Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5
1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6
1.3Проблема государственного долга……………………………………...15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита в Республике Беларусь………………………………………………,….19
2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27
2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом……………………………………………,,,....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая макро.doc

— 432.50 Кб (Скачать)

Принцип полноты бюджетов предусматривает детальное, полное отражение всех доходов бюджета, их источников и всех направлений расходования средств при составлении и исполнении бюджетов различных уровней.

Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованными со-ответствующими расчетами, прогнозными оценками -поступлений доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объемов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита.

В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются республиканский и местные бюджеты всех видов и уровней: областные, районные, городские, районные бюджеты в городах, бюджеты сельских и поселковых Советов народных депутатов. Территориальные уровни бюджетов местных Советов народных депутатов определены Законом "О местном само-управлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь".

Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы, к базовому территориальному уровню относятся городские (с районным делением), районные Советы, а к областному — областные Советы. Каждый из них формирует соответствующий бюджет.

Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов Республики Беларусь определен законом Республики Беларусь "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь" и закреплен в законе Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь".

Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. Прежде всего учитывается необходимость создания финансовой базы для каждого органа государственной власти и управления для осуществления их функций в соответствии с программами экономического и социального развития территорий.

При распределении доходов и расходов между отдельными бюджетами решаются следующие задачи:

      сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;

      заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;

      равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;

      приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий по руководству народным хозяйством Республики Беларусь, координации деятельности всех сфер общественного воспроизводства, в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.

В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены принципы: значимости, подчиненности (подведомственности предприятий, объединений, организаций и учреждений), территориальности.

По принципу значимости производится зачисление доходов в республиканский и местный бюджеты, а также финансирование программ и мероприятий, имеющих общереспубликанское, межгосударственное либо местное значение. Так, в соответствии с этим в бюджет зачисляется налог на добавленную стоимость, акцизы, чрезвычайный чернобыльский налог, в местные бюджеты — местные налоги, сборы, пошлины в зависимости от уровня бюджета.

Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или общереспубликанскими, а зачисляемые в местные бюджеты — местными доходами и налогами. Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь" закрепляет за отдельными бюджетами конкретные виды доходов, которые являются для соответствующих бюджетов закрепленными (собственными). В случае, если для сбалансирования бюджетов собственных средств не хватает, то для покрытия их расходов предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название регулирующих. Как правило, в качестве регулирующих доходов выступают общереспубликанские государственные доходы и налоги.

Формирование норматива отчислений заключается в доведении местного бюджета до минимального размера, гарантирующего среднереспубликанскую бюджетную обеспеченность на одного жителя. Данные нормативы должны быть долговременными, однако в переходный период в связи с различным уровнем экономического и социального развития регионов они дифференцируются.

В тех случаях, когда собственные доходы и отчисления от государственных доходов и налогов не обеспечивают сбалансирование доходов и расходов бюджетов, применяются дотации, субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов.

Значительная часть налогов и доходов зачисляется в бюджеты по принципу территориальной принадлежности плательщиков. В частности, в местные бюджеты поступает подоходный налог с граждан, проживающих на территории данного Совета народных депутатов. Одновременно из местных бюджетов финансируются предприятия, организации, относящиеся к коммунальной собственности, и учреждения непроизводственной сферы (школы, детские дошкольные учреждения, больницы, поликлиники и т. д.), расположенные на территории данного местного Совета.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. Бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства.

По юридическим формам доходы бюджетной системы подразделяются на налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законами. Неналоговые доходы имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги по продаже государственной собственности. Сфера применения неналоговых поступлений регулируется пошлинным, таможенным и другим законодательством. Источники поступления доходов в бюджет Республики Беларусь представлены в таблице А.1.

При определении объема и направлений расходования средств государственного бюджета учитываются экономическая ситуация в республике и политика государства. Основными направлениями расходования средств бюджета являются:

      капитальные вложения по объектам, относящимся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами;

      мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

      общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения, другие общереспубликанские целевые программы;

      расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;

      учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения;

      расходы по закладке и хранению госрезервов;

      содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел;

      финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;

      погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;

      развитие науки;

      другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликанское значение.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Эта группировка определяется бюджетной классификацией расходов бюджета.

Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности.

Направления расходов бюджета Республики Беларусь представлены в таблице Б.1.

              Динамика сальдо государственного бюджета Республики Беларусь за 2006-2010 годы представлена в табл.2.1.

 

Таблица 2.1. Дефицит и профицит государственного бюджета

за 2006-2010гг.

 

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Дефицит(профицит),млрд.руб

1 135,0

422,1

1 852,0

-2 459,9

-4 208,0

Финансирование,млрд.руб

-1 135,0

-422,1

-1 852,0

2 459,9

4 208,0

Внутреннее финансирование,

-1 150,7

-3 513,6

-4 864,4

-9 023,2

-427,4

Внешнее финансирование

15,7

3 091,5

3 012,4

11 483,1

4 635,4

 

Бюджет Республики Беларусь, как и большинства стран с переходной экономикой, имеет четко очерченную социальную направленность, ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. При этом социальная направленность бюджета Республики Беларусь не препятствует росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе. Как видно из таблицы 2 Республика Беларусь в последние годы имеет профицит консолидированного бюджета т.е. доходы бюджета преобладают над его расходами. В целом в доходной части бюджета Белоруссии преобладают поступления от четырех основных налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на прибыль и акцизов - их удельный вес в общих доходах бюджета был на уровне 41%.

       Расходы консолидированного бюджета Белоруссии по отношению к ВВП за пятилетний период снизились от 46,98% в 2006г. до 31,73% в 2010г. Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и других отраслей экономики.

Профицит консолидированного бюджета за первую половину 2008 г. составил 764,2 млрд. белорусских рублей (9 млрд. 528 млн. 198,4 тыс. российских рублей), или 2,2% к ВВП. За аналогичный период предыдущего года он был еще больше, 950,3 млрд. белорусских рублей (11 млрд. 848 млн. 530,5 рублей), или 3,4% к ВВП.

       Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 97,2%, сельского хозяйства – 101,3%, инвестиций в основной капитал – 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).

Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).

Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.

Информация о работе Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь