Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:22, курсовая работа
На современном этапе государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов - финансировать предусмотренные в бюджете расходы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….6
1.1 Сущность государственного бюджета…………………………………...6
1.2 Понятие государственных расходов, их классификация……………….8
1.3 Основные направления расходования средств государственного
бюджета ………………………………………………………………………...10
1.4 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита………………………………………………………...11
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2009-2010 ГГ…………………......................................................................................17
2.1 Анализ состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….17
2.2 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….20
2.3 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2009-2010 гг……….21
3 НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30
СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
……………3
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….6
1.1 Сущность государственного бюджета…………………………………...6
1.2 Понятие государственных расходов, их классификация……………….8
1.3 Основные направления расходования средств государственного
бюджета ………………………………………………………………………...
10
1.4 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита……………………………………………………….
..11
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2009-2010 ГГ………………….....................
.............................. .............................. .....17
2.1 Анализ состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….17
2.2 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….20
2.3 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2009-2010 гг……….21
3 НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ
РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
…………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе
государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов - финансировать предусмотренные в бюджете расходы.
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Данная курсовая работа посвящена вопросу «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь». С актуальностью этой темы на сегодняшний день нельзя не согласиться, так как здоровье или болезненность
государственного бюджета ощущает на себе каждый гражданин государства: по тому, какую и насколько регулярно он получает заработную плату; по уровню развития образования, культуры, охраны правопорядка и многих других сфер, напрямую питаемых из государственной казны. Кроме того, необходимо отметить, что среди сотен законов, декретов, указов, постановлений и распоряжений выделяется один законодательный акт, который принимается из года в год и определяет жизнь большинства из нас на ближайшие 12 месяцев. Который, так или иначе, касается каждого, но с которым мало кто удосуживается ознакомиться. Это закон о бюджете - главный финансовый документ страны. И при внимательном прочтении он помогает сделать удивительные открытия: кто и насколько будет жить лучше или хуже в ближайшем будущем.
Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Несмотря на то, что многими экономистами рекомендуется снижать уровень государственной поддержки экономики, необходимость в стимулировании реального сектора при помощи бюджетных средств остается. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Предметом исследования выступает государственный бюджет в разрезе его расходной части за 2009-2010 гг.
Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009 - 2010 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета;
- ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны;
- проведение анализа состава, структуры и динамики доходной и расходной части республиканского бюджета за 2009- 2010 гг.;
- проведение анализа состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита за 2009 - 2010 гг.;
- предложение рекомендаций по совершенствованию механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета.
В первой главе работы представлены понятие и экономическая сущность государственного бюджета, освещены теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета, определены основные направления их использования, рассмотрены возможные
источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита.
Во второй главе приводится анализ состава, структуры, динамики расходной части республиканского бюджета, а также источников финансирования республиканского бюджета за 2009-2010 гг.
В третьей главе автором
предложены основные направления совершенствования механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета Республики Беларусь, представлено обоснование необходимости и целесообразности применения предлагаемых рекомендаций на практике.
Данная работа базируется на изучении монографий, теоретических исследований таких авторов, как Мультан Г.К., Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Сорокина Т.В., Плотницкий М. И. и др., а также периодических изданий. Аналитическая часть курсовой работы опирается на статистическую информацию, представленную Министерством статистики и анализа Республики Беларусь.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
- Сущность государственного бюджета
Понятие бюджета многогранно. Это объясняется тем, что бюджет рассматривается как экономическая категория, основной финансовый план государства, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.
В Бюджетном кодексе Республики Беларусь "государственный бюджет" определен как "план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. [1]
Бюджет - это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации, населения на определенный период времени. [2, с. 374]
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана в жизни государства.
По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования
общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-
территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.
К числу ее особенностей относятся следующие:
- государственный бюджет
является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
- с помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
- пропорции бюджетного
перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
- область бюджетного
распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции:
· распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
· контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
· регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).
Экономическая сущность бюджета состоит в том, что это объективно функционирующие специфические денежные отношения. [3, с. 235]
Бюджетное финансирование - сумма предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
- сократить число целевых
программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- снизить расходы на содержание государственного аппарата;
- развить децентрализацию
инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
- повысить эффективность
использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских работах в сфере ВПК;