Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5
1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6
1.3Проблема государственного долга……………………………………...15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита в Республике Беларусь………………………………………………,….19
2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27
2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом……………………………………………,,,....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ
если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;
если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.
Как уже оговаривалось, наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается.
Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.
Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:
- сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
1.3 Проблема государственного долга
Несбалансированный бюджет приводит к государственному долгу. Государственный долг – сумма задолженности государства по кредитным операциям, являющаяся результатом заимствований при дефиците государственного бюджета. Государственный долг может быть внутренним и внешним.
В последние годы во всех странах проявилась тенденция к значительному росту государственного долга, а также увеличению доли государственного долга, приходящиеся на иностранных кредиторов, т.е. внешнего долга. Это повод для серьезного беспокойства правительств государств, так как погашение долга требует ежегодных процентных платежей.
Выплата процентов и суммы долга предполагает передачу части реального ВВП в распоряжение кредиторов. С одной стороны, это приводит к снижению реального уровня жизни. С другой – к сокращению инвестиций, что определяет воспроизводственный процесс с уменьшением производственным потенциалом, означает перенос бремени государственного долга на плечи будущих поколений, замедление роста в долгом периоде.
Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт, что нередко ведет к распродаже национального богатства.
Приток иностранных средств означает прирост внешнего долга, вызывает сокращение будущего национального производства .
Важным негативом внешней задолженности является усиливающаяся зависимость экономик от внешних факторов, не поддающихся контролю национальным механизмам и др.
Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:
срок действия - долговые обязательства могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-
признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства государства могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита[7]. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности; выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке; секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств; обмен госдолга на акции национальных предприятий .Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.
Экономические последствия государственного долга следующие:
необходимостью обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
увеличение налогов для оплаты государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности;
рост внешнего долга, безусловно, подрывает международный авторитет страны;
психологический эффект - с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне. [5, с. 17]
Таким образом, управление государственным долгом становится целой наукой, которая включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.
На основе всего вышесказанного, можем сделать вывод: бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Поэтому необходимо применять меры по его сокращению. Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует принимать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой – способствовали сокращению государственных расходов.
Ни один из способов сокращения бюджетного дефицита не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Однако более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.
Следует также учитывать, что сбалансированный бюджет совместим со стабилизационной политикой, проводимой государством, только в том случае, когда спады и подъемы в национальном хозяйстве одинаковы как по продолжительности, так и по амплитуде. В действительности это не так, поэтому несбалансированность государственного бюджета и наличие государственного долга можно рассматривать в качестве неизбежных последствий стабилизационной политики. В то же время эта политика, способствуя росту национального дохода во время спада и сдерживая рост доходов в фазе подъема содействует сбалансированности государственного бюджета в длинном периоде.
2.Особенности бюджетного устройства в Республике Беларусь.
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита
в Республике Беларусь.
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
Центральное место в бюджетном устройстве Республики Беларусь занимает бюджетная система, которая представляет собой совокупность отдельных самостоятельных бюджетов регионов, объединенных в едином Государственном бюджете. Бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой экономической и политической основой - финансовые ресурсы бюджетов всех уровней формируются в основном за счет поступлений из сферы материального производства по единому налоговому законодательству. Политической основой является единство политики на всех уровнях власти в республике.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, общим порядком составления и исполнения бюджетов. Оно заключается и в предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий для составления свода бюджетов Республики Беларусь.
Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней осуществляется через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Однако единство бюджетной системы не отрицает самостоятельности бюджетов, которая является одним из важнейших принципов ее построения и закреплена в законодательном порядке.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием у каждого органа государственной власти собственных источников доходов и права определять направления их использования. Она находит выражение в том, что каждый Совет народных депутатов имеет свой бюджет, который самостоятельно им разрабатывается, утверждается и исполняется. Не допускается вмешательство любых органов и организаций в этот процесс. Местные бюджеты нижестоящих административно-
В то же время все они как самостоятельные составляющие включаются в статистический сводный бюджет территории (района, города, области) и республики в целом. Это необходимо для определения общего объема централизуемых государством финансовых ресурсов, степени их централизации, выявления и анализа тенденций и закономерностей в развитии бюджета. Этот порядок содействует оптимизации распределения доходов и расходов между отдельными регионами, сферами бюджетных отношений и на этой основе более эффективного использования бюджетных ресурсов.
С принятием Декларации о суверенитете Беларуси, расширением прав местных органов власти на новой основе возрожден не только принцип самостоятельности, но и принципы полноты бюджетов, реальности и гласности.
Поскольку действующий порядок формирования доходов бюджета, направления и объем финансирования мероприятий и организаций, учреждений затрагивает интересы населения республики, то необходимо, чтобы основные показатели бюджета доводились до сведения граждан. С этой целью законодательством Республики Беларусь предусматривается публикация для всеобщего сведения Закона о Государственном бюджете (по республиканскому бюджету), а также отчет о его исполнении в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета. В печати оглашаются общий объем доходов и расходов, размер основных источников доходов, ассигнования по важнейшим направлениям, размеры резервных фондов и средств, направляемых на погашение государственного долга, предельный размер дефицита бюджета, величина оборотной кассовой наличности и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты. Гласность осуществляется при обсуждении проекта бюджета в комиссиях и на сессии Верховного Совета. Она влечет за собой применение других принципов — полноты и реальности.
Информация о работе Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь