Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:55, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены основные функции и особенности государственного бюджета, методы и проблемы его сбалансирования, а также особенности бюджетной политики Республики Беларусь.
Введение
1. Государственный бюджет и его роль в национальной экономике
1.1.Понятие государственного бюджета, его особенности и функции
1.2.Бюджетная система. Республиканский и местные бюджеты
1.3. Роль государственного бюджета в регулировании социально-экономических процессов
2. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
3. Формы и методы бюджетного регулирования
3.1. Ежегодно сбалансированный бюджет
3.2. Циклически сбалансированный бюджет
3.3. Функциональное финансирование
4. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Доходы республиканского бюджета
Приложение 2. Расходы республиканского бюджета по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь по разделам и подразделам
Содержание
С
начала 90-х годов перед Республикой
Беларусь остро стала проблема реформирования
финансовой системы. Наша страна унаследовала
от Советского Союза административно-
Поэтому вслед за приобретением национального суверенитета в Республике Беларусь пришлось срочно создавать новую финансовую систему. Стали изменяться бюджетные функции и межбюджетные отношения. В бюджетной сфере стали заметны положительные изменения, прежде всего устойчивое выполнение бюджетных обязательств по выплатам населению, строительство жилья и социально значимых объектов, рост заработной платы в бюджетной сфере.
Вместе с тем имеется ряд проблем, важнейшей из которых является недофинансирование ряда отраслей, снижение рентабельности, медленное сокращение числа убыточных предприятий. Поэтому в период 2002-2004 гг. остро стала проблема приведения всей нормативно-правовой базы бюджетного процесса в соответствие с международными стандартами на основе разработки Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
В
данной курсовой работе рассмотрены
основные функции и особенности
государственного бюджета, методы и проблемы
его сбалансирования, а также особенности
бюджетной политики Республики Беларусь.
Существование бюджетных отношений вне государства невозможно, поскольку их функционирование предопределено объективной необходимостью удовлетворения общественных потребностей посредством государства.
Однако этот факт не может быть использован как аргумент для причисления бюджетных отношений к надстроечным. Бюджет лишь обусловлен наличием государства, но бюджетные отношения объективны, являются частью общей системы экономических отношений и должны рассматриваться в составе базиса, а не надстройки.
Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, — бюджетные отношения.
В экономической литературе принадлежность бюджета к финансовой категории не оспаривается, однако единого определения его сущности и роли в распределительном процессе нет. Причину этого следует искать прежде всего в том, что в финансовой науке не выработаны единые подходы к толкованию сущности финансов, сферы действия финансовых отношений.
Для раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.
К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия его части в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.
Однако
для понимания специфики
Кроме названных, к ним правомерно отнести следующие:
• бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;
• объектом бюджетного перераспределения может выступать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;
• сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;
• участниками бюджетных отношений выступают: государство (в лице органов власти различных уровней) и предприятия, организации, учреждения, население, т.е. почти все участники общественного производства — при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;
• бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы благодаря широкому спектру действия: государство стремится учитывать потребности расширенного воспроизводства и через бюджетные расходы формирует пропорции перераспределения финансовых ресурсов между подразделениями общественного производства, отраслями, территориями и т.д.;
• бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством.
Несмотря
на значительное количество опознавательных
характеристик, единой терминологии в
отношении бюджета до настоящего
времени не выработано. В Законе
Республики Беларусь "О бюджетной
системе Республики Беларусь и государственных
внебюджетных фондах" в разделе "Основные
термины и определения" представляет
бюджет как "основной финансовый план
формирования и использования денежных
средств для обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
Данное определение представляется мне не совсем верным, так как происходит смешение понятий «бюджет», «бюджетный фонд, или фонд денежных средств», «финансовый план государства, или бюджетный план». Вместе с тем, каждый определяемый объект должен иметь только ему присущее определение и термин. В процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. Правомерно сказать, что бюджетный фонд выступает лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета.
Более верной я считаю позицию И.М. Лемешевского, который подходит к определению бюджета с различных точек зрения, а именно:
Перейдем к функциям бюджета. В качестве таковых можно выделить:
Некоторые
функции государственного бюджета
могут показаться взаимно противоречивыми.
Так, например, изъятие в бюджет налогов
можно рассматривать как тормоз для развития
частного сектора, ведь таким образом
бизнес лишается определенной части финансовых
ресурсов. Но денежные средства, мобилизованные
в бюджете и израсходованные на развитие
национальной системы образования, можно
рассматривать как инвестиции в человеческий
капитал. Наличие в обществе такого капитала
создает благоприятные условия для социального
развития, в том числе и для развития частного
сектора национальной экономики.
Бюджетная система – это организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного и местного устройства страны, основанная на существующих правовых нормах.
Выделяют основные принципы построения современной бюджетной системы государства:
Это означает сосредоточение в бюджете государства всех причитающихся доходов и расходов. Предполагается единообразие использования финансовых документов, а также бюджетной классификации доходов и расходов. Принцип единства проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов, в использовании единой денежной системы, единого порядка ведения бухгалтерского учета финансовых средств бюджетов всех уровней.
Полнота бюджета означает учет всех доходов и расходов по соответствующим статьям финансового плана. То есть правительство не имеет иных доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.
Этот принцип означает, что при составлении бюджета на первом месте находится стремление обеспечить выполнение органом исполнительной власти предписанных функций, что не ставится в прямую зависимость от величины предполагаемых доходов. Одновременно это же предполагает соблюдение при планировании и исполнении бюджета следующего принципа.
Гласность отражается в первую очередь через обязательное информирование населения страны о состоянии государственных финансов.
Этот принцип выступает как общее условие функционирования бюджетной системы государства.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства (каковым является Республика Беларусь) включает два традиционных уровня: республиканский и местный. Поэтому выделяются республиканский и местные бюджеты, а также общегосударственный (консолидированный) бюджет.
Консолидированный
бюджет – это свод бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Республиканский бюджет – это баланс доходов и расходов республики как субъекта финансовых отношений.
Особым
предназначением
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь