Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5
1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6
1.3Проблема государственного долга……………………………………...15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита в Республике Беларусь………………………………………………,….19
2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27
2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом……………………………………………,,,....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.
Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом.
Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.
В целом проблемы государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для избежания ошибок).
Таким образом, государственный долг, как и любое значимое в жизни государства явление, понятие неоднозначное. Тем не менее, оно может принести экономике весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. д.э.н., профессора Сидоровича А.В.- М.: Издательство “Дело и сервис”, 1998.320 с.
2. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: “Издательство ПРИОР”, 2000.176с.
3. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова – Минск: БГЭУ,2007. – 415с.
4. "О республиканском бюджете на 2011 год", Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 176—З, зарегистрирован в НРПА 18.10.2010, рег.№ 2/1728 .
5. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация
6. Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Москва: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1997, 485 с.
7. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 2003. № 9. С. 19 - 27.
8. Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства/Материалы международной научно-практической конференции/БГУ. Головко А.А. и др.-Мн.,2004.462с.
9. Реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг.: Материалы межвузовской студенческой научно-теоретической конференции. Пинск, 22 мая 2003г.-Мн.:БГЭУ, 2003. 387с.
10. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие.-М.:ГУ ВШЭ,2002г.512с.
11. Раков А. Стратегии заимствования на рынке государственных ценных бумаг// Белорусский банковский бюллетень, 2000 № 9.С.34-41.
12. Хотько А. Комментарии к закону “О бюджете на 2005 год”// Вестник ассоциации белорусских банков, 2004 № 45. С.16-18.
13. Ильич С.Н. Внутренний государственный долг: сущность и понятие// Вестник молодежного научного общества. 2002 №1. С.10-13.
14. Электронный ресурс: http://www.work-board.com/
15. Статья «Уровень внешнего госдолга Беларуси находится в пределах параметров экономической безопасности»(01.11.2010г.) [Электронный ресурс]/ Бобруйский городской исполнительный комитет /Режим доступа: http://www.bobruisk.by/news/
16. Раздел «Бюджетная политика»[Электронный ресурс]/ Министерство финансов Республики Беларусь/ Режим доступа:http://www.minfin.gov.
17. Раздел «Экономика Беларуси»[Электронный ресурс]/Материал из Википедии- свободной энциклопедии/ Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ Загл. с экрана Дата доступа:28.04.2011г.
18. Статья «Госдолг Беларуси вырос на 26% за 2010 год»(31.01.2011г.)[Электронный ресурс]/Белорусская деловая газета/ Режим доступа:http://bdg.by/news/
19. Статья «Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга»[Электронный ресурс]/ Экономика/ Режим доступа: http://economics.wideworld.ru/
20. Н.Б. Козлов. Формирование рынка ценных бумаг в постсоциалистических странах.[Электронный ресурс]/ Диплом Арт/ Режим доступа:http://diplomart.ru/
21. Бюджетный дефицит, причины его возникновения. Понятие и структура государственного долга.[Электронный ресурс]/ Бюджетная система Российской федерации/ Режим доступа:http://www.budgetrf.
22. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг[Электронный ресурс]/ Стабилизационная политика в закрытой экономике/ Режим доступа:http://economicus.ru/
23. Чем отличаются дефицит и профицит бюджета [Электронный ресурс]/ Экономика. Знания здесь!/Режим доступа:http://www.topknowledg
24. Статья «Дефицит консолидированного бюджета Беларуси в 2010 году составил 2,6% ВВП»(21.01.2011г.)/[Электронны
25. Доходы бюджета Беларуси на 2011г.[Электронный ресурс]/ Белорусская конфедерация предпринимательства(Союз юридических лиц/ Режим доступа:http://rce-ale.org/
26. Внешний государственный долг Республики Беларусь[Электронный ресурс]/FINANSE PROJECT/ Режим доступа:http://www.finance-rus
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета
Республики Беларусь в 2006–2011 гг.
Доходы | Удельный вес в ВВП, % | ||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 (прогноз) | ||
Утверждено | Ожидаемое исполнение | ||||||
Налоговые доходы | 33,99 | 35,63 | 36,33 | 30,09 | 28,3 | 25,2 | 24,8 |
Налоги на доходы и прибыль | 7,75 | 7,77 | 8,68 | 7,04 | 7,01 | 6,66 | 6,24 |
Подоходный налог с физических лиц | 3,13 | 3,21 | 3,25 | 3,15 | 3,13 | 2,84 | 2,74 |
Налог на прибыль | 3,96 | 3,99 | 4,65 | 3,37 | 3,42 | 3,37 | 3,33 |
Налог на доходы | 0,23 | 0,16 | 0,32 | 0,18 | 0,16 | 0,17 | 0,17 |
Налоги на собственность | 1,60 | 1,58 | 1,56 | 1,19 | 0,84 | 1,03 | 0,71 |
Налоги на товары, работы и услуги. Из них: | 18,62 | 16,47 | 15,9 | 12,93 | 13,51 | 13,45 | 13,25 |
НДС | 9,30 | 9,02 | 8,85 | 8,83 | 9,76 | 9,46 | 9,57 |
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) | 4,11 | 3,15 | 2,65 | 0,74 | 0,62 | 0,72 | 0,7 |
Акцизы | 3,57 | 3,17 | 3,03 | 2,66 | 2,61 | 2,75 | 2,69 |
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности | 0,21 | 0,26 | 0,29 | 0,24 | 0,19 | 0,19 | 0,08 |
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств | 0,14 | 0,12 | 0,11 | 0,01 | 0,01 | 0,0,1 | 0,01 |
Экологический налог | 0,70 | 0,58 | 0,37 | 0,38 | 0,27 | 0,26 | 0,16 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 2,61 | 6,54 | 8,24 | 5,83 | 5,8 | 2,69 | 3,63 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи | 3,41 | 3,27 | 1,96 | 3,11 | 1,13 | 1,37 | 0,94 |
Неналоговые доходы | 2,74 | 2,66 | 3,21 | 3,99 | 2,24 | 2,37 | 2,4 |
Продолжение таблицы 1
Доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности | 1,75 | 1,64 | 2,05 | 2,18 | 1,32 | 1,19 | 1,4 |
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов | 0,27 | 0,44 | 0,54 | 0,6 | 0,44 | 0,44 | 0,38 |
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале | 1,48 | 1,19 | 1,51 | 1,57 | 0,88 | 0,75 | 1,02 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности | 0,45 | 0,46 | 0,66 | 0,73 | 0,51 | 0,6 | 0,55 |
Доходы от сдачи в аренду земельных участков | 0,04 | 0,21 | 0,12 | 0,07 | 0,05 | 0,07 | 0,06 |
Доходы от сдачи в аренду иного имущества | 0,11 | 0,27 | 0,09 | 0,17 | 0,07 | 0,09 | 0,07 |
Компенсация расходов государства |
|
| 0,24 | 0,28 | 0,23 | 0,24 | 0,23 |
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности | 0,15 | 0,11 | 0,12 | 0,13 | 0,1 | 0,13 | 0,12 |
Доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства | 0,07 | 0,06 | 0,04 | 0,05 | 0,03 | 0,05 | 0,04 |
Доходы от продажи земельных участков | 0,01 | 0 | 0,03 | 0,03 | 0,08 | 0,08 | 0,02 |
Штрафы и удержания | 0,28 | 0,23 | 0,22 | 0,21 | 0,18 | 0,17 | 0,15 |
Прочие неналоговые доходы |
|
| 0,29 | 0,87 | 0,23 | 0,41 | 0,3 |
Всего доходов | 48,45 | 50,01 | 39,63* 51,03** | 34,17* 45,67** | 30,6 42,1 | 27,65 39,15 | 27,27 38,77 |
Продолжение таблицы 1
Взносы на государственное социальное страхование (исключены из бюджета 2010) | 11,72 | 11,72 | 11,3 | 11,5** | 11,5 | 11,5 | 11,5 |
Доходы, всего без учета государственных целевых фондов) |
|
| 34,99 | 30,76 | 28,89 | 26,17 | 25,98 |
Государственные целевые бюджетные фонды |
|
| 4,64 | 3,41 | 1,71 | 1,47 | 1,28 |
Для справки: ВВП, Br трлн. | 79,3 | 97,2 | 129,8 | 136,8 | 174,5 | 167 | 200 |
Информация о работе Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь