Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:55, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены основные функции и особенности государственного бюджета, методы и проблемы его сбалансирования, а также особенности бюджетной политики Республики Беларусь.
Введение
1. Государственный бюджет и его роль в национальной экономике
1.1.Понятие государственного бюджета, его особенности и функции
1.2.Бюджетная система. Республиканский и местные бюджеты
1.3. Роль государственного бюджета в регулировании социально-экономических процессов
2. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
3. Формы и методы бюджетного регулирования
3.1. Ежегодно сбалансированный бюджет
3.2. Циклически сбалансированный бюджет
3.3. Функциональное финансирование
4. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Доходы республиканского бюджета
Приложение 2. Расходы республиканского бюджета по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь по разделам и подразделам
Налоговые поступления и приравненные к ним сборы обычно выступают главным средством накопления республиканского бюджета. В качестве основных налогов, которые закрепляются за республиканским бюджетом, выступают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы, а также штрафы за нарушение законодательства.
Кроме того, центральное правительство имеет возможность получать доходы с государственного капитала, размещенного в акционерных обществах, процентные доходы по банковским депозитам, а также доходы от продажи государственного имущества (приватизация) и части стратегических резервов. Наконец, правительство имеет возможность получать банковские ссуды, присваивать доход от «печатного станка», размещать внутренние и внешние займы.
Расходы республиканского бюджета представляют собой денежные затраты, возникающие при исполнении центральным правительством своих функций. Многообразие функций государства порождает многообразие государственных расходов. Масштабы государственных расходов зависят от сложившихся традиций и национального менталитета, а также от уровня социально-экономического развития страны. В современных условиях наблюдается постоянный рост государственных расходов в абсолютном выражении и относительно ВВП.
[Статьи доходов и расходов бюджета Республики Беларусь на 2005 год указаны в приложениях 1 и 2.]
Структура местных финансов непосредственно определяется государственным устройством, точнее – принятой схемой административного деления государства. В нее входят местный бюджет территориального органа управления, местные специальные фонды (бюджетные и внебюджетные), а также систему местного кредитования.
Вслед за развитием территориального самоуправления традиционно повышается роль и значение местных финансов. Важнейшей задачей региональных финансов является нивелирование имеющихся различий в уровнях экономического и социального развития территорий.
В структуре доходов местного бюджета принято выделять собственные доходы, общие доходы и дотации. При этом сведение местного бюджета без дефицита не является определяющим.
Собственными доходами местного бюджета называются те финансовые поступления, которые полностью закрепляются за регионом (местные налоги и сборы). Ставки по этим налогам и сборам устанавливают местные (региональные) органы власти. В большинстве развитых стран среди местных налогов преобладают прямые налоги – налоги с доходов и налоги на собственность. Выделяются и неналоговые собственные доходы в виде арендной платы, доходов от реализации местных займов, добровольных взносов юридических и физических лиц. К собственным доходам можно отнести и те виды налогов и сборов, которые центр полностью закрепляет за местными бюджетами.
Под общими доходами понимают такие виды доходов, которые распределяются между центром и регионом (отчисления от общереспубликанских налогов и доходов). Пропорции такого распределения могут определяться по-разному (с учетом предстоящих расходов, по фиксированным нормативам и т.д.). Получается, что вначале центр собирает соответствующий налог в виде общего дохода, а затем перераспределяет денежные поступления между бюджетами. Допускается введение особой местной надбавки к налогу, закрепленному за вышестоящим бюджетом.
Расходы местных бюджетов зависят от объема решаемых задач, от уровня децентрализации управления социальной сферой. В условиях Беларуси из местных бюджетов финансируются объекты ЖКХ, а также местный общественный транспорт, дорожное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, развитие рыночной инфраструктуры и др. Около 70% расходов на социально-культурную сферу несут местные бюджеты.
Для более глубокой характеристики бюджета государства, функционирующего в условиях трансформационной экономики, следует учесть факт усиления его роли в регулировании общественных процессов.
С
развитием государства и
А. Вагнер одним из первых попытался объяснить рост государственных расходов на основе сформулированного им "закона возрастающей государственной активности" (закон Вагнера), в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.
Проанализировав ход развития ряда западноевропейских стран, переживавших быстрый рост промышленности, А. Вагнер пришел к выводу, что социальный прогресс вызвал растущую государственную активность, которая, в свою очередь, привела к увеличению расходов правительства.
Это положение он аргументировал следующим образом. Во-первых, в связи с развитием экономики и углубляющимся разделением труда усложняются экономические отношения в обществе; государству с целью поддержания эффективной и действенной экономики, а также правопорядка потребуется больше средств на содержание правоохранительных органов, полиции, предоставления юридических услуг. Во-вторых, новые технологии создадут потребность в больших количествах капитала, необходимого для производства, который может быть обеспечен только акционерными компаниями либо государственными корпорациями. В-третьих, А. Вагнер увидел растущую государственную активность в таких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предоставляемых услуг невосприимчивы к экономической оценке.
Понимая определенную ограниченность рынка, А. Вагнер рассматривал государство как "органический" институт, способный восполнять пробелы в функционировании рыночного механизма путем государственных расходов.
Его выводы сводились к тому, что тенденция роста государственных расходов, которую он наблюдал, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Эти прогнозы были испытаны в ряде стран и всегда подтверждались. Современные экономисты называют это явление законом А. Вагнера, действие которого проверяется расчетом доли государственных расходов в ВВП.
Современное государство использует бюджет для воздействия на производство, накопление, потребление и другие стороны воспроизводства.
Длительное время государственный бюджет рассматривался лишь с точки зрения централизованного денежного фонда государства, его основного финансового плана, т.е. с точки зрения его "внешних проявлений". По существу бюджет отождествлялся с народнохозяйственным планом. Его основное назначение усматривалось в централизации части финансовых ресурсов и их распределении на общегосударственные нужды.
Развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет как на инструмент государственного регулирования.
В
условиях формирования рынка производственные
отношения, основанные на полной экономической
независимости и самостоятельности хозяйствующих
субъектов, создают условия свободному
движению товаров и капиталов. Рыночные
отношения приводят к стихийному образованию
натуральных и стоимостных пропорций,
которые не всегда желательны и содействуют
экономическому росту. Поэтому государство
пытается воздействовать экономическими
методами на воспроизводственные процессы,
сглаживать некоторые социальные последствия
стихийных рыночных сил.
При планировании и исполнении бюджета возможны три основные ситуации:
Стремление избежать дефицита бюджета предполагает использование так называемых балансирующих статей (продажа государственного имущества, изменение налоговых ставок и т.п.). При выявлении дефицита республиканского бюджета в первую очередь следует установить:
Формально размеры дефицита бюджета определяются путем сравнения объема доходов и расходов. При этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются. Поэтому для отражения степени дефицита бюджета принято использовать относительные показатели, сопоставляя, например, дефицит бюджета и общую сумму расходов (процент непокрытия) или дефицит бюджета и объем ВВП.
Следует учесть тот факт, что в процессе балансирования можно встретить целый ряд различного рода проблем, одной из которых является существование скрытого дефицита.
То, что сообщается широкой публике в виде дефицита бюджета, еще не есть реальный дефицит. В современных условиях, когда финансовые потоки значительно усложнены, а исполнение государственного бюджета с дефицитом не является столь уж популярным событием, анализ дефицита бюджета требует проведения корректировки его официального размера. Выделим некоторые вполне возможные поправки такого рода.
В
расходную часть бюджета
При изменении объема бюджетного дефицита необходимо выполнять поправку на уровень инфляции. Чем выше инфляция, тем ниже реальная процентная ставка, которая используется при обслуживании государственного долга. В условиях инфляции правительству легче выполнять бюджет, так как вслед за ростом цен расширяется налогооблагаемая база, обесцениваются запланированные расходы. Поправка на инфляцию при сохранении положительных значений процентной ставки, используемой при обслуживании государственного долга, приводит к завышению бюджетного дефицита.
При определении величины реального дефицита необходимо учитывать и так называемые квазибюджетные расходы, которые связаны с государственными нуждами, но скрыто финансируются, например, за счет средств Центрального банка страны. Так например, Центральный банк может оказаться подключенным к прямому финансированию жилищных программ по льготным ставкам и при сохранении других нерыночных условий, к финансированию сельскохозяйственных компаний (посевные работы, уборка урожая), а также кредитованию расходов правительства на льготных условиях (закупка зерна, погашение задолженности внешним кредиторам и т.п.).
Для
покрытия убытков государственных
предприятий, выплат завышенной заработной
платы наемному персоналу и финансирования
скрытой безработицы в
Суммирование изложенных выше и других схожих компонентов позволяет достаточно точно определить скрытый дефицит. Скрытый дефицит и официальный дефицит в сумме равны реальному дефициту.
Для
нивелирования отрицательных
При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2—3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь