Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем бюджетного перераспределения Валового Внутреннего Продукта (ВВП) формируется структура общественного производства народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическая сущность государственного бюджета 5
2. Бюджетная система и принципы её построения 13
3.Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества. 26
Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая - Государственный бюджет.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Значительная часть  налогов и доходов зачисляется  в бюджеты по принципы территориальной  принадлежности плательщиков. В частности, в местные бюджеты поступает подоходный налог с граждан, проживающих на территории данного Совета народных депутатов. Одновременно из местных бюджетов финансируются предприятия, организации, относящиеся к коммунальной собственности, и учреждения непроизводительной сферы (школы, детские дошкольные учреждения, больницы, поликлиники и т.д.), расположенные на территории данного местного Совета. 

 

Центральным звеном бюджетной  системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Через республиканский  бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и  г. Минском для выравнивания их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства.

Средства республиканского бюджета направляются в основном на:

капитальные вложения по объектам, относящимся к республиканской  собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с  общереспубликанскими программами;

мероприятия по ликвидации последствий катастофы на Чернобыльской  АЭС;

общереспубликанские программы  по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие общереспубликанские целевые программы;

расходы, связанные с  внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;

учреждения и организации  народного образования, науки и  культуры, социального обеспечения  республиканского подчинения;

расходы по закладке и  хранению госрезервов;

содержание органов  государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел;

 финансирование обороны, пограничных  войск и таможенной службы;

погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных  расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;

образование резерного  фонда Председателя Президиума Верховного Совета, резервного фонда Кабинета Министров, резерва Министра финансов и других целевых фондов и резервов;

другие мероприятия  и программы, имеющие общереспубликанское значение.

При определении объема и направлений расходования средств  республиканского бюджета учитываются  экономическая ситуация в республике и политика государства.

Среди важнейших показателей по республиканскому бюджету – размер его дефицита.

Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отделных расходов, целевых программ.

Развитие рыночных отношений сопровождается децентрализацией системы управления экономикой, разгосударстлением собственности, частичной ее приватизацией, расширением прав местных Советов народных депутатов, соответсвенно усилением роли региональных бюджетов. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Доходы, зачисляемые в  местные бюджеты, распределяются между  областными, районными, городскими, сельскими  и поселковыми бюджетами в  зависимости от территориального уровня местных Советов в соответствии с законом “О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь” и другими законодательными актами.

Финансовые ресурсы  местных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов и налогов; отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов; дополнителных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы не имеют  права увеличивать нормативы отчислений в свои бюджеты от общереспубликанских налогов и доходов.

Минимальные размеры  местных бюджетов определяются на основании  нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов.

Особенностью местных  бюджетов являются высокий уровень расходов на социально-культурные мероприятия. Средства местных бюджетов расходуются в основном по следующим направлениям:

капитальные вложения по объектам, относящимся к коммунальной собственности, экономические мероприятия  по региональным и межрегиональным программам;

региональные мероприятия  по социальной защите населения;

учреждения социально-культурной сферы местного подчинения;

содержание местных  органов государственной власти и государственного управления;

содержание правоохранительных органов, находящихся в подчинении местных Советов народных депутатов;

возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

другие мероприятия  и программы регионального и  межрегионального значения.

Как и республиканский  бюджет, местные бюджеты финансируют мероприятия по социальной защите населения, но на региональном уровне.

Следовательно, республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуя на различных уровнях, обеспечивают осуществление правительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.

              

Исключительное значение государственного бюджета в экономической и  политической жизни общества предопределяют необходимость правовой регламентации  отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения регламентируются юридическими нормами, образующими в совокупности бюджетное право, которое является разделом финансового права.

Бюджетные правоотношения предполагают такие отношения, одной из сторон которых является государство в лице органов, его представляющих

Участники бюджетного процесса наделены законодательством определенными  полномочиями, основное содержание которых  заключается в праве получать определенные доходы, распределять бюджетные  средствах отраслевом и территориальном  разрезах, использовать их по целевому назначению.

Круг разнообразных полномочий органов государственной власти и государственного управления по поводу бюджета охватывается понятием «бюджетные права».

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены в Конституции  Республики Беларусь, Законе о бюджетной системе, Законе о местном хозяйстве и местном самоуправлении, некоторых других законах.

Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями их представительства.

В соответствии с законодательством  высшие органы законодательной власти и государственного управления РБ утверждают Государственный бюджет республики и отчет о его исполнении, устанавливают  налоги и сборы, поступающие в  республиканский и местные бюджеты. Местные органы власти не имеют права устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные законодательством.

С точки зрения права весь бюджетный  процесс, начинающийся с указаний о  сроках и подходов к формированию бюджета будущего года и кончая утверждением отчета об исполнении бюджета предыдущего года, представляет собой совокупность нормативных предписаний, выполнение которых обязательно для всех участников.

Бюджетные права – категория  не застывшая, они находятся в  постоянном развитии и совершенствовании. Два обстоятельства обусловливают особенности бюджетных прав республики и местных Советов народных депутатов на современном этапе. Это обретение республикой статуса самостоятельного независимого государства и переход к рыночным отношениям.

Республика Беларусь имеет самостоятельный бюджет, все бюджетные ресурсы поступают в бюджет республики. Весь бюджетный процесс, бюджетное устройство регламентируются исключительно законодательством республики.

Дальнейшее развитие республики потребует  внесения определенных изменений в перечень бюджетных прав республики и местных Советов.

3.Роль государственного бюджета  в социально-экономическом развитии  общества.

 

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С  его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику—субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.

Использование бюджетного механизма  для регулирования экономики  осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства  денежными средствами. Оно позволяет  целенаправленно влиять на темпы  и пропорции развития общественного производства.

Бюджеты стран, функционирующие  в рыночной экономике, свои доходы формируют  в решающей части за счет налогов. Именно эти обязательные платежи  обеспечивают государственную казну  стабильными поступлениями, создают  единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности.

Расходная часть бюджета  отличается разнообразием, но в большинстве  стран предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционные, экономические, развития производственной и социальной инфраструктуры и др.). Одновременно бюджетные ассигнования направляются в виде субсидий, кредитов, государственных гарантий и поручительств для финансовой поддержки фермерских хозяйств, малых, наукоемких фирм, жилищного хозяйства и др.

Несмотря на существенные  сокращения в 90-х годах расходов на военные нужды, они занимают немалое  место в бюджетах стран дальнего зарубежья. Вместе с ассигнованиями на содержание правоохранительных органов, аппарата управления и других, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, расходы на военные нужды поглащяют  в среднем более 1\3 всех бюджетных ресурсов.

Хотя в рыночной экономике  широко распространенной является платность  социальных услуг, бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы. За счет бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы.

С помощью бюджета  государства пытаются воздействовать на производственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия  действия стихийных рыночных сил. Поэтому  бюджет, перераспределяющий значительную часть дохода, становится важнейшим  инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Достигается это посредством:

  1. налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них и предложение;
  2. бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствования его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень всех членов общества, их безопасность;
  3. финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или боле быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);
  4. образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики;
  5. социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь