Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Родионова В.М., Раков А., Амарин В. и др
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ...3
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
1.1Понятие государственного бюджета....................................................... …5
1.2Доходы и расходы государственного бюджета………………………....6
1.3Проблема государственного долга……………………………………...15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Государственный бюджет и проблема его дефицита в Республике Беларусь………………………………………………,….19
2.2.Государственный долг Республики Беларусь…………………………...27
2.3.Пути сокращения бюджетного дефицита и управление государственным долгом……………………………………………,,,....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая макро.doc

— 432.50 Кб (Скачать)

Также в случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах – например, в виде расширения кредитов Национального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. Дефицит госбюджета, который непосредственно финансируется Национальным банком, оказывает сильное отрицательное воздействие на платежный баланс, поскольку происходит рост предложения денег, и на руках населения накапливается избыток наличных средств.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для белорусской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение слабое. В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Использование в качестве источника покрытия бюджетного дефицита внутреннего займа представляющего собой выпуск государством ценных бумаг (государственных облигаций и казначейных векселей), продажу их населению и использование полученных средств для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь представлен тремя видами государственных ценных бумаг – государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) и валютные векселя Министерства финансов. Следует отметить, что рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь находится на данный момент в стадии формирования, однако уже сегодня его можно назвать самым развитым на всем пространстве стран СНГ. [13, с.142] Одной из причин такого явления выступает неразвитость корпоративного рынка страны. Поэтому банки и др. профучастники рынка ценных бумаг вынуждены осуществлять вложения временно свободных денежных средств в указанные относительно доходные и надежные фондовые инструменты (государственные ценные бумаги). С другой стороны, государство активно использует этот способ привлечения средств в связи с сокращением эмиссии Национальным банком и ужесточением денежно-кредитной политики.

Таким образом, основная задача, которую решают государственные ценные бумаги, - это финансирование дефицита республиканского бюджета с учетом минимизации расходов по обслуживанию внутреннего государственного долга и увеличения сроков государственного заимствования.

Достоинствами этого способа являются:
- он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном порядке это неинфляционный способ финансирования;
- это достаточно оперативный путь, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.
Однако у данного способа имеются и значительные недостатки:
- в первую очередь это то, что по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать ценные бумаги, если они не будут приносить дохода, те. если по ним не будет выплачиваться процент (выплата процентов по государственным ценным бумагам представляет собой обслуживание государственного долга). Чем больше государственный долг (чем больше выпущено ценных бумаг), тем больше суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по ценным бумагам государства является частью расходов госбюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета.
Кроме того, доказано, что данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном он может обусловить достаточно высокую инфляцию (государство, используя такой способ, рефинансирует долг). Развитие ситуации в сфере государственных заимствований обусловлено общими тенденциями развития белорусской экономики. Прошедший годы был доаольно успешным в новейшей истории Беларуси. Высокие темпы экономического роста, увеличение объемов инвестиций и внешней торговли, рост реальных доходов населения и средней рентабельности предприятий, определенные успехи денежно-кредитной политики во многом были обеспечены внешними факторами, в первую очередь, экономическим подъемом в России.

Благоприятная экономическая конъюнктура позитивно сказалась и на государственных финансах. На этом фоне вызывает удивление активная работа ряда государственных органов по осуществлению заимствований как путем размещения ценных бумаг, так и путем прямых заимствований и выдачи государственных гарантий на внутреннем и внешнем рынках капитала.
При относительно стабильном размере государственного долга его структура существенно изменилась за последние несколько лет: размер внутреннего долга сегодня превышает размер долга внешнего. При этом привлечение средств на внутреннем рынке оказывается занятием более дорогостоящим, чем займы за рубежом. Относительно внешнего госдолга в его структуре более половины задолженности нашей страны приходится на кредиты России.
Одной из основных задач, стоящих в процессе управления внешним долгом Республики Беларусь, является уменьшение задолженности предприятий перед республиканским бюджетом по платежам по иностранным кредитам.
Можно прибегнуть к внешним источникам финансирования бюджетного дефицита.

Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс [1, с.86-89].

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой, ведь государственный займ является важным источником покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, выяснить насколько опасным является тот или иной объем дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. В тоже время для оценки его размера необходимо определить факторы роста бюджетного дефицита.

При разработке программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт. В мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решается несколько задач, не только фискального, но и экономического характера:

      сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;

      расширяется база для производства товаров и услуг;

      появляется новый налогоплательщик;

      улучшается состояние платежного баланса.

Понимая выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров. В конце 80-х гг. на долю развитых капиталистических стран приходилось почти 80% ввоза иностранных прямых инвестиций, в том числе на США – 43,8%, где доля импортируемого капитала достигла 22% совокупных инвестиций в американскую экономику. Для стимулирования прямых инвестиций США освободили инвесторов от уплаты налогов. В результате такой политики благоприятствования прямые инвестиции в экономику США увеличились за 7 лет в 3 с лишним раза [2, с.35]

              Для нивелирования отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную программу сокращения бюджетного дефицита. Программа должна предусматривать следующие меры:

      повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;

      дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (имеется в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование);

      расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, побуждать предприятия к повышению производительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства — основы увеличения доходов бюджета;

      развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти. Необходимо провести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;

      оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь — направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

      обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

      составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;

      развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;

      принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Республика Беларусь для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов привлекает в основном внешние займы. В этих целях были  получены кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда по программе "стэнд-бай". Кроме того, внешние государственные займы в 2009-2010 годах привлекались для финансирования проектов, имеющих социальную направленность, и для реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики и промышленности строительных материалов.

Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.

Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживании. Так, средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых.[15]

В начале августа 2010 года наша страна успешно осуществила дебютное размещение государственных облигаций на сумму 600 млн. долларов США на международном финансовом рынке, причем спрос на данные ценные бумаги составил около 1,5 млрд. долларов США . 23 августа 2010 года была завершена операция по доразмещению к первичному выпуску облигаций на сумму 400 млн. долларов США.[15] Сейчас белорусские еврооблигации торгуются с доходностью до 8%. Это показывает, что к ним есть очень высокий интерес со стороны инвесторов, то есть это подтверждает, что наши облигации - ликвидный инструмент.

В 2011 году планируется осуществить размещение еврооблигаций на сумму 1 млрд.долларов США(19 января 2011был размещён второй выпуск суверенных евробондов на сумму 800 млн. долларов США. под 8,95% годовых с погашением в январе 2018 г.), а также привлечь связанные кредитные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов на сумму около 1,2 млрд. долларов США (в том числе предполагается привлечение кредитов МБРР на 119 млн. долларов США, кредитов Китая в объеме около 1 млрд. долларов США).[15]

Риск рефинансирования для Беларуси в настоящее время остается очень низким т.е.в текущем периоде не нужно привлекать деньги для того, чтобы отдавать долги, а проценты по основному долгу будут оплачиваться за счет валютных доходов государства, в том числе от приватизации (в 2009 году доходы от приватизации составили 800 млн.долларов США). Ожидается, что всего в 2011 году платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета составят около 870 млн. млн.долларов США, или 8,2% доходов бюджета. [15]

В основном крупные выплаты по внешнему госдолгу Беларуси начнутся с 2012 года, когда необходимо будет погашать кредиты по программе МВФ. Выплаты по еврооблигациям будут через 5 лет. При этом, по прогнозам Минфина, проблем с наличием средств для осуществления таких выплат в будущем не ожидается.

Кроме того, с будущего года государственные обязательства Беларуси будут рассчитываться по международной методике. То есть при расчете внешнего и внутреннего госдолга будут учитываться только прямые долги, те, что правительство заимствовало напрямую, а также предъявленные к исполнению гарантии правительства. По прогнозам Минфина, показатель по соотношению внешнего госдолга к ВВП снизится незначительно (на несколько процентных пунктов), а по внутреннему госдолгу произойдет существенное уменьшение. Специалисты считают, что новая методика расчетов будет более правильной, так как будет отражать реальный, а не потенциальный уровень долговой нагрузки. [15]

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им.

Информация о работе Анализ государственного бюджета в Республике Беларусь