Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:22, курсовая работа
На современном этапе государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов - финансировать предусмотренные в бюджете расходы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….6
1.1 Сущность государственного бюджета…………………………………...6
1.2 Понятие государственных расходов, их классификация……………….8
1.3 Основные направления расходования средств государственного
бюджета ………………………………………………………………………...10
1.4 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита………………………………………………………...11
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2009-2010 ГГ…………………......................................................................................17
2.1 Анализ состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….17
2.2 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….20
2.3 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2009-2010 гг……….21
3 НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30
- закрепить в законодательном порядке доли бюджетных
ресурсов, направляемых в социально- культурную сферу в общем объеме расходов государственного бюджета;
- реструктуризировать источники финансирования расходов на
отрасли непроизводственной сферы за счет сокращения традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников;
- прогнозировать пропорций,
обеспечивающих оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы;
- расширять перечень платных
услуг с целью создания условий для формирования собственных доходов учреждений;
- научное обосновать норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы.
Финансовому оздоровлению будет способствовать признание свободы
предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения.
Для улучшения структуры
государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.
Подводя итог, можно заметить, что, казалось бы, что может быть проще - сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и все проблемы будут решены. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения - на социальные нужды, на вооружение и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных государственных программ.
Таким образом, решение существующих проблем может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе по дисциплине «Теория финансов» на тему «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь», финансы представлены как многогранная объективная экономическая
категория, без которой не могут эффективно функционировать современные системы хозяйствования.
В данной курсовой работе подробно исследован государственный бюджет в разрезе его расходной части за 2009-2010 годы, а именно были освещены:
- теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета;
- проведен анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2010 годы;
- определены основные направления совершенствования механизма использования бюджетных средств.
Государственный бюджет - это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.
Бюджет - основной финансовый план государства. С помощью расходов бюджета власть может сосредоточивать финансы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.
Расходы государственного бюджета - экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета - затраты, возникающие в связи с выполнением
государством своих функций.
Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения
предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита - показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
- сократить число целевых
программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- снизить расходы на содержание государственного аппарата;
- развить децентрализацию
инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
- повысить эффективность
использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских работах в сфере ВПК;
- снизить уровень дотаций
отдельным отраслям;
- усилить контроль за использованием бюджетных средств;
- обеспечить приоритетное
финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
Анализ расходной части бюджета Республики Беларусь за 2009 - 2010 годы показал одну, но очень важную проблему, требующую скорейшего решения, а именно:
- снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы на 25,7 % по сравнению к 2009 году.
При анализе расходной части
бюджета Республики Беларусь за 2009 - 2010 годы наблюдается увеличение в удельном весе по всем статьям расходов, кроме «охраны окружающей среды» (минус 0,5%) и «социальная политика» (минус 25,7%).
Однако общая сумма расходов государственного бюджета за 2010 год по сравнению с 2009 годом снизилась на 19 476 873 378 тысяч рублей.
Для улучшения структуры
государственных расходов целесообразно:
- проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики;
-перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности;
- оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Республики 28 июня 2008 г.: текст по состоянию на февраль 2010 г.
2. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. - 496 с.
3. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина; Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Изд. 2-е стереотип. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 351 с.
4.Авилкина, М.А. Государственные финансы: учеб. – методический комплекс. - Новополоцк: ПГУ, 2007. -128 с.
5. Финансы и кредит: Учебное пособие/ Л.Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. - Мн.: «Книжный дом», «Мисанта», 2005. - 345 с.
6. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: Учебно-методический комплекс. Минский институт управления. - Мн.: Изд-во МИУ, 2005. - 216 с.
7. О бюджете Республики Беларусь на 2009 год: Закон Республики Беларусь, 13 ноября 2008 г. № 450-З
8. О бюджете Республики Беларусь на 2010 год: Закон Республики Беларусь, 29 декабря 2009 г. № 73-З
9. Мультан,Г.К. Государственные финансы. - Мн. : БГЭУ, 2005. - 235 с.
10.Сорокина, Т. В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит".- Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.
11. Министерство финансов
Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by