Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем бюджетного перераспределения Валового Внутреннего Продукта (ВВП) формируется структура общественного производства народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическая сущность государственного бюджета 5
2. Бюджетная система и принципы её построения 13
3.Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества. 26
Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая - Государственный бюджет.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 КАФЕДРА  ФИНАНСОВ                                                 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

НА ТЕМУ:  “Государственный   бюджет Республики Беларусь”

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент 4-ого. курса, ФБД группа  ДБУ-1

Проверил:                                                                      Сидорова А.В.

 

МИНСК

2001

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   В условиях  переходной экономики усиливается  роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов,  происходит активизация всей  системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

   Путем бюджетного  перераспределения Валового Внутреннего  Продукта (ВВП) формируется структура общественного производства народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

    Как в теории, так и в практике, формирование  бюджета возникает ряд проблем,  решение которых позволило бы  усилить его воздействие на  выход страны из затянувшегося кризиса.

    По-прежнему  актуальной задачей остается  разработка эффективной системы  бюджетных отношений между всеми  уровнями власти.

    К важнейшим  проблемам межбюджетных отношений  относится разработка механизма  бюджетного выравнивания доходной базы регионов по средствам оказания или финансовой помощи, распределение расходных функций между уровнями власти с целью создания объективной основы бюджетной самостоятельности регионов.

    В работе  рассмотрено теоретические вопросы  сущности и роли бюджета, его особенности в условиях формирования рыночных отношений в Республике Беларусь.

    Учение о  государственном бюджете является  частью науки о финансах и  представляет собой область знаний  о развитии особой сферы распределения  отношений - бюджетных. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование центрального фонда денежных средств государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическая сущность государственного  бюджета

 

Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов.

Прототипом бюджета  в средние века была смета королевских  доходов и расходов. В это время  доходы и расходы государства  не отличались от доходов и расходов государей.

Таким образом, организационная  деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществление государственных расходов.

В рабовладельческом  обществе потребности государства  удовлетворялась эксплуатацией  рабов, повинностями и контрибуцией.

Натуральные поступления в рабовладельческой и феодальной формациях еще не носили название «налоги». Это были дань, подать, оброк, сбор и т. д.

Процесс трансформации  бюджета в финансовую категорию  происходил одновременно с развитием  общества государства, товарно-денежных отношений.

Выступая формой существования  объективных финансовых отношений, и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как  самостоятельная категория.

 

Экономическая сущность бюджета состоит  в том, что это объективно функционирующие специфические отношения складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями и населением,—бюджетные отношения.

Государство для выполнения своих функций нуждается в  крупных финансовых ресурсах, которые  пытается аккумулировать в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределения национального дохода обеспечивающее удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественными процессами.

Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных общеэкономических, народнохозяйственных, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.

По своей внешней  форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так через государственный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около 3\4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Государственный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций

 

 

Прогнозируются платежи  в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждения непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования—временные свободные средства бюджета.

В процессе составления  основного финансового плана  государства государственный бюджет материализуется, воплощается в  централизованный фонд денежных средств  государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намеченных мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное ее воплощение – лишь внешние признаки государственного бюджета, глубинную  суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образование доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Не случайно бюджет как совокупность денежных отношений можно выделить из общей системы экономических отношений по следующим признакам:

  1. денежной форме отношений (опосредствуют движение финансовых ресурсов);
  2. сфере их действия (она ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств);
  3. участникам отношений (один из них всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их; вторым субъектом этих отношений выступают предприятия, организации, учреждения и население при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов.) Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством;
  4. безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением (однако речь идет о безвозмездности в смысле экономической или социальной отдачи в соответствующем периоде или на перспективу).

 

Движение бюджетных  ресурсов и сопутствующие им отношения  необходимо определять с учетом их результативности, как при формировании доходов бюджета, так и при их использовании.

В экономической литературе принадлежность бюджета к финансовой категории не оспаривается, однако единого определения его сущности и роли в распределительном процессе нет. Причину этого следует искать, прежде всего, в том, что в финансовой науке не выработаны единые подходы к толкованию сущности финансов, сферы действия финансовых отношений.

Непосредственно финансовые отношения не являются объектом нашего исследования, но для более глубокого  раскрытия природы бюджета необходимо определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.

К сущностным особенностям бюджетных отношений как части  финансовых  принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные  отношения опосредствуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств.

К сущностным особенностям характеристики бюджетных отношений  правомерно можно отнести следующие:

  • бюджетные отношения опосредствуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся, немедленным возвратом средств, их возмещением;
  • объектом бюджетного перераспределения может выступать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;
  • сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;
  • участниками бюджетных отношений выступают: государство в лице органов власти различных уровней и предприятия, организации, учреждения, население
  • бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы
  • бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым и налоговым законодательством.

Единой терминологии в отношении бюджета до настоящего времени не выработано. Термин “бюджет” в монографиях, учебных пособиях, научных статьях, законодательных актах используется для обозначения различных по своей природе объектов.

В ряде определений бюджета  его сущность заменяется формой проявления бюджетных отношений (план, фонд, форма и др.) или их ролью (фактор, регулятор и др.).

Так, в совместном труде  А.М.Александрова и Э.А.Вознесенского “Финансы социализма” бюджет рассматривается одновременно как “экономическая категория”, как “правовая категория, фактор реализации действия объективных экономических законов социализма” и как “основной финансовый план”.

А.Ю.Казак рассматривает бюджет как “совокупность денежных отношений,…как основной финансовый план,…как важнейший финансовый регулятор…”

В учебном пособии “Государственный бюджет” под редакцией М.И.Ткачук бюджетом называется “…основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств”.

В “Основах теории финансов” под редакцией Л.А.Дробозиной бюджет рассматривается как “ основной централизованный фонд денежных средств”.

Д.А.Аллахверян представляет бюджет исключительно как экономическую категорию, но в то же время привязывает её к конкретному этапу развития государства и характеризует как выражающую “социалистические производственные отношения, отношения распределения и перераспределения национального дохода”.

В.К.Сенчагов возражает против однозначного определения бюджета и пишет: “Нам представляется, что экономическое содержание бюджета не может быть определено однозначно; его сущность неразрывно связана с той конкретной ролью, которую он играет как план формирования и использования централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов”.

Соглашаясь с необходимостью акцентировать роль бюджета, сущность его должна определяться однозначно и раскрывать его природу как  экономической категории. Именно поэтому, на мой взгляд, некорректно определять бюджет как фонд, план, фактор, форму и т. п.

В учебнике “Бюджетная система Российской Федерации” под редакцией М.В.Романовского бюджет определяется как “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”.

Мне представляется наиболее точным определение бюджета, приведенное В.М.Родионовой: “Совокупность бюджетных отношений по формировании и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета”.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь