 Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в  разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько  развиты процедуры участия граждан  и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

4. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения  страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики  и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Названные функции бюджета носят  объективный характер и имеют  место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

 

3 Структура и принципы построения

 

Для выполнения своих функций  государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств, финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

Бюджетная система государства  определяется государственным и  административно-территориальным делением. РБ — унитарное государство,  включающее области, города и районы, которые являются административно-территориальными единицами и каждая из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему.

Бюджетная система включает в себе бюджеты 2-х уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые содержат в себе самостоятельные звенья: областные, городские, районные бюджеты, бюджеты сельских и поселковых Советов депутатов. (Приложение А)

Эти бюджеты являются самостоятельными звеньями бюджетной системы. Однако для целей определения общего уровня доходов и расходов во всей бюджетной системе или в масштабах территории составляют консолидированные бюджеты, Консолидированные бюджеты –это совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Так, бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет РБ. Бюджеты регионов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.

Закон «О бюджетной системе РБ и  государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1997 г. № 192-3, вносит новый признак — территориальный уровень, в соответствии с которым местные бюджеты подразделяются на бюджеты: первичного уровня (сельские, поселковые, (городов районного подчинения)); базового уровня (районные и городские, (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня.

Закон РБ "О бюджетной системе  РБ и государственных внебюджетных фондах" , устанавливает следующие принципы:

1. Принцип — единства. Единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий уровень бюджетов для составления сводов бюджетов РБ, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней.

2. Принцип полноты  БС- все бюджетные фонды, образующиеся на территории РБ, зачисляются в соответствующие бюджеты; относительно расходов этот принцип означает, что все государственные расходы, финансируемые из основного централизованного денежного фонда государства, осуществляются через соответствующие бюджеты. Принцип полноты означает законность источников доходов и направлений расходов бюджета. Законодательство устанавливает, что финансы предприятий и др.юр.лиц не являются частью бюджета и не могут включаться в состав бюджетов органов государственной власти.

3. Принцип реальности  БС-реализуется:

а) реальность обеспечивается ее законодательным закреплением и не может быть изменена любым субъектом бюджетных отношений в одностороннем порядке.

Б) предусматриваемые в бюджете  показатели по доходам и расходам основаны на реальных возможностях экономики произвести определенный объем ВВП и НД.

В) за всеми бюджетами закрепляются реально существующие доходные источники  и те расходы, которые каждый бюджет финансирует в зависимости от своего места в БС.

Принцип реальности БС способствует достижению сбалансированности между доходами и расходами бюджета.

4. Принцип самостоятельности  БС- реализуется в силу того, что законодательство наделяет субъектов бюджетных отношений определенными правами и основным из них — правом на бюджет. Принцип самостоятельности обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.

Таким образом, республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней  являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжается соответствующий орган власти.

5.. Принцип гласности - обеспечивается через обязанность участвующих в бюджетном процессе субъектов делать это открыто, что достигается всесторонним обсуждением проектов бюджетов на будущий год. (трансляции по телевидению дебатов при обсуждении проектов на заседаниях Парламента, выступления в печати по поводу бюджета). Регулярно публикуется Закон о государственном бюджете на очередной бюджетный год, декреты Президента Республики Беларусь об уточнении показателей бюджета Республики Беларусь.

6. Принцип сбалансированности предусматривает взвешенное соотношение доходов и расходов бюджета.

 

 

4 ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

 

4.1 Понятие доходов, их виды

 

Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что  существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

Государственное имущество, общегосударственные  ресурсы. За пользование ими могут  взиматься плата, вноситься определенные взносы.

Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые  в виде различных налогов и сборов.

Привлеченные ресурсы в форме  государственных займов, доходов  от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым платежам относятся  такие виды налогов, как: - налог на добавленную стоимость; - акцизы; - налог на прибыль и доходы; - экологический налог; - налог на недвижимость; - таможенные экспортные и импортные пошлины; - чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.

К неналоговым доходам относятся доходы: - от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности; - от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба); - финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

 

 

4.2 Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь

 

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В доходах бюджета находят  выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.

В любом государственном  образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам  и расходам.  (Приложение Б).

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью  задач, решаемых государством на данном этапе развития, роль государства в экономике. Состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь: структура, принципы построения, бюджетная классификация и проблема сбалансированности бюдже