Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5
1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6
1.3Проблема государственного долга……………………………………...15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита в Республике Беларусь………………………………………………,….19
2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27
2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом……………………………………………,,,....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая макро.doc

— 432.50 Кб (Скачать)


3

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3

 

1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ  И  ЕГО  СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ

        1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5

1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6

1.3Проблема государственного долга……………………………………...15

 

2. ОСОБЕННОСТИ  БЮДЖЕТНОГО  УСТРОЙСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

        2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита

               в Республике Беларусь………………………………………………,….19

2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27

        2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление

  государственным долгом……………………………………………,,,....35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм  - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует  на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.         Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государств, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики. обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

В настоящее время дефицит бюджета является самой острой проблемой развития экономики, по своей сути он стал социально-экономическим явлением, поскольку обусловлен постоянным и достаточно длительным нарастанием в экономике негативных процессов. В частности величина бюджетного сальдо влияет на размеры совокупного спроса и дохода, уровень цен, состояния платежного баланса и т.д.

Поэтому вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. Система мер по снижению дефицита республиканского бюд­жета включает мероприятия по управлению внутренним долгом. Поскольку финансирование бюджетного дефицита в основном осуществляется за счет заимствованных источников, требуется обеспечить повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизмов управления внешним и внутренним долгом.

В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др

Целью  настоящей работы является анализ государственного бюджета  как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления  наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Государственный бюджет и его сбалансированность

1.1Понятие государственного бюджета

 

По материальному содержанию бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны. Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том, как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

В самом общем виде бюджет это - план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.

Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

              Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеральных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

 

1.2  Доходы и расходы государственного бюджета

 

Для выполнения своих функций государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого дохода, формируемого в обществе, изымается в бюджет и образует его доходы.

Доходы бюджета по экономическому признаку – это часть национального дохода государства. Размер распределяемого и перераспределяемого через бюджетную систему национального дохода зависит от многих факторов. Среди них особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки.

Основными источниками формирования бюджета являются:

 государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за использование которыми могут взиматься, вноситься определенные взносы;

 обязательные платежи физических и юридических лиц в виде различных налоговых платежей и сборов;

 привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и др.

Доходы бюджета являются экономической категорией, которая выражает экономические отношения, возникающие в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Принято классифицировать доходы бюджета всех уровней по трем признакам: социально-экономическому, порядку и условиям зачисления и юридическим формам.

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; доходы от граждан; доходы от внешнеэкономической деятельности; пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

По порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы классифицируются следующим образом: закрепленные, регулирующие, собственные и заемные. Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств.

Под регулирующими доходами понимают доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше- и нижестоящими бюджетами. Величина и принципы определения нормативов постоянно меняются, что обусловлено необходимостью выравнивания уровней бюджетной обеспеченности территорий. Формами регулирования являются также дотации, субвенции и субсидии.

Закрепленные и регулирующие доходы определяются как собственные средства бюджета, они установлены законами. В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные и муниципальные займы. По юридическим формам доходы бюджетной системы подразделяются на налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законами.

Неналоговые доходы имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги по продаже государственной собственности. Сфера применения неналоговых поступлений регулируется пошлинным, таможенным и другим законодательством.

Под налогами понимаются обязательные, безвозмездные и невозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством. Поступления от налогов включают также любое взимание с физических и юридических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг (действий).

Получение налоговых доходов отражает односторонние безвозмездные операции сектора государственного управления. В процессе таких операций между обязательством налогоплательщика (или суммой налога, подлежащей уплате в бюджет) и получением им товаров и услуг от государства прямой зависимости не существует.

Налоговые платежи классифицируют следующим образом:

 прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;

 налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;

 внутренние налоги на товары и услуги;

 налоги на собственность (налоги на имущество);

 доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;

 прочие налоги, сборы и пошлины.

Прямые налоги включают в себя налоги, непосредственно уменьшающие доходы физических или юридических лиц, поскольку ими облагаются доходы (прибыль, капитал, заработная плата). При этом налоги взимаются с фактического или предполагаемого чистого дохода отдельных физических лиц, а также с прибыли (дохода) юридических лиц в результате осуществления экономической (хозяйственной) деятельности. Особенностью налогов этой группы является вычет из валового дохода от реализации товаров (работ, услуг) юридического лица затрат, связанных с получением этого дохода, и соответствующих сумм из доходов физических лиц.

Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, включают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, в том числе иностранными, их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную деятельность на территории данного государства, а также физическими лицами. Объектом обложения этими налогами и отчислениями является фонд заработной платы всех категорий работников. Исчисленные суммы налогов относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Внутренние налоги на товары и услуги включают платежи с выручки от реализуемой продукции, работ, услуг.

Информация о работе Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь