Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др
Целью  настоящей работы является анализ государственного бюджета  как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления  наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ  И  ЕГО  СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5
1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6
1.3Проблема государственного долга……………………………………...15
2. ОСОБЕННОСТИ  БЮДЖЕТНОГО  УСТРОЙСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита в Республике Беларусь………………………………………………,….19
2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27
2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом……………………………………………,,,....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса. 
Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом.
Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.
В целом проблемы государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для избежания ошибок).
Таким образом, государственный долг, как и любое значимое в жизни государства явление, понятие неоднозначное. Тем не менее, оно может принести экономике весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им. 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. д.э.н., профессора Сидоровича А.В.- М.: Издательство “Дело и сервис”, 1998.320 с.
2. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: “Издательство ПРИОР”, 2000.176с.
3. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова – Минск: БГЭУ,2007. – 415с.
4. "О республиканском бюджете на 2011 год", Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 176—З, зарегистрирован в НРПА 18.10.2010, рег.№ 2/1728 .
5. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация
6. Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Москва: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1997, 485 с.
7. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 2003. № 9. С. 19 - 27.
8. Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства/Материалы международной научно-практической конференции/БГУ. Головко А.А. и др.-Мн.,2004.462с.
9. Реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг.: Материалы межвузовской студенческой научно-теоретической конференции. Пинск, 22 мая 2003г.-Мн.:БГЭУ, 2003. 387с.
10. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие.-М.:ГУ ВШЭ,2002г.512с.
11. Раков А. Стратегии заимствования на рынке государственных ценных бумаг// Белорусский банковский бюллетень, 2000 № 9.С.34-41.
12. Хотько А. Комментарии к закону “О бюджете на 2005 год”// Вестник ассоциации белорусских банков, 2004 № 45. С.16-18.
13. Ильич С.Н. Внутренний государственный долг: сущность и понятие// Вестник молодежного научного общества. 2002 №1. С.10-13.
14. Электронный ресурс: http://www.work-board.com/
15. Статья «Уровень внешнего госдолга Беларуси находится в пределах параметров экономической безопасности»(01.11.2010г.) [Электронный ресурс]/ Бобруйский городской исполнительный комитет /Режим доступа: http://www.bobruisk.by/news/
16. Раздел «Бюджетная политика»[Электронный ресурс]/ Министерство финансов Республики Беларусь/ Режим доступа:http://www.minfin.gov.
17. Раздел «Экономика Беларуси»[Электронный ресурс]/Материал из Википедии- свободной энциклопедии/ Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ Загл. с экрана Дата доступа:28.04.2011г.
18. Статья «Госдолг Беларуси вырос на 26% за 2010 год»(31.01.2011г.)[Электронный ресурс]/Белорусская деловая газета/ Режим доступа:http://bdg.by/news/
19. Статья «Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга»[Электронный ресурс]/ Экономика/ Режим доступа: http://economics.wideworld.ru/
20. Н.Б. Козлов. Формирование рынка ценных бумаг в постсоциалистических странах.[Электронный ресурс]/ Диплом Арт/ Режим доступа:http://diplomart.ru/
21. Бюджетный дефицит, причины его возникновения. Понятие и структура государственного долга.[Электронный ресурс]/ Бюджетная система Российской федерации/ Режим доступа:http://www.budgetrf.
22. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг[Электронный ресурс]/ Стабилизационная политика в закрытой экономике/ Режим доступа:http://economicus.ru/
23. Чем отличаются дефицит и профицит бюджета [Электронный ресурс]/ Экономика. Знания здесь!/Режим доступа:http://www.topknowledg
24. Статья «Дефицит консолидированного бюджета Беларуси в 2010 году составил 2,6% ВВП»(21.01.2011г.)/[Электронны
25. Доходы бюджета Беларуси на 2011г.[Электронный ресурс]/ Белорусская конфедерация предпринимательства(Союз юридических лиц/ Режим доступа:http://rce-ale.org/
26. Внешний государственный долг Республики Беларусь[Электронный ресурс]/FINANSE PROJECT/ Режим доступа:http://www.finance-rus
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета
Республики Беларусь в 2006–2011 гг.
Доходы  | Удельный вес в ВВП, %  | ||||||
2006  | 2007  | 2008  | 2009  | 2010  | 2011 (прогноз)  | ||
Утверждено  | Ожидаемое исполнение  | ||||||
Налоговые доходы  | 33,99  | 35,63  | 36,33  | 30,09  | 28,3  | 25,2  | 24,8  | 
Налоги на доходы и прибыль  | 7,75  | 7,77  | 8,68  | 7,04  | 7,01  | 6,66  | 6,24  | 
Подоходный налог с физических лиц  | 3,13  | 3,21  | 3,25  | 3,15  | 3,13  | 2,84  | 2,74  | 
Налог на прибыль  | 3,96  | 3,99  | 4,65  | 3,37  | 3,42  | 3,37  | 3,33  | 
Налог на доходы  | 0,23  | 0,16  | 0,32  | 0,18  | 0,16  | 0,17  | 0,17  | 
Налоги на собственность  | 1,60  | 1,58  | 1,56  | 1,19  | 0,84  | 1,03  | 0,71  | 
Налоги на товары, работы и услуги. Из них:  | 18,62  | 16,47  | 15,9  | 12,93  | 13,51  | 13,45  | 13,25  | 
НДС  | 9,30  | 9,02  | 8,85  | 8,83  | 9,76  | 9,46  | 9,57  | 
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг)  | 4,11  | 3,15  | 2,65  | 0,74  | 0,62  | 0,72  | 0,7  | 
Акцизы  | 3,57  | 3,17  | 3,03  | 2,66  | 2,61  | 2,75  | 2,69  | 
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности  | 0,21  | 0,26  | 0,29  | 0,24  | 0,19  | 0,19  | 0,08  | 
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств  | 0,14  | 0,12  | 0,11  | 0,01  | 0,01  | 0,0,1  | 0,01  | 
Экологический налог  | 0,70  | 0,58  | 0,37  | 0,38  | 0,27  | 0,26  | 0,16  | 
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  | 2,61  | 6,54  | 8,24  | 5,83  | 5,8  | 2,69  | 3,63  | 
Другие налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи  | 3,41  | 3,27  | 1,96  | 3,11  | 1,13  | 1,37  | 0,94  | 
Неналоговые доходы  | 2,74  | 2,66  | 3,21  | 3,99  | 2,24  | 2,37  | 2,4  | 
Продолжение таблицы 1
Доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности  | 1,75  | 1,64  | 2,05  | 2,18  | 1,32  | 1,19  | 1,4  | 
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов  | 0,27  | 0,44  | 0,54  | 0,6  | 0,44  | 0,44  | 0,38  | 
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале  | 1,48  | 1,19  | 1,51  | 1,57  | 0,88  | 0,75  | 1,02  | 
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности  | 0,45  | 0,46  | 0,66  | 0,73  | 0,51  | 0,6  | 0,55  | 
Доходы от сдачи в аренду земельных участков  | 0,04  | 0,21  | 0,12  | 0,07  | 0,05  | 0,07  | 0,06  | 
Доходы от сдачи в аренду иного имущества  | 0,11  | 0,27  | 0,09  | 0,17  | 0,07  | 0,09  | 0,07  | 
Компенсация расходов государства  | 
  | 
  | 0,24  | 0,28  | 0,23  | 0,24  | 0,23  | 
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности  | 0,15  | 0,11  | 0,12  | 0,13  | 0,1  | 0,13  | 0,12  | 
Доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства  | 0,07  | 0,06  | 0,04  | 0,05  | 0,03  | 0,05  | 0,04  | 
Доходы от продажи земельных участков  | 0,01  | 0  | 0,03  | 0,03  | 0,08  | 0,08  | 0,02  | 
Штрафы и удержания  | 0,28  | 0,23  | 0,22  | 0,21  | 0,18  | 0,17  | 0,15  | 
Прочие неналоговые доходы  | 
  | 
  | 0,29  | 0,87  | 0,23  | 0,41  | 0,3  | 
Всего доходов  | 48,45  | 50,01  | 39,63* 51,03**  | 34,17* 45,67**  | 30,6 42,1  | 27,65 39,15  | 27,27 38,77  | 
Продолжение таблицы 1
Взносы на государственное социальное страхование (исключены из бюджета 2010)  | 11,72  | 11,72  | 11,3  | 11,5**  | 11,5  | 11,5  | 11,5  | 
Доходы, всего без учета государственных целевых фондов)  | 
  | 
  | 34,99  | 30,76  | 28,89  | 26,17  | 25,98  | 
Государственные целевые бюджетные фонды  | 
  | 
  | 4,64  | 3,41  | 1,71  | 1,47  | 1,28  | 
Для справки: ВВП, Br трлн.  | 79,3  | 97,2  | 129,8  | 136,8  | 174,5  | 167  | 200  | 
Информация о работе Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь