Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов - финансировать предусмотренные в бюджете расходы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….6
1.1 Сущность государственного бюджета…………………………………...6
1.2 Понятие государственных расходов, их классификация……………….8
1.3 Основные направления расходования средств государственного
бюджета ………………………………………………………………………...10
1.4 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита………………………………………………………...11
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2009-2010 ГГ…………………......................................................................................17
2.1 Анализ состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….17
2.2 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….20
2.3 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2009-2010 гг……….21
3 НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.28 Кб (Скачать)

       - снизить уровень дотаций отдельным  отраслям;

       - усилить контроль за использованием бюджетных средств;

       - обеспечить приоритетное финансирование  расходов на науку, культуру, медицинское  обслуживание, образование. [9, с.26]

       При рассмотрении нашего госбюджета часто  используется понятие консолидированный  бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей  административно-территориальной единицы.

       Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных  единиц.

       В Республике Беларусь основополагающим нормативным правовым актом в  сфере бюджетных отношений является Бюджетный кодекс Республики Беларусь, принятый 16 июля 2008 года (вступил в  силу с 1 января 2009 года).

       Кроме того, большую часть норм, регулирующих компетенцию местных Советов  депутатов в части утверждения  местных бюджетов, определения их доходов и расходов, а также  образования внебюджетных фондов, содержит Закон Республики Беларусь «О местном  управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

       Отличительной особенностью бюджетного законодательства является то, что каждый календарный  год принимаются закон о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый год и постановления Совета Министров  Республики Беларусь, акты соответствующих  республиканских органов государственного управления, направленные на реализацию норм закона, а также закон Республики Беларусь об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета  за предыдущий финансовый (бюджетный) год. 
     

    1. Понятие государственных расходов, их  классификация
 

       Расходы государственного бюджета — это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

          В первую очередь, расходы бюджета  подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства.  В этом случае выделяются текущие  и капитальные бюджетные расходы. 

       Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

       Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. [2, с. 401]

       Важный  признак классификации расходов бюджета - предметный.

       При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

  1. Финансирование народного хозяйства;
  2. Финансирование социально-культурных мероприятий;
  3. Финансирование науки;
  4. Финансирование обороны;
  5. Содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  6. Расходы по внешнеэкономической деятельности;
  7. Создание резервных фондов;
  8. Расходы по обслуживанию государственного долга;
  9. Прочие расходы и выплаты.

       Здесь хорошо видна роль государства в  разных областях общественной жизни. Дополнительно  к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных  программ. 

    1. Основные  направления расходования средств

      государственного бюджета 

       К основным расходам государственного бюджета  относятся: расходы по финансированию отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживания государственного долга и др.

       Расходы, на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.

       Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

       Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

       Важное  значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность.

       Расходы на обеспечение государственной  безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности. [3, с. 249]

       При формировании рыночных отношений происходит трансформация качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета.

       Особое  внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п. 
     

    1. Источники финансирования расходов государственного бюджета  и бюджетного дефицита
 
 

       Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.

       Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

       Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений  в бюджет:

       - государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

       - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.

       - привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

         В свою очередь, доходы бюджета  подразделяются на такие виды  как: налоговые, неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. 

       К налоговым платежам относятся такие  виды налогов, как:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на прибыль и доходы;
  • Экологический налог;
  • Налог на недвижимость;
  • Таможенные экспортные и импортные пошлины;
  • Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.

        К неналоговым доходам относятся  доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

       Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:

       - сбалансированность доходов и  расходов бюджета;

       - превышение доходов над расходами  (профицит бюджета);

       - превышение расходов над доходами (дефицит бюджета).

       Идеальный вариант – это  полное покрытие расходов доходами.

       К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

       - рост государственных расходов  как следствие крупных инвестиционных  вложений государства в развитие  экономики страны. В этом случае  дефицит отражает государственное  регулирование экономических процессов;

       - чрезвычайные обстоятельства (войны,  стихийные бедствия);

       - экономический кризис. [6, с. 118]

       Чаще  всего дефицит отражает кризисные  явления в экономике, ухудшение  показателей финансово-хозяйственной  деятельности, нарушение экономических  связей, неэффективность налоговой  системы и т.д. В этом случае требуется  принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового  состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной  системы.

       Размер  бюджетного дефицита и источники  его финансирования в Республике Беларусь ежегодно утверждаются в Законе о бюджете на соответствующий  год.

       Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К  внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг в национальной валюте, кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы в иностранной валюте, кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.

       Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует  его несбалансированность. Он возникает  в результате следующих объективных  и субъективных причин:

Информация о работе Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь