Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5
1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6
1.3Проблема государственного долга……………………………………...15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита в Республике Беларусь………………………………………………,….19
2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27
2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом……………………………………………,,,....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая макро.doc

— 432.50 Кб (Скачать)

К ним относятся поступления от всех налогов и сборов, которыми облагаются производство, добыча, продажа, аренда, передача, лизинг и поставка товаров, оказание отдельных видов услуг; налоги и сборы, взимаемые в связи с приобретением автотранспортных средств, их использованием, занятием определенными видами деятельности (лицензионные и регистрационные сборы). Кроме того, к таким налогам относятся налоги и сборы, взимаемые на автотранспортные средства, и прочие налоги на товары и услуги (включая налоги за использование природных ресурсов, пользование лесными фондами и отчисления в государственные целевые фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия).

Налоги на собственность представляют собой периодические налоги на имущество или чистую стоимость имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц (владельцев и пользователей основных фондов и строений). Периодическими налогами на недвижимое имущество облагаются и земельные участки, которые в установленном порядке предоставлены во владение, пользование или собственность.

К доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций относятся доходы на товары, взимаемые с целью оказания влияния на внешнеторговые операции и защиты внутреннего рынка по установленным в процентах ставкам к контрактной стоимости товаров в национальной валюте или валюте контракта при ввозе и вывозе с таможенной территории государства.

К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Данная группа учитывает поступления доходов от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, штрафы, пени, иные административные санкции и прочие неналоговые доходы.

К группе капитальных доходов относятся доходы от реализации основных фондов – материальных и нематериальных (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков).

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов, важнейшими из которых выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация.Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение – обеспечение выполнения государством внутренних и внешних функций.

Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности.

Расходы бюджета – экономические отношения, возникающие при распределении фонда денежных средств государства и его использовании по отраслевому, территориальному и целевому признакам. Расходы классифицируются следующим образом:

По роли в процессе воспроизводства:

 связанные с финансированием материального производства;

 связанные с содержанием непроизводственной сферы.

По функциональному назначению:

 на финансирование реального сектора экономики;

 на финансирование расходов социально-культурной сферы;

 на содержание аппарата управления;

 на национальную оборону;

 на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;

 на судебную власть;

 на науку;

 на финансирование расходов по обслуживанию государственного долга и т. д.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Эта группировка определяется бюджетной классификацией расходов бюджета.

Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности.

При превышении расходной части государственного бюджета над расходной возникает бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов.

Можно выделить ряд причин возникновения бюджетного дефицита:

      чрезмерные государственные расходы  в военное время или в периоды других социальных конфликтов, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.

      необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

      сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов):

-         в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин";

-         все системы налогообложения включают значительное количество льгот;

-         нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках;

-         в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства;

      усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

      повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

-         увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

-         увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

      циклических спадов в экономике.

      может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Более глубокие причины дефицита государственного бюджета, особенно в первые годы трансформации, связаны с тем, что в этот период прежняя политика централизованного государства, направленная на увеличение сбережений и инвестиций, уже «не работает», а новые институты, призванные реализовывать эти же цели, еще только формируются. Реальные доходы домашних хозяйств сокращаются, правда, несколько медленнее, чем производство. Это объясняется тем, что инвестиции в реальный сектор уменьшаются быстрее, чем ВВП.

Такая динамика накопления и потребления ослабляет финансовую основу экономики и доходной части бюджета, формируемой в основном за счет налогов с предприятий и потребителей. При постоянном дефиците бюджета возникает проблема соотношения основных источников финансирования государственных расходов, дефицита бюджета и государственного долга, представляющего собой общую сумму задолженности государства по внутренним и внешним займам, процентов по ним и неплатежам.

В тоже время выплаты по государственному долгу могут стать главной или даже единственной причиной дефицита государственного бюджета, замыкая порочный круг: дефицит государственного бюджета  рост государственного долга  увеличение затрат на обслуживание долга  дефицит государственного бюджета.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскать дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть внешними и внутренними. Последние разделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты и выпуск государственных бумаг).

Сокращение бюджетного дефицита предусматривает следующее:

1. Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое способствует росту финансовых ресурсов.

2. Расширение круга плательщиков, которое должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства.

3. Развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов.

4. Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться на перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс.

5. В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов рассмотрение целесообразности и возможности сокращения некоторых расходов государства.

6. Обоснование принятия новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования лишь по важнейшим направлениям.

7. Совершенствование планирования и развития системы платных услуг в непроизводственной сфере.

8. Корректировку трансфертной политики, предполагающей уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики.

9. Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.

Итак, основными причинами дефицита государственного бюджета в современном обществе выступают необоснованное увеличение расходов на оборону, ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления и финансовая поддержка убыточных предприятий, необоснованный рост бюджетных расходов на социальные программы, а также бюджетное финансирование программ решения проблем безработицы. В условиях кризиса усиливает бюджетный дефицит и государственная (правительственная) экономическая политика по стабилизации экономики, смягчению кризисных последствий и финансированию экономического роста. Существует определенная зависимость между экономическим ростом, состоянием занятости (безработицы) и инфляцией. Для повышения занятости и снижения безработицы с целью смягчения социальных проблем финансируется создание новых рабочих мест, что обеспечивает экономическое развитие. Однако такое бюджетное финансирование становится причиной развития инфляционных процессов.[6]

Основоположником концепции дефицитного бюджетного финансирования был английский экономист Дж. Кейнс.

Решение проблемы бюджетного дефицита и потребности в денежных средствах имеет несколько направлений. Это прежде всего более эффективное и рациональное использование имеющихся бюджетных средств, реструктурирование доходной и расходной частей бюджета и жесткий контроль над эмиссией - выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами.

Профицит бюджета (англ. proficit, от лат. proficio — идти вперед, продвигаться), превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Доходы государства составляют: налоги на реализуемые и ввозимые на территорию страны товары, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на прибыль предприятий, а также доходы от внешнеэкономической деятельности и использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Профицит свидетельствует об успешном проведении экономической политики. Можно добавить и то,что профицит бюджета может возникнуть следующим образом:

      если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

      если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

Информация о работе Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь