Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5
1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6
1.3Проблема государственного долга……………………………………...15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита в Республике Беларусь………………………………………………,….19
2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27
2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом……………………………………………,,,....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая макро.doc

— 432.50 Кб (Скачать)

Обслуживание внешних займов, полученных резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии, производится ими самостоятельно за счет собственных средств через банки-агенты по обслуживанию внешних государственных займов.

Платежные требования к Республике Беларусь, выступающей в качестве гаранта по внешнему займу, направляются Правительству Республики Беларусь. До предъявления требования к Правительству Республики Беларусь иностранный кредитор должен предъявить требование к заемщику. Если заемщик отказался удовлетворить соответствующее законодательству Республики Беларусь и условиям договора о предоставлении государственной гарантии требование иностранного кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, Правительство Республики Беларусь принимает меры по исполнению обязательств заемщика полностью или в не исполненной им части.

К Правительству Республики Беларусь, исполнившему обязательство заемщика, переходят права кредитора по этому обязательству, включая право требовать уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения убытков, понесенных в связи с ответственностью за заемщика. Суммы средств, уплаченных Правительством Республики Беларусь в связи с исполнением обязательств гаранта, взыскиваются с заемщиков в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено законодательством.

Эффективная реализация и своевременное исполнение  обязательств по внешним государственным займам обеспечиваются административными и экономическими методами государственного регулирования.

Согласно статьи 31 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2006 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2006 года установлен в размере 2 млрд. долларов США.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 октября 2006 года составил 766,4 млн. долларов США (из них 546,7 млн. долларов США кредиты, привлеченные Правительством Республики Беларусь, а 219,7 млн. долларов США - кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь). Нужно заметить, что с января по октябрь внешний долг уменьшился на 17,4 млн. долларов США. Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу на октябрь 2006г (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг по данным на 1 января 2006 года составляло 4,3 %, отношение внешнего госдолга к ВВП — 2,6 %, отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг — 1,2 %[17]) Однако за  2007 год госдолг Беларуси не только не уменьшился, но и  вырос в 2,8 раза. Значительное увеличение заимствований Беларуси связано с получением российского госкредита в размере 1,5 млрд. долларов.

В белорусском бюджете на 2008 год лимит внешнего госдолга был установлен в размере четырех миллиардов долларов (шесть млрд. на конец 2008 года). Россия, Германия и Международный банк реконструкции и развития выступают основными кредиторами Беларуси в этот период. В структуре внешнего госдолга доля долгосрочного прямого долга правительства составила на начало января 2008 года 86,7%, краткосрочный долг у Беларуси отсутствует, иностранные кредиты, полученные субъектами хозяйствования под гарантии правительства в структуре внешнего госдолга составляли 13,3%. Внутренний государственный долг Республики Беларусь на 1 июля 2008 года составил по данным Министерства финансов 6234,9 млрд бел.рублей. Из них задолженность, гарантированная правительством, составила 1785,6 млрд бел. руб. (28,6 % всего внутреннего долга), задолженность центрального правительства составила 4449,3 млрд бел. руб.[17]

За 2008 год внешний государственный долг увеличился на  1382,2 млн. долларов (59,2%) и на 1 января 2009 года достиг 3718,9 млн. долларов США.

При этом в структуре внешнего госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, выросли на 1563,1 млн. долларов США (77,2%) до 3588,8 млн. долларов на 1 января 2009 года. Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии правительства Беларуси, напротив, сократились 180,9 млн. долларов США (58,2%) и 1 января 2009 года составили 130,1 млн. долларов США.

На 1 октября 2009 года государственный долг  составил 6191,2 млн. долларов США (при утвержденном Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» лимите в 8 млрд. долларов США). В структуре внешнего государственного долга кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 6074,1 млн. долларов США (98,1 %), за счет собственных средств заемщиков — 117,1 млн. долларов США (1,9 %). Займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР): 25,2 % внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств — 74,8 %. Наибольшая доля — кредиты Российской Федерации (50,4 %), МВФ (24,4 %), Китая (12,7 %). Все займы долгосрочные (на срок более 1 года). При этом отсутствуют займы сроком менее 3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1 % от общей суммы внешнего государственного долга, сроком более 5 лет — 98,9 %[17] В 2009 году госдолг Беларуси вырос на 81,6% (после роста на 50,2% в 2008 году) до 30 трлн. 449 млрд.бел.руб. (22,3% ВВП) в эквиваленте на 1 января 2010 года (возрос более чем в 2 раза по сравнению с 2008-м). В том числе, внешний госдолг Беларуси на 1 января 2010 года составил 7891,4 млн. долларов США (16,5% ВВП), увеличившись за 2009 год в 2,12 раза, после роста в 1,6 раза за 2008 год. Внутренний госдолг Беларуси на 1 января 2010 года составил 7 трлн. 887 млрд. бел.руб. (5,8% ВВП), сократившись за 2009 год на 8,1% после роста на 40% за 2008 год.[18]

Внешний госдолг Беларуси на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США (17,8% ВВП), увеличившись за прошедший год на 22,8% (за декабрь рост на 1,7%). В эквиваленте нацвалюты внешний госдолг увеличился на 28,8% за год до 29 трлн 61,6 млрд. бел.руб. на 1 января 2011 года. На 2010 год лимит внешнего госдолга был установлен в пределах 11 млрд. долларов США.В составе внешнего госдолга, прямой долг правительства на эту дату сформировался в сумме 9486,2 млн. долларов США (рост на 21,9% за год, в том числе за декабрь - на 1,7%), долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством - 201 млн. долларов США (рост в 1,8 раза за отчетный период).
В настоящее время в составе внешнего госдолга основной объем приходится на кредиты МВФ, госкредиты России, евробонды.
Доля внешнего долга в составе совокупного госдолга за год выросла до 75,8% с 74,1%. Объем внутреннего госдолга на 1 января 2011 года составил 9 трлн. 267,9 млрд. бел.руб., увеличившись за 2010 год на 17,5%, в том числе за декабрь на 8,2%.

Прямой внутренний долг правительства составил 2 трлн 61,1 млрд.бел.руб., сократившись за год на 16,7%. Долг, гарантированный правительством, увеличился на 33,1% (в том числе за декабрь рост на 11,4%) до 7 трлн. 202,7 млрд.бел.руб. на 1 января 2011 года.

По данным Министерства финансов, внешний государственный долг Беларуси в январе 2011 г. увеличился на 9% до рекордных 10,557 млрд долл. на 1 февраля, что составляет 19,2% к ВВП (в феврале 2010 г. - январе 2011 г. долларовый эквивалент ВВП страны, по нашей оценке, составил 55,044 млрд. долл.). [15]

Однако, не смотря на то, что с 2006 года по 2010 год величина государственного долга постоянно увеличивалась, следует заметить - показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), приведённые в таблице 4[16] свидетельствуют о том, что на начало 2011года Республика Беларусь всё ещё относится к группе стран с низким уровнем задолженности.

 

Таблица 2.2 Показатели кредитоспособности Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

220%

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

2,6

 

              Существование государственного долга в принципе не является исключительным и очень негативным фактором. Большинство стран с развитой экономикой имеют государственный долг, однако, это не стало причиной дестабилизации их экономики, так как происходит серьезный контроль над размерами государственных займов и четко определяются методы их покрытия. Острые нынешние финансовые проблемы во многом объясняются именно неконтролируемым увеличением государственного долга без поиска источников его погашения.

 

2.3 Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом

 

Воздействие бюджетного дефицита на экономику в решающей степени определяется способом его финансирования. Аналитические классификации способов финансирования могут быть различными - внутреннее и внешнее, добровольное и обязательное, банковское и небанковское, инфляционное и неинфляционное. Последняя классификация представляется наиболее значимой с макроэкономической точки зрения, так как практика свидетельствует о том, что ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не является полностью неинфляционным и не имеет абсолютных преимуществ перед остальными

Республика Беларусь в начале 90-х годов столкнулась с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики и Государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился. Отсутствие глубоких научных разработок в отечественной экономической науке о возникновении, развитии и социально-экономических последствиях бюджетного дефицита явилось причиной того, что прежние экономические ведомства страны оказались не подготовленными к управлению бюджетным дефицитом.

В экономической литературе этого периода бюджетный дефицит рассматривался как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и в доказательство этому бюджет планировался с профицитом.

Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-х годов, а к концу 80-х годов дефицит стал утверждаться Законом о государственном бюджете.

В переходных экономиках при оценке дефицита государственного бюджета широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году, Это манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:

      “налоговая амнистия”, которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонившихся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

      мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

      введение временных или добавочных налогов;

      отсрочка расчетов с поставщиками;

      отсрочка выплат заработной платы работникам государственного сектора;

      отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;

      расширенная распродажа государственных активов.

Таким образом, дефицит государственно госбюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики. Количественные оценки и в промышленно развитых странах, и в переходных экономиках бюджетного дефицита и государственного долга объективно усложняются следующими факторами:

      при оценке величины государственных доходов было бы целесообразно учитывать размеры амортизации в государственном секторе экономики, так как в противном случае размеры бюджетного дефицита и государственного долга;

      важной статьей государственных расходов является обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга. Нередко объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу.

Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного бюджета существует его скрытый дефицит, обусловленный квазибюджетными расходами. Основными последствиями бюджетного дефицита будут являться:

      инфляция;

      государственный долг;

      истощение валютных резервов;

      снижение инвестиционной активности;

      сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта;

      снижение жизненного уровня населения.

Для того чтобы финансировать расходы, превышающие реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В связи с этим встаёт вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Это могут быть внутренние источники, такие как повышение налоговых ставок; долговое финансирование; кредиты Национального банка; отсрочка платежей правительства; операции с принадлежащим государству имуществом (приватизация государственной собственности); изменение остатков средств бюджета; секвестирование бюджета, а также монетаризация дефицита (внутреннее банковское финансирование). При монетизации бюджетного дефицита, когда уровень инфляции в стране возрастает, может возникнуть «эффект Танзи» - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетного дефицита. [3, с. 105]

Информация о работе Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь