Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5
1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6
1.3Проблема государственного долга……………………………………...15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита в Республике Беларусь………………………………………………,….19
2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27
2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом……………………………………………,,,....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая макро.doc

— 432.50 Кб (Скачать)

На данный момент далеко не каждая страна может похвастаться профицитом бюджета. Особенно при текущем финансовом кризисе в мире многие страны вынуждены смириться с сократившимися доходами.

Однако значение профицита бюджета очень велико - часть средств бюджета будет оставаться после его расходования, а деньги лишними не бывают - их всегда можно потратить на какие-то необходимые мероприятия, целевые программы развития и т.д. И добиться тем самым еще большей отдачи от экономики страны.

       Кроме того, профицит может использовать в погашении госдолга страны. Это очень важно в частности для Республики Беларусь.

       В настоящее время в РБ из-за мирового кризиса профицит прошлых лет сменился дефицитом бюджета, но сформированные запасы успешно помогают преодолевать сложную экономическую ситуацию в стране.

Так, прогнозируемый дефицит консолидированного бюджета Республики в 2010 году(1,5% ВВП) был превышен на 1,1% и составил составил 2,6% ВВП .
Сложившийся дефицит бюджета не превышает экономически безопасного предела, установленного пятилетней программой (не более 3% ВВП).
Доходы консолидированного бюджета за 2010 год составили 48,8 трлн. белорусских рублей, или 101% годового плана. Расходы достигли 53 трлн. белорусских рублей, или 98,1% годового плана.
Кредиторская задолженность по консолидированному бюджету на 1 января 2011 года составила 621 млрд. белорусских рублей и сохранилась на уровне начала 2010 года.
     Доходы республиканского бюджета за прошлый год сложились в размере 30,3 трлн. белорусских рублей, или 101,2% годового плана, расходы составили 34,3 трлн. белорусских рублей, или 98,7% годового плана. При этом Министерство финансов, местные финансовые органы в 2010 году реализовали жесткую бюджетно-налоговую политику: был принят комплекс мер по ограничению непервоочередных бюджетных расходов. В полном объеме и с учетом установленного порядка финансирования в пределах плановых ассигнований оплачены расходы, заявленные получателями бюджетных средств в органы госказначейства. Расходы целевых бюджетных фондов профинансированы в объеме поступивших доходов. Социальная сфера за прошлый год была профинансирована в сумме 6,7 трлн. белорусских рублей, или 99,6% годового плана.
Республиканский бюджет на 2011 год по расходам в сумме составит 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей. [4,12]

      Пополнению доходной части бюджета способствовали поступления от экспортных пошлин на нефтепродукты, которые были введены в Беларуси на уровне ставок с Российской Федерацией. За счет этого обеспечен прирост доходов в бюджет.

     Есть также ряд других факторов, способствовавших пополнению бюджета. Министерство финансов республики проводит работу по повышению эффективности бюджетных расходов. Проводится политика безусловного финансирования первоочередных защищенных статей бюджета, неотложных расходов. Все эти расходы в первом квартале были профинансированы в полном объеме. Что касается непервоочередных расходов, то они были существенно ограничены и отнесены на более поздний срок исполнения того же года.

       Необходимо отметить, что политика в области финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

В этой связи дальнейшее развитие получит инфраструктура фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие мер по повышению привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке.

В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную финансовую политику, задействовать весь механизм государственного регулирования и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.

В целом, не вдаваясь в детали, следует только отметить, что беспрецедентное для Беларуси снижение реального дефицита бюджета возможно только при глубоком реформировании экономики. В первую очередь инструментальных преобразований, затрагивающих вопросы самофинансирования предприятий и отказа от разорительных государственных программ в сфере жилищного хозяйства и поддержки АПК.

 

2.2.Государственный долг Республики Беларусь

 

Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь (далее – Правительства) перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О внутреннем  государственном долге Республики Беларусь» (1993) определяет порядок образования, обслуживания внутреннего государственного долга Республики Беларусь и управления им и является правовой основой для операций, совершаемых в отношении внутреннего государственного долга.

Гарантиями по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь являются имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Парламентом Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Правительства Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь. Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Правительства Республики  Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств. Управление внутренним государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

Обслуживание внутреннего государственного долга предполагает выплату процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения. Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо  других  активов, находящихся в республиканской собственности.

Порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга определяются Правительством Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

Внешний государственный долг Республики Беларусь отражает общую сумму основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Положением «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов» от 1 июня 1998 года и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Внешние государственные займы представляют собой займы, по которым возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта, а в качестве заимодавцев (кредитодателей) – иностранные государства, международные организации, а также иные нерезиденты Республики Беларусь (далее – иностранные кредиторы).

Государственная гарантия (гарантия Республики Беларусь) по внешним займам является обязательством Республики Беларусь (гаранта), от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед иностранным кредитором нести субсидиарную ответственность за исполнение заемщиком-резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору внешнего займа.

Государственные ценные бумаги в качестве государственных долговых обязательств, формирующие внешний государственный долг, представлены ценными бумагами, выпускаемыми от имени Республики Беларусь, удостоверяющими выраженные в них отношения внешнего займа, предоставленного Республике Беларусь, и размещаемыми на рынках ценных бумаг за ее пределами.

Лимит внешнего государственного долга определяет максимально допустимую сумму внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года, исчисленную в долларах США.

В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних государственных займов.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом. Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии.

Компетенция Правительства Республики Беларусь в области формирования и обслуживания внешнего государственного долга заключается в:

      установлении по согласованию с Президентом Республики Беларусь обязательных для всех резидентов Республики Беларусь порядка привлечения, использования и погашения внешних государственных займов; условий и порядка предоставления пользователям средств, полученных Республикой Беларусь по внешним государственным займам, и расчетов за данные средства;  порядка предоставления государственных гарантий по внешним государственным займам;

      определении компетенции республиканских  органов государственного управления в области управления внешним государственным долгом в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

      осуществлении общей координации деятельности  республиканских органов государственного управления в области внешних государственных заимствований;

      предоставлении полномочий по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь банкам на обслуживание внешних государственных займов;

      представлении ежеквартально отчета Президенту Республики Беларусь о состоянии внешнего государственного долга.

Правительство Республики Беларусь либо уполномоченные республиканские органы государственного управления совместно с Национальным банком Республики Беларусь:

      обосновывают необходимость привлечения внешних государственных займов, анализируют возможность такого привлечения с учетом уровня кредитоспособности государства и готовят предложения по лимиту внешнего государственного долга;

      оценивают условия, на которых предоставляются внешние государственные займы;

      проводят анализ фактически сложившегося уровня внешнего государственного долга по отношению к его лимиту, а также использования внешних государственных займов;

      определяют порядок выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг;

      осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Решение о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов – совместно Правительством и Национальным банком Республики Беларусь.

Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь.

Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, принимается:

      для покрытия дефицита бюджета – Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;

      для формирования валютных резервов – совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

Средства по внешним государственным займам предоставляются резидентам Республики Беларусь (пользователям), в том числе пользователям государственных гарантий (заемщикам), на основании договоров о порядке расчетов за указанные средства, заключаемых ими с Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством. По решению Правительства Республики Беларусь средства, получаемые по внешним государственным займам, предоставляются пользователям под гарантии банков-агентов по обслуживанию внешних государственных займов или других банков.

В Республике Беларусь действует единая система регистрации внешних государственных займов и учета внешнего государственного долга, которая осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь.

Информация о работе Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь