Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем бюджетного перераспределения Валового Внутреннего Продукта (ВВП) формируется структура общественного производства народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическая сущность государственного бюджета 5
2. Бюджетная система и принципы её построения 13
3.Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества. 26
Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая - Государственный бюджет.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Закон Республики Беларусь “О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах” в разделе “Основные термины и определения” представляет бюджет как “основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц…”

Таким образом, в различных  источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма  образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др.

По-моему мнению, соблюдение единого методологического подхода  к терминологии не позволяет называть бюджет документом в виде “Росписи государственных доходов и расходов”, или “Сметы доходов и расходов государства”, или “Баланса доходов и расходов”. Этот документ – бюджетный план, в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно. В нем отражается движение централизуемой части ВВП.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что определение  бюджета не может вызывать разночтений. Оно должно раскрывать сущность категории и основываться на главной его характеристике, состоящей в том, что бюджет является составной частью финансов, центральным звеном финансовой системы.

Исходя из этого, бюджет следует определять как систему  специфических финансовых отношений, связанных с формированием и  использованием бюджетного фонда для  обеспечения функций государства  на определенных этапах общественного развития.

В последующем в работе будет применена терминология, которая  нашла отражение в законодательстве, действующем в Республике Беларусь.

Бюджет становится важным элементом в системе государственного регулирования экономических и  социальных процессов.

 

2. Бюджетная система и принципы её построения

 

Для выполнения своих функций Государственному бюджету требуется разветвленная  сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и  финансирование программ и мероприятий  на различных уровнях управления.

Организация и принципы системы  бюджетов, взаимоотношения между  ними, бюджетные права и бюджетный  процесс входят в понятие бюджетного устройства.  Оно определяется административно-территориальным устройством Республики Беларусь, а также государственной политикой.

Центральное место в Бюджетном  Устройстве занимает бюджетная система, которая представляет собой совокупность отдельных самостоятельных бюджетов регионов, объединенных в едином Государственном  Бюджете.  Бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности гласности, полноты и реальности всех бюджетов.

Единство бюджетной системы  обеспечивается  единой  экономикой  и  политической основой.  Это  выражается  в  том,  что финансовые  ресурсы бюджетов всех уровней формируются в основном за счет поступлений из сферы материального производства по единому налоговому законодательству. Политической основой является единство политики на всех уровнях власти в республике.

Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней осуществляется через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Однако единство бюджетной системы  не отрицает самостоятельности бюджетов, которая является одним из важнейших  принципов ее построения и закреплена в законодательном порядке.

Самостоятельность означает, что республиканский  и местные бюджеты всех уровней  обеспечиваются своими доходами и правом  их распределения.  Каждый орган  власти самостоятельно разрабатывает  свой бюджет, утверждает и исполняет его.  Установленные четкие права, разграничившие распределение доходных источников и расходов между отдельными видами бюджетов. При этом расходы всех видов бюджетов определяются задачами социально-экономического развития данной  территории (региона) и конкретными функциями, компетенцией соответствующего органа власти. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги, сборы, неналоговые платежи в соответствии с законодательством республики.

Вместе с тем для определения единой бюджетной политики государства, отдельных регионов, выявления определенных тенденций в развитии доходов, расходов государства самостоятельные  бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов: района города республики в целом. На практике такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. По существу он представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования доходными источниками. Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и повышать эффективность использования бюджетных ресурсов. К консолидированным бюджетам относится бюджет республики, области, района и города, имеющего районное деление и соответственно бюджеты (приложение 1).

Так, если в период с 1992 по 1996 г. г. наблюдалось  сокращение доли централизуемого в  бюджете ВВП, то в последующие  годы уровень концентрации финансовых ресурсов в составе государственных  доходов значительно увеличился.

Как видно из таблицы, к моменту  приобретения Республикой Беларусь суверенитета для консолидированного бюджета в ВВП составил 32,4%. В  течении 2-х последующих лет этот показатель возрастал, а в 1993-1994г.г. составил соответственно 37,0 и 36,8%.Это  было связанно с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.

С понятием Декларации о суверенитете Беларуси, расширением прав местных  органов власти на новой основе возрожден не только принцип самостоятельности, но и принципы полноты бюджетов, реальности и гласности.

Поскольку действующий порядок  формирования доходов бюджета, направления  и объем финансирования  мероприятий  и организаций, учреждений затрагивает  интересы населения республики, то необходимо, чтобы основные показатели бюджета доводились до сведения граждан. С этой целью законодательством Республики Беларусь предусматривается публикация для всеобщего сведения Закона о Государственном бюджете (по республиканскому бюджету), а также отчет о его исполнении в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета. В печати оглашаются общий объем доходов и расходов, размер основных источников доходов, ассигнования по важнейшим направлениям, размеры резервных фондов и средств, направляемых на погашение государственного долга, предельный размер дефицита бюджета, величина оборотной кассовой наличности и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты. Гласность осуществляется на сессии Верховного Совета. Она влечет за собой применение других принципов – полноты и реальности.

Принцип полноты бюджетов предусматривает  детальное, полное отражение всех доходов  бюджета, их источников и всех направлений  расходования средств при составлении  и исполнении бюджетов различных уровней.

Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованными  соответствующими расчётами, прогнозными  оценками поступлений доходов и  потребностями в бюджетных ассигнованиях  на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утверждёнными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объёмов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, субсидии, дотации, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита.

Все основные принципы организации  бюджетной системы взаимоувязаны  и дополняют друг друга, они закреплены в законе «О Бюджетной системе  Республики Беларусь». В соответствии с этими принципами и сформирована бюджетная система.

В бюджетную систему  включаются республиканские и местные бюджеты всех видов и уровней. Территориальные уровни бюджетов местных Советов народных депутатов определены Законом «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь».

Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех уровней  бюджетов представляет собой бюджетный  процесс. Этапы бюджетного процесса строго регламентированы законодательными актами.

Совокупность юридических  норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Общие основы бюджетного права закреплены Конституцией республики и законом «О бюджетной системе Республики Беларусь».

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют  в их единстве и взаимозависимости и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканские и местные бюджеты.

 

Порядок распределения доходов  и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов Республики Беларусь определен законом РБ «О местном  самоуправлении и местном хозяйстве  в Республике Беларусь» и закреплен в законе РБ «О Бюджетной системе Республики Беларусь».

Распределение доходов  и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации  бюджетной системы. Прежде всего, учитывается   необходимость создания финансовой базы для каждого органа государственной власти и управления для осуществления их функций в соответствии с программами экономического и социального развития территорий.

При распределении доходов  и расходов между отдельными бюджетами решаются следующие задачи:

сбалансирование доходов  и расходов каждого бюджета;

 заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;

равномерность поступления  доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;

приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских  программ и мероприятий по руководству  народным хозяйством Республики Беларусь, координации деятельности всех сфер общественного воспроизводства, в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.

В основу распределения  доходов и расходов между бюджетами  положены принципы: значимости, подчиненности (подведомственности предприятий, объединений, организаций и учреждений), территориальности.

По принципу значимости производится зачисление доходов в  республиканский и местные бюджеты, а также финансирование программ и мероприятий, имеющих общереспубликанское, межгосударственное либо местное значение. Так в соответствии с этим в бюджет зачисляется налог на добавленную стоимость, акцизы, чрезвычайный чернобыльский налог, в местные бюджеты – местные налоги, сборы, пошлины в зависимости от уровня бюджета.

Доходы, поступающие в  республиканский  бюджет, называются общегосударственными или общереспубликанскими, а зачисляемые в местные бюджеты  – местными доходами и налогами. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» закрепляет за отдельными бюджетами конкретные виды доходов, которые являются для соответствующих бюджетов закрепленными (собственными). В случае, если для сбалансирования бюджетов собственных средств не хватает, то для покрытия их расходов предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название регулирующих. Как правило, в качестве регулирующих доходов выступают общереспубликанские государственные доходы и налоги.

Формирование норматива  отчислений заключается в доведении  местного бюджета до минимального размера, гарантирующего среднереспубликанскую  бюджетную обеспеченность на одного жителя. Данные нормативы должны быть долговременными, однако в переходный период в связи с различным уровнем экономического и социального развития регионов они  дифференцируются.

В тех случаях, когда  собственные доходы и отчисления от государственных доходов и  налогов не обеспечивают сбалансирование  доходов и расходов бюджетов, применяются дотации, субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов.

В соответствии с принципом  подчиненности (подведомственности) налог  на прибыль, плата за природные ресурсы  предприятий республиканского подчинения поступает в доход республиканского бюджета, соответственно налог на прибыль, плата за природные ресурсы предприятий, относящихся к коммунальной собственности административно-территориального образования, зачисляют в доходы местного бюджета. Для укрепления финансовой базы местных бюджетов часть прибыли предприятий республиканского значения поступает в их фонды. Аналогично из республиканского бюджета финансируются предприятия, учреждения республиканского подчинения, из местных бюджетов – находящиеся в ведении местных Советов народных депутатов.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь