Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:22, курсовая работа
На современном этапе государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов - финансировать предусмотренные в бюджете расходы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….6
1.1 Сущность государственного бюджета…………………………………...6
1.2 Понятие государственных расходов, их классификация……………….8
1.3 Основные направления расходования средств государственного
бюджета ………………………………………………………………………...10
1.4 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита………………………………………………………...11
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2009-2010 ГГ…………………......................................................................................17
2.1 Анализ состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….17
2.2 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования республиканского бюджета за 2009-2010 гг………………………………….20
2.3 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2009-2010 гг……….21
3 НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30
Источник: собственная разработка
Примечание*– Данные приведены в сопоставимый вид.
Исходя из данных ,приведенных в таблице 2.2 можно сделать вывод о том, что доходы республиканского бюджета за 2010 год по всем показателям существенно снизились. Удельный вес налоговых доходов в 2009 г составляет 63,4%, а в 2010 г. - 92,5%.В 2010 году появились новые направления финансирования государственного бюджета: безвозмездные поступления (15 109 921,0 тыс. руб.) и доходы государственных целевых бюджетных фондов (2 418 036 648,0 тыс. руб.).
Согласно данным таблицы 2.2 очевидно, что за 2009-2010 гг. структурные сдвиги весьма значительны. Абсолютная величина доходов по всем статьям уменьшилась. Наблюдается увеличение статей доходов в удельном весе. Так, наибольшее увеличение в удельном весе заметно по налоговым доходам (+29,1 п.п.).
2.3 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета
за 2009-2010 гг.
Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2009 года, меньше на 12,3 %. Результаты анализа динамики состава источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице 2.3
Таблица 2.3 Анализ динамики состава, структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета
за 2009 - 2010 гг., тыс. руб.
Источники финанс. бюджетного дефицита | 2009 год
(тыс. руб) |
2009 *(в сопост. ценах) | Уд.вес,% | 2010 год
(тыс. руб) |
Уд.вес,% | Темп изм,% |
Общее финансирование | 2 800 000 000,0 | 3 077 200 000,0 | 100 | 2 700 000 000,0 | 100 | 87,7 |
Источники, получ. от банков, юр. и физ. лиц | 0,0 | 0,0 | 100 000 000,0 | 3,7 | ||
Источники, получ. от Нац. банка РБ | -100 000 000,0 | -3,7 | ||||
Прочие источники внутр. финансирования | –9 793 125,0 | -10 762 644,4 | -0,3 | -18 518 464,0 | -0,7 | 172 |
Источники от операций с принадлеж. гос-ву имуществом | 1 412 288 200,0 | 1 552 104 731,8 | 50,5 | 2 479 352 968,3 | 91,8 | 160 |
Изменение остатков средств бюджета | 1 035 258 300,0 | 1 137 748 871,7 | 36,9 | -2 474 248 872,3 | -91,6 | -217 |
Кредиты международ. фин. организаций | 87 745 500,0 | 96 432 304,5 | 3,1 | 2 282 467 424,0 | 84,5 | 2366 |
Кредиты иностран. гос-в и иных
иностран.
кредиторов |
274 501 125,0 | 301 676 736,4 | 9,8 | 430 946 944,0 | 16,0 | 143 |
Источник: собственная разработка
Примечание*– Данные приведены в сопоставимый вид.
Проанализировав таблицу можно сделать вывод о снижении дефицита республиканского бюджета (общее финансирование в 2009г составляет 3 077 200 000 тыс.руб., в 2010г.-2 700 000 000 тыс.руб.). Это главным образом было достигнуто за счет кредитов международных финансовых организаций (темп роста-2366%) и кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов ( темп роста – 143%).
Результаты анализа структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2009 - 2010 годы приведены в таблице 2.4
Таблица 2.4 Анализ динамики структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2009 – 2010 гг.
Источники финанс. бюджетного дефицита | Динамика | |
Абсолютное отклонение,+/-, |
Структурные сдвиги, +/-,п.п. | |
Общее финансирование | -377 200 000 | +29,1 |
Источники, получ. от банков, юр. и физ. лиц | + 100 000 000 | +3,7 |
Источники, получ. от Нац. банка РБ | ||
Прочие источники внутр. финансирования | -7 755 819,6 | -0,4 |
Источники от операций с принадлеж. гос-ву имуществом | +927 248 236,5 | +41,3 |
Изменение остатков средств бюджета | -3 611 997 744 | -128,5 |
Кредиты международ. фин. организаций | +2 186 035 119,5 | +81,4 |
Кредиты иностран. гос-в и иных иностранных кредиторов | 129 270 207,6 | +6,2 |
Источник: собственная разработка
Исходя из данных, приведенных в таблице 2.4 можно сделать вывод, что структурные сдвиги по пунктам «Изменение остатков средств бюджета» и «Кредиты международных финансовых организаций» весьма значительны. Они составляют «минус» 128,5 п.п. и +91,4 п.п. соответственно. Наибольшее абсолютное отклонение наблюдается по пунктам «Кредиты международных финансовых организаций» (+2 186 035 119,5 тыс. руб.) и «Источники от операций с принадлежащим государству имуществом» (+927 248 236,5 тыс. руб.).
Таким образом, общая сумма расходов за 2010 год меньше суммы за 2009 год на 25 189 100 358 тыс. рублей. Сумма расходов по всем направления снизилась, не считая пункта «общегосударственные расходы». Финансирование республиканского бюджета за 2010 года снизилось на 24 811 900 358 тыс. рублей по сравнению с финансирование за 2009 год. Финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 гг. меньше суммы за 2009 гг. на 377 200 000 тыс. рублей.
3 НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Политика государственных расходов, как составной части бюджетной политики, формируется под воздействием следующих критериев:
- Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;
- Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
- Финансирование целевых государственных программ;
- Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.
Необходимо заметить, что практика поддержки за счет бюджета предприятий, нередко осуществляющих производство низкоэффективной, неконкурентоспособной
продукции и услуг, должна трансформироваться в оказание всемерной финансовой помощи предприятиям – экспортерам продукции при условии обеспечения ими своевременного возврата используемых средств.
Необходимо добиваться сокращения объемов льготного кредитования субъектов хозяйствования за счет средств бюджета. Министерства, другие республиканские органы государственного управления должны разработать экономический механизм мобилизации собственных средств заемщиков на указанные цели.
Вообще, смягчение напряженности в
бюджетно-налоговой сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.
Целями бюджетной политики в реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных
исследований, отвечающих требованиям современной экономики .
Для оптимизации расходной части бюджета, следует увеличить финансирование бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.
За 2010 год расходы на социальное обеспечение составляют всего 7,9% общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является далеко невысоким.
Поэтому требуется усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.
Поскольку бюджетные ресурсы во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.
Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.
Стратегические направления
расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития.
Для оптимизации расходной части государственного бюджета необходимо:
- усилить приоритетность в
выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;
- упразднить целевых бюджетных фондов в составе бюджета. Это предотвратит распыление
средств, усилит их концентрацию на важнейших направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за их использованием;
- провести реструктуризацию
расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей, усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;
- для создания условий
формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями ЖКХ, транспортного хозяйства и др;
- направлять высвободившиеся
бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий потребителям услуг;
- разработать механизм перевода убыточных отраслей на
хозрасчет и самофинансирование;
- снизить бюджетное
финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;
- повысить уровень бюджета на основе повышения их
обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития;