Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:55, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены основные функции и особенности государственного бюджета, методы и проблемы его сбалансирования, а также особенности бюджетной политики Республики Беларусь.
Введение
1. Государственный бюджет и его роль в национальной экономике
1.1.Понятие государственного бюджета, его особенности и функции
1.2.Бюджетная система. Республиканский и местные бюджеты
1.3. Роль государственного бюджета в регулировании социально-экономических процессов
2. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
3. Формы и методы бюджетного регулирования
3.1. Ежегодно сбалансированный бюджет
3.2. Циклически сбалансированный бюджет
3.3. Функциональное финансирование
4. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Доходы республиканского бюджета
Приложение 2. Расходы республиканского бюджета по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь по разделам и подразделам
При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.
В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.
Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.
Необходимо помнить, что дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производительном характере решающей части расходов и наличии рационального механизма финансового маневра государственными ресурсами.
В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.
В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.
Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким
образом, разработка и последовательная
реализация мер, направленных на увеличение
доходов и сокращение расходов, регулирование
бюджетного дефицита, целенаправленное
управление его размером в совокупности
с другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения республики.
До Великой депрессии 30-х годов ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики. Однако тщательное изучение вопроса совершенно явно показывает, что сбалансированный бюджет несовместим с активным применением фискальной политики в качестве антициклического стабилизирующего инструмента. Хуже того, ежегодно сбалансированный бюджет даже усугубляет колебания делового цикла.
Для
иллюстрации предположим, что экономика
столкнулась с затяжной безработицей
и падением доходов. В подобных обстоятельствах
налоговые поступления
Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет способствует усилению инфляции. По мере роста в процессе инфляции номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются. Для того, чтобы устранить неизбежные в такой ситуации бюджетные излишки, правительство должно либо 1) снизить ставки налогов, либо 2) увеличить государственные расходы, либо 3) сделать и то и другое. Но любая из этих мер только усилит инфляционное давление в экономике.
Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не является экономически нейтральным: это проциклическая, а не антициклическая политика. Несмотря на это, предложения о внесении поправки в конституцию, предусматривающей обязательный ежегодно сбалансированный бюджет, встречают широкую поддержку.
Совсем недавно несколько экономистов выступили за принятие ежегодно сбалансированного бюджета не из-за опасений перед бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом, а рассматривая такой бюджет как важный инструмент сдерживания нежелательного и неэкономического расширения государственного сектора. Бюджетный дефицит, с их точки зрения, «служит ярким подтверждением политической безответственности. Благодаря дефициту политические деятели дают возможность обществу пользоваться всеми выгодами правительственных программ, избегая при этом сопутствующих таким программам текущих издержек в виде растущих налогов». [6]
Упомянутые
экономисты считают, что государственный
сектор имеет тенденцию расти
больше, чем следовало бы, потому
что противодействие этому
Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно – никакого закона, согласно которому за отчетный период следует принимать именно 12 месяцев, не существует. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла.
Логическое
обоснование этой концепции бюджета
просто, разумно и привлекательно.
Для преодоления спада
Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по степени и продолжительности. Следовательно, задача стабилизации порой вступает в противоречие с задачей сбалансированности бюджета в ходе цикла. Например, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение весьма крупного дефицита в период спада, незначительного или вовсе никакого избытка в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.
В
концепции функционального
Согласно Конституции
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь