Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрены основные функции и особенности государственного бюджета, методы и проблемы его сбалансирования, а также особенности бюджетной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение
1. Государственный бюджет и его роль в национальной экономике
1.1.Понятие государственного бюджета, его особенности и функции
1.2.Бюджетная система. Республиканский и местные бюджеты
1.3. Роль государственного бюджета в регулировании социально-экономических процессов
2. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
3. Формы и методы бюджетного регулирования
3.1. Ежегодно сбалансированный бюджет
3.2. Циклически сбалансированный бюджет
3.3. Функциональное финансирование
4. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Доходы республиканского бюджета
Приложение 2. Расходы республиканского бюджета по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь по разделам и подразделам

Файлы: 1 файл

1.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

      Первый  Закон Республики Беларусь «О бюджетной  системе в Республике Беларусь»  был принят в июне 1993 г., заменив  действовавший с 1991 г. Закон «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов народных депутатов Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве.

      В мае 1998 г. был принят Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь». С середины 1998 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:

    • доходов;
    • расходов, в том числе функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификации расходов;
    • источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;
    • источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;
    • видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;
    • видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

      Классификация доходов, экономическая (предметная) классификация расходов (по их экономическим характеристикам), классификация видов внутреннего государственного долга и классификация видов внешнего государственного долга утверждаются Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь.

      С позиций экономической классификации  государственные ресурсы распределяются в последние годы следующим образом:

  • основная часть направляется на текущие расходы в форме закупки товаров и Оплаты услуг – более 50 %, из них около 65-70 % расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организаций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспортных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
  • субсидии и текущие трансфертьг занимают примерно 20-22 % всех государственных расходов, из них около 7 % приходится на трансферты населению, остальное - субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;
  • доля капитальных расходов составляет немногим более 20 %, из них подавляющая часть идет на капитальные вложения, доля капитальных трансфертов составляет менее 2 %;
  • примерно 5-6 % приходится на платежи за использование заемных средств на финансирование бюджетного дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом погашения.

      Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, города Минска и республиканский бюджет.

      Внебюджетные  фонды представляют собой средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений, К ним относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.

      В число целевых бюджетных фондов Беларуси входят:

    • Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
    • Государственный фонд содействия занятости;
    • Республиканский дорожный фонд;
    • Республиканский фонд охраны природы;
    • Республиканский фонд «Энергосбережение».

      В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми  ранее обязательствами предусматриваются  в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.

      Сбалансированность  бюджетов всех административно-территориальных единиц рассматривается как необходимое условие бюджетно-финансовой политики.

      Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

      Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты — решениями местных Советов депутатов.

      В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании дефицита республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.

      Контроль  за использованием республиканского бюджета  осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

      Удельный  вес косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы) в общих налоговых поступлениях на протяжении 1998—2000 гг. стабильно превышал 50 %. В общих доходах консолидированного бюджета их доля составляла не менее 42—47 % по сравнению с 22—23 % прямых налогов и сборов.

      Такая высокая доля налогов с оборота  безусловно обеспечивает высокие доходы бюджета в любых экономических условиях, даже при отсутствии реальной прибыли предприятия, низкой рентабельности производства и невысоких реальных доходах населения.

      В целом в 2004 году в рамках установленных  приоритетов бюджетно-финансовой политики (повышения благосостояния населения, финансирования здравоохранения, образования строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) удалось обеспечить поддержку отраслей народного хозяйства, сохранить социальную направленность бюджета (65% расходов). Достигнуты намеченные параметры роста заработной платы в бюджетной сфере и устойчивое выполнение бюджетных обязательств, прежде всего по выплатам населению, расчетам бюджетных организаций за продукты питания и потребленные энергоресурсы, финансирование АПК, строительство жилья и социально значимых объектов.

      Вместе  с тем итоги 2004 года свидетельствуют  о наличии комплекса проблем  в развитии бюджетной сферы (недофинансирование ряда отраслей) и ее взаимодействии с реальным сектором экономики, для  которого проблемы низкой рентабельности, медленного сокращения числа убыточных предприятий, почти «неподвижные» долги прошлых лет и неуменьшающиеся запасы готовой продукции являются традиционными. [8, стр.678].

      Положительное воздействие государственного бюджета на состояние социально-экономических процессов снижается из-за низкого качества бюджетного планирования. Последнее подтверждается внесением многократных и существенных корректив в показатели бюджета в ходе его исполнения. Не практикуется разработка многовариантных бюджетов с последующим отбором наиболее оптимального сценария. Размеры ассигнований по конкретным статьям по-прежнему определяются устаревшим методом «от достигнутого». Не практикуется средне- и долгосрочное прогнозирование показателей государственного бюджета, в то время как в Российской Федерации с 2002 года приступили к формированию трехлетних бюджетов. Высокую актуальность приобретает проблема несбалансированности ресурсов и обязательств бюджета. Например, в 2003 году ни республиканские, ни местные бюджеты не смогли полном объеме профинансировать свои обязательства, тем самым спровоцировав на финише финансового года цепочку неплатежей.

      Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы определено: бюджетная  политика будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов. 

      Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде являются:

  • реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;
  • проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;
  • совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;
  • дальнейшая унификация бюджетного законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.

      В данном контексте бюджетная политика в области расходов на 2004 г. и ближайшую перспективу (до 2010 г.) предусматривает решение следующих задач:

  • концентрация бюджетных средств в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь (усиление социальной направленности);
  • определение размера бюджетных расходов исходя из финансового обеспечения принятых государством обязательств с учетом уровня дефицита консолидированного бюджета, не превышающего 1,0 % к ВВП;
  • поэтапная консолидация ресурсов внебюджетных и целевых бюджетных фондов в бюджете, отказ от их целевого статуса;
  • унификация бюджетных законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • сокращение уровня расходов консолидированного бюджета в реальном выражении на 4 %;
  • уменьшение централизации финансовых ресурсов государства до 40 - 42,5 %, в том числе в консолидированном бюджете - до 30-32 %,во внебюджетных фондах до 10-10,5 %, в дефиците бюджета - до 1-2 % к ВВП;
  • ограничение уровней государственного долга (внутреннего до 5 %, внешнего - до 10 % к ВВП).

      Для достижения поставленных перед бюджетной  политикой задач намечена реализация следующих первоочередных мероприятий:

  • переход к финансированию государственных целевых программ (жилищное строительство, компенсация населению ущерба от обесценивания вкладов) из неэмиссионных источников;
  • снижение субсидирования из бюджета транспорта, строительства, жилищно-коммунального и сельского хозяйств, энергетики и газоснабжения, а также других отраслей реального сектора экономики;
  • осуществление действенных мер по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с возможным включением соответствующих социальных расходов в республиканские программы;
  • сосредоточение государственных капитальных вложений в основном на социально значимых объектах и объектах с высокой степенью готовности;
  • поэтапное сокращение лимита государственных гарантий при ежегодной разработке и реализации консолидированного бюджета Республики Беларусь; установление жесткого подход. к решению вопроса о предоставлении гарантий правительстве по выдаваемым юридическим лицам банковским кредитам;
  • расширение сферы действия консолидированного бюджета за счет включения операций внебюджетных фондов;
  • повышение роли текущего и последующего контроля;
  • совершенствование казначейской системы;
  • сокращение объема предоставляемых бюджетных ссуд, займов с определением верхней границы в ежегодном законе о бюджете.

Заключение

 

      Таким образом, за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.

      Однако  имеется ряд проблем, которые  требуют дальнейшего совершенствования  бюджетного законодательства с целью сокращения и повышения эффективности бюджетных расходов на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической результативности бюджетного процесса, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств, привлечения внебюджетных источников покрытия расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь