Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем бюджетного перераспределения Валового Внутреннего Продукта (ВВП) формируется структура общественного производства народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическая сущность государственного бюджета 5
2. Бюджетная система и принципы её построения 13
3.Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества. 26
Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая - Государственный бюджет.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Результативность государственного регулирования с помощью бюджета  и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета в реализации финансовой политики правительства, регулирования общественными процессами, воздействии на оптимизацию стоимостных пропорций, воспроизводства и его расширение, развитии социальной сферы и т. п.

Переходный период к  рыночным отношениям, в котором очутилась  экономика Республики Беларусь, существенно  отражается на содержании, структуре  доходов и расходов ее бюджета. Через  консолидированный бюджет (статистический сводный бюджет)  суверенной республики перераспределяется значительная часть дохода (более 50%). Характерным является его быстрый абсолютный и относительный рост, особенно расходов, что вызвано инфляционными процессами и расширением функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности Беларуси.

Доходная часть бюджета  Республики Беларусь, как и в странах  с развитой рыночной экономикой, формируется  в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

Для бюджетов переходного  периода характерным стало резервирование части финансовых ресурсов в специальных  фондах (резерв Президента, Кабинета Министров, министра финансов, стабилизации экономики и др.), позволяющих финансировать непредвиденные расходы, несколько смягчить диспропорции в экономике и снять социальную напряженность в обществе. Одновременно растут расходы на непроизводственные цели: управление, армию, правоохранительные органы, обслуживание государственного долга, содержание дипломатических учреждений, взносы по квотам для проведения совместных мероприятий в мировом сообществе и т. п. На эти цели расходуется ежегодно более 1\5 всех бюджетных ассигнований.

Расходы бюджета растут быстрее, чем доходы, в результате увеличивается дефицит бюджета, оказывающий негативное последствие  на сбалансирование экономики Республики Беларусь. Не случайно правительством принимаются меры к сокращению бюджетного дефицита посредством расширения потенциальной базы укрепления доходной части бюджета и разумного уменьшения расходов, управления бюджетным дефицитом в течении финансового года.

В переходном периоде  происходят и существенные изменения в бюджетном устройстве Беларуси за счет усиления самостоятельности всех органов власти в формировании и исполнении своих бюджетов, расширения их имущественных и финансовых прав.

Заключение

 

В заключение можно отметить, что в целом основные черты  бюджета Республики Беларусь в переходном периоде характеризуются следующим образом.

  1. Бюджет остаётся основным инструментом централизации значительной части произведённого национального дохода и перераспределение его на общегосударственные нужды.
  2. Доходная часть бюджета формируется в основном за счёт налогов и сборов с юридических и физических лиц. Она отличается множеством источников, высокой долей косвенных налогов и высоким уровнем обложения предприятий.
  3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением многих общественных затрат, связанных с поддержанием политического и экономического суверенитета республики.

Основные параметры бюджетной  политики на современном этапе состоят  в следующем: удержать экономику  от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса.

Для укрепления денежного  обращения и финансового положения страны необходимо совершенствовать бюджетный механизм, обеспечить приоритетное финансирование реального сектора экономики, совершенствование деятельности банковской системы; стимулировать инвестиционную активность, укрепить доходную базу бюджета за счёт совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга.

В переходный период к  рынку все самостоятельные звенья бюджетной системы должны стать  активным инструментом перераспределения  национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей, воздействия на улучшение стоимостных пропорций общественного производства, для развития рыночной инфраструктуры и обеспечения социальных гарантий граждан.

Одновременно требуется  дальнейшая демократизация и совершенствование  бюджетного процесса, финансовых взаимоотношений  между бюджетами всех уровней, а также государством и субъектами хозяйствования.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. О бюджетной системе Республики Беларусь: Закон РБ \\ НЭГ. 1995. № 34. С. 14-17.
  2. О внесении изменений и дополнений  в Закон РБ «О бюджетной системе РБ»: Закон РБ \\ НЭГ. 1998. № 38. С.2-8.
  3. О бюджете Республики Беларусь: Закон РБ \\Ведамастi Нац. Сходу РБ. 2000. № 35, С. 66-122.
  4. Государственный бюджет:Учеб. пособие. Под. Ред. Ткачук М. И., Н.Е. Заяц, Мн 95
  5. Бюджетная система России: Учеб. пособ. \ Г.Б. Поляк, М.,99
  6. Бюджетное устройство в РФ. Ред-сост. О.Б. Сидорович, М., 97
  7. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов.—М.: «Маркетинг», 2000г.
  8. Материалы к проекту государственного бюджета РБ на 1996, Мн.,96
  9. Побяржина Т. Местные бюджеты, как элемент формирования финансового потенциала региона \\ Финансы, учет, аудит. 2001. № 1. С. 20-22.
  10. Свиридович В. Устойчивость бюджета и финансовая стабилизация в РБ \\ Банк. Вестник. 2000. № 28
  11. Сорокина Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие, Мн., 2000
  12. Сорокина Т. В. Бюджетный процесс в РБ, Мн. 2000
  13. Стиглиц, Джозеф Ю. Экономика государственного сектора, М., 97.
  14. Тарасов В. Бюджет Союза России и Беларуси \\ Бел. Банковский бюллетень . 2000.  №38 С. 37-39.
  15. Теория финансов: Учебн. Пособ.\Заяц Н,Е., Фисенко М.К.- 2-е изд. Мн, 1998.
  16. Циккерман Д. Основы бюджетного процесса  \\ Деловая информация. 2001. №2. С. 121-124.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

   Доходы бюджета

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999*

2000**

Без учета целевых бюджетных фондов

32,4

37,0

36,8

30,0

27,9

31,3

30,5

29,3

30,6

С их учетом

-

-

-

-

33,2

31,9

36,2

34,7

37,5


* - показатели за 1999г. приводятся по предварительному исполнению

* -  за 2000г. приводятся  прогнозные показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь